Привычки

Павел Купин
      Вы раб или господин своих привычек? Подчиняетесь им или можете изменить по своему усмотрению? Совершать определенные действия в определенном порядке, в определенном месте в определенное время. Привычки держат на плаву, не дают соскользнуть в небытие, покончить с собой…. или, наоборот загоняют в угол, формируют отвращение к жизни.
      Амбивалентность привычек позволяет отнестись к ним как к технике, средствиальному срезу действительности. С их помощью мы организуем пространство вокруг себя, делая его более удобным, эффективным. В тоже время они делают нас ригидными, невосприимчивыми к чему-то новому, необычному.
      Когда привычки наполняются историей, они превращаются в традицию, которая в свое время поддерживает культуру того или иного общества.
      Особняком стоят внутренние привычки человека. Например, молиться перед сном или рационально мыслить. Если внутренняя культура достаточно сильная, то человек не совершит ничего предосудительного в любом состоянии, даже во время психоза. Интересно экспериментировать; создавать себе те или иные привычки, сея поступки, как говориться в известной пословице. Менять порядок, место время привычек. Проверять их на прочность, соответствие условиям и потребностям, согласованность между собой.
      Раб привычек – человек ограниченный, господин привычек – человек свободный, для которого они служат опорными пунктами противостояния внутреннему и внешнему хаосу. Порядок в жизни отдельного человека и жизни общества обеспечивают привычки, традиции и культура в целом.
      Если ты недоволен собой, поменяй привычки; если ты недоволен судьбой, уйди в другую традицию; если ты недоволен жизнью, уезжай за границу, к новой для тебя культуре. Всегда есть выход; нужны только решимость и мобильность.
Бывают привычки от которых трудно или невозможно избавиться; они вошли, выражаясь фигурально в плоть и кровь человека., стали неотъемлемой частью его жития-бытия. Если человек желает избавиться от таких привычек, без внешней помощи не обойтись. Он обращается к психоаналитику, психотерапевту, психиатру. Это становится не только необходимо, но и модно.
      Другой вариант: когда человека все устраивает, и он ничего не хочет менять, даже к лучшему. Можно ли называть такое состояние гармонией? Человек создал или присвоил себе привычки адекватные его сущности. Как бы одет в скафандр, который защищает его от внутренних и внешних вызовов; на них всегда готов соответствующий ответ, базирующийся на комплексе имеющихся привычек, которых необходимо и достаточно для всех случаев жизни. Это конечно иллюзии, но какая жизнеспособная….
      Строительство иллюзий – свойство любого произведения, не только художественного, но только в мифотворчестве оно достигает своего апогея, становясь подлинной жизнью. Другое дело, чтобы быть честным до конца, стоит показать контрагенту, где правда, а где ложь, где прямая течь, а где намек. Создавать и разоблачать иллюзии – искусство высшего пилотажа. Немногие творцы способны на такое, мало кто отдает себе отчет, что вместо истины выдал на гора очередной обман. Зачастую, это – самообман, но это их не оправдывает.
      Привычка лгать – ни хорошая, не плохая, она просто есть. Все лгут время от времени и никто не любит когда лгут им. Желание избавиться от нее – наивно и невыполнимо. Даже патологический лжец заслуживает не осуждения, а сочувствия и понимания. Тем более, что его разоблачают быстро и без серьезных последствий.
      Есть такая занятная привычка – склонность к оригинальности, в ущерб искренности. Только сильные духом люди могут позволить себе быть банальными. Увидеть новую грань в тривиальной вещи – что может быть оригинальнее? Другой пример этого человеческого качества/свойства – добавить капельку иронии в уже известное измерение. Комическая сторона жизни более привлекательна, чем трагическая, хотя в ней хватает и того и другого.
      Привычка привычке – рознь. От какой-то и хочешь избавиться, да не можешь, какую-то и хотел бы приобрести – да не получается. Одни говорят: смирись, другие говорят: иди до конца. А ты перебываешь в своем гомеостазе, и все тебе нипочем. Иногда стоит побыть немного инертным, накопить силы для очередного броска в непознанное (немного пафоса с оттенком иронии не помешает).

      P.S. Для чего люди пишут тексты? Так ли важна обратная связь? Письмо – это потребность; А если она удовлетворена, нужно ли ждать, что это кто-то прочитает? Хотелось бы, но не обязательно. Раньше люди писали в стол, а теперь пишут в интернет. А вы говорите, что в культуре прогресса нет….
Странно, но люди часто вспоминают учителей и редко любят учеников. Казалось бы, стоит печься о последователях, а не о предшественниках. Но все же когда мы были учениками, тоже перевирали учение, не понимали или понимали по-своему. И это продолжается, теперь в наших эпигонах.
      Говорят, что я учил не боятся тьмы. И научил этому кого-то, а ведь я не об этом говорил, не это преподавал. Хотя как знать….   Все равно в истории останутся не наши персоны, а мнения о нас; не наши понимания, а понимания тех, кто будет нас читать, каждый по-своему, со своим смыслом жизни, со своей строго индивидуальной интерпретацией. В том числе и привычек.