Изысканная простота. Валерий Гвоздей

Дина Немировская 2
В отличие от многих моих очерков о писателях и поэтах Астраханского края очерк о Валерии Гвоздее принадлежит перу моего покойного супруга Сергея Бендта (1958-2007), и мне остаётся лишь радоваться, что я познакомила этих интересных мастеров поэтического искусства друг с другом в теперь уже далёком 1994 году и добавить от себя несколько слов о личности, а также о научных и литературных интересах Валерия Гвоздея.

Вот лично мои любимые строки у этого поэта:

«Часы бьют полночь. А за что?..»

Тема кандидатской диссертации Валерия Николаевича Гвоздея посвящена проблемам русского национального характера в творчестве А.П. Чехова», диссертация была успешно защищена в Москве (МГПИ, 1984). С1986 года Гвоздей Валерий Николаевич преподавал в АГУ Астрахани, где читал следующие курсы: «История русской литературы XIX века (первая треть)»;«Русская литература и культура первой половины XIX века» и спецкурс «Эволюция А.П. Чехова-художника», а также руководил спецсеминаром «Проза А.П. Чехова: проблемы интерпретации». В сферу научных интересов Валерия Гвоздея входят первичные средства создания художественной картины мира в литературе, средство создания «художественной ткани» произведения.

Гвоздем В.Н. было опубликовано более 40 научных работ. В 1999 году опубликованы монографии: * Гвоздей В.Н. Секреты чеховского художественного текста: Монография. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1999. – 128 с. ISBN 5-88200-417-9. * Гвоздей В.Н. Меж двух миров: Некоторые аспекты чеховского реализма: Монография. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1999. – 128 с. ISBN 5-88200-441-1. Хобби: музыка, пение, игра на гитаре, литературно-художественное творчество. * Фантастический роман "Корабль умников" * Автор книги стихов "Птица ночи", оригинал книги можно прочесть на сайте Книжного портала iHaveBook: а также здесь: http://read.newlibrary.ru/read/gvozdei_v_n_/page0...

В АГПИ, а затем и в АГУ В.Н.Гвоздей долгое время руководил литературной студенческой студией «КЛЮЧ», ныне переместившейся на веранду дома-музея Велимира Хлебникова.

В настоящее время Валерий Гвоздей успешно работает в таких литературных жанрах, как космическая фантастика (космическая опера), литературная критика, фантастический детектив и поэзия.
С поэтическим творчеством Валерия Гвоздея (род. В 1957 году) можно познакомиться здесь: http://www.stihi.ru/avtor/vgvozdey

Гвоздей В.Н.
Ночная дорога: Стихи.- Астрахань: Изд-воАстраханскогогос.пед.
ун-та, 2000. - 107 с.

В книге представлена лирика, а также - ироническая поэзия астраханског поэта,преподавателя Астраханского педагогического университета, В.Н.Гвоздея. Часть текстов была опубликованаранее в коллективномсборнике
литературной студии.

"ISBN 5-88200-478-0"
Гвоздей В. Н., 2000
Изд-во АГПУ, 2000

(Дина Немировская)

***
Пожалуй, лучше не определить эстетику стихов Валерия Гвоздея. Изысканная простота… Да и сам он в одном из ранних стихотворений провозглашает свой творческий манифест, личное понимание словотворчества:

Склоняясь над бездной чистого листа,
Сказать попробуй о неизречённом –
И чтобы речь твоя была проста…

Я не так давно познакомился с автором, но уверен: его строки стали для меня добрыми друзьями надолго:

И начало пути, и его середина
Прочь уводят тебя от конечных причин.
Лишь душа, поднимаясь из мёртвых глубин,
В силах смутно припомнить,
Где скрыта причина.
Несомненна пластичность стихотворения:
Наше время созреет, как плод,
напившись
сомненьем и болью –
Может быть, лишь для этого
сад наш
на почве скудеющей
рос.

Или: «Потемневшее небо провисло под тяжестью звёзд», «Осыпаются звёзды от долгого взгляда…»

Умение найти единственную форму для единственного содержания, телесная ощутимость образа, способность заставить слова-аутсайдеры, слова на подхвате, слова – тёмные лошадки работать на слова-лидеры:

Недаром сломаны все низкие ступени
у лестницы, ведущей в небеса…
Или:
Свет, что мертвенно льёт луны обесценный грош,
Кожу мне холодит, как женщины детская ложь…

А вот другой Гвоздей. Есть острословы, а есть остроумы – Валерий виртуозно сочетает в себе оба этих качества:

Однажды Виталик дал высокую оценку сокурснику Стёпе: «С таким другом хоть в огонь, хоть в воду! Не всё ли равно, где пропадать…»
***
Свалился вдруг на нас большой успех!
И он прихлопнул сразу всех.
***
Всюду вижу тебя… Даже если смотрю в бутерброд…
И, роняя слезу, образ твой отправляю в свой рот.
***
Как тяжело на душе –
даже лестница рухнула
с треском,
стоило мне на неё,
в погреб спускаясь,
ступить…
***
Я Афродита!
Можно просто Фрося…

Вот такие, на первый взгляд, студенческие хохмы в духе КВН, при более пристальном рассмотрении оказываются параллелями нашей жизни, до предела современными.

