Петроград и Зурбаган

Александр Гребёнкин
(о повести А.Грина «Фанданго»)

Один из лучших рассказов Александра Грина, который, по объему, вполне можно считать повестью. В нем писателю удалось объединить совершенно несовместимые два мира:  вполне реальный зимний Петроград 1921 года и фантастический, сверкающий весенней красотой, Зурбаган.

Писатель детально, реалистично, (хотя и не без элементов мистики), передает жизнь жителей города на Неве того времени.

Зима, холод, люди топят сломанной мебелью, бревнами разрушенных деревянных домов. Проблемы с едой. Очереди за пайками. Воришки, цыгане, мешочники на улицах. Всюду царят грязь, разруха, уныние и упадок. Происходят самоубийства, растет преступность.

Главный герой рассказа искусствовед и переводчик Александр Каур находит в себе силы видеть прекрасное.  Настоящим откровением для него (или средством для ухода от действительности) становится увиденная  у знакомого картина, изображающая комнату, окна которой выходят на улицу восточного города...

Переломным моментом в рассказе становится прибытие в город загадочной иностранной делегации то ли с острова Куба, то ли из Испании.

Возглавляет ее некий Бам - Гран,  который в отличии от рассказа "Ива", предстает здесь чуть ли не в образе дьявола - искусителя:  берет с петушиным пером, острая бородка, хитрый и пронзительный взгляд внимательных глаз, умение колдовать и читать мысли.

 Неожиданные гости привозят вагоны с продуктами и различные вещи: экзотическую одежду, ткани, музыкальные инструменты и т.д. Александр Каур становится у них переводчиком.

Грин мастерски выстраивает психологические сцены. Особенно хорошо сделана сцена показа Бам - Граном привезенных товаров. Отношение к этому людей - это, в сущности, реакция дикарей, далеких от цивилизации, на привезенные игрушки.

Каур, как переводчик, получает необычную плату - золотые пиастры и, конечно же, спешит в чайную... Но и хочет разыскать исчезнувшего искусителя Бам - Грана.

Узнав о странной связи того с цыганами, он получает  от них загадочный артефакт - волшебный конус. Соединив предмет с картиной, он  сначала погружается в чарующий мир Зурбагана,  где оркестр играет "Фанданго", а затем возвращается назад, но уже в более благополучный 1923 год.

Беглый пересказ сюжета не может передать все нюансы и тонкости рассказа, а также своеобразной философии Грина, могущей иметь различные толкования.

Как любопытное соединение реальности и фантастики, у Грина также есть ранее написанный рассказ "Крысолов".

2010