Стихи набекрень? Нарушение формальной логики? А может быть, наполнение слова его первобытным смыслом, взвешивание фразы на вес и достижение ощущения у читателя тяжести, например, ковра в руках.

Кто-то может поинтересоваться – а разве такое кому-нибудь нужно? Всего-то навсего стихи, вымысел, ложь. Да, ложь, но в открытую, в отличие от фальши госмужей, призванных заниматься высоким искусством, управлением государством и политикой.

Ложь поэта способна сделать человека выше, чище, сильнее, добрее. Так было всегда, а сегодня быть поэтом не только достойно, но и необходимо. Если получается.

Напоследок стоит добавить, что Валерий Гвоздей преподаёт русскую литературу в астраханском госуниверситете и на протяжении нескольких лет ведёт литературную студию «Ключ», сея там «разумное, доброе, вечное».

Ждём новых стихов, Валерий!

СЕРГЕЙ БЕНДТ, 1998 год.

НЕКОТОРЫЕ СТИХИ ВАЛЕРИЯ ГВОЗДЕЯ:

***
Вот кадровик седовласый усердно читает
Личное дело мое, и при этом мрачнеет
Строгое старца чело, и сдвигаются брови
Грозно, и тяжкая дума его посещает.
Я ж беззаконно стою, размышляю преступно:
"Личное дело мое - это личное дело.
Дело какое ему, седовласому старцу,
Именно вот до того, что является личным?
Личное дело мое - не его это дело!"
Только ведь сам я живу не в лесу - в государстве...
Бдить государство должно, чтобы не было худа.
Вот и теплеет мой взгляд, обращенный на старца:
На нос очки нацепив, слеповато моргая,
То государство само здесь за порядком следит ведь.
Строго следит! И меня сейчас выгонит в шею,
Как воплощенье беспутности и непорядка.
Правильно сделает: личных моих интересов
Выше стоят интересы всеобщего блага.
Минимум - метра на два. И становится легче,
Даже приятно, как вникнешь со знанием дела -
Личного дела, конечно же, личного дела.

В ОЧЕРЕДИ

Гражданин цилиндрической формы
На пяти растопыренных ножках!
Гражданин, я ведь к вам обращаюсь!
Разве я говорю не по-русски?..
Вы давайте-ка не верещите!
Люди здесь занимали с полночи!
Не стояли вы здесь, не стояли!
И покиньте торговую точку!
Что с того, что посланник Вселенной!
Соблюдайте моральные нормы!
И не надо мигать огоньками
На зеленых изогнутых штучках!..
Много вас, цилиндрических, ходит,
Где торговля идет дефицитом.

ГЕРОЙ

А я, как все, с утра бегу из дома,
В набитом транспорте досматриваю сны.
Мне проза жизни хорошо знакома,
Не верите - спросите у жены.
Да, я как все, но это только маска.
И хоть я выгляжу, как полный идиот,
Есть у меня секретная отмазка:
Все дело в том, что я совсем не тот.
Во сне я часто говорю с акцентом,
Мне снится родина - Нью-Йорк или Стамбул.
Меня дразнили вражеским агентом,
И ожиданий я не обманул.
И я отлично это дело знаю.
И ждет награда в тамошнем раю.
Ты думаешь, я коврик выбиваю?
Я информацию своим передаю!
Ведь я герой невидимого фронта.
Меня в упор не видят, хоть умри!
Мне в Центре дали имя Дормидонта.
Ты только никому не говори.

***
Одиночное плаванье в сторону звезд.
Убегают столетья, волна за волной.
Мой кораблик теченья не ловит за хвост.
Он плывет наугад, не считаясь со мной.
Мой кораблик под ветром кренится слегка.
И не хочет поверить упругой воде.
Я заплыл далеко. Подо мной - облака.
А он смотрит в глаза одинокой звезде...

***
Рояль простер свое крыло -
Как ворон Эдгара По.
Играй, пока не рассвело,
Пусть спят трамваи в депо.
Твоих аккордов странный звук,
Нестройный хор голосов
Другим не причиняют мук
И не колеблют основ.
Пока мы здесь - мы не одни,
Хоть это, в общем, старо.
До встречи тот считает дни,
Кто ставит все на "зеро".

***
Входили звоном в сон колокола
И застывали на прощальной ноте.
Ты белой птицей два своих крыла
Распластывала в утреннем полете.
Передо мной вершила ритуал.
Взносила гребень плавными руками
И оправляла в локоны овал
Лица с неподведенными глазами.
Впускала в окна заповедный свет.
И словно чар неведомых лишалась.
И думал я: в тебе загадки нет.
А ты - непостижимо улыбалась...

***
Голос крови подобен пчелиному гуду.
Жадно воду вбирает сухая земля.
Этой ночи тяжелую, влажную груду
Не измерить, часы на мгновенья деля.
Странно время, когда не желанна пощада.
Чуть звенит, за порог задевая, каблук.
И в глубокой тени, исчезая от взгляда,
Пропадает и жест, и замедленный звук.
Эта нежная прихоть достойна сомненья.
Но острее соблазн ожиданье продлить...
Как случайны, причудливы нитей сплетенья.
И теряется в них путеводная нить.