Моцарт и Пушкин. Сходство. Наше все. 10

Михаил Гольдентул
     ПУШКИН НАШЕ ВСЕ
     МОЦАРТ НАША ИКОНА И НАША РОДОСЛОВНАЯ

                Два брата жили в разных столетиях,
                Но брали друг у друга автографы.
                Старший - поющий о легкости
                Весь растворялся в гармонии,
                К порогу пришел незамеченным
                Исполнив себе же реквием.
                Младший - влюблен был в слово,
                Словами рождал гармонию,
                Морозной зимой у барьера
                Закончил свою симфонию.

                (Александр Разный)

     Все, что было перечислено в предыдущих частях, говорит о выдающемся месте Пушкина и Моцарта в литературном и музыкальном процессе.

     Ричард Тарускин,  русско-американский музыковед, историк и критик,  в знаменитой и выдающейся статье “Почему Моцарт стал иконой в наше время?” (Нью-Йорк Таймс, 9 сентября 1991 год) пишет:

    “Моцарт  наш  краеугольный камень, наша икона и наша родословная. Празднование его означает празднование нас самих. В нем мы видим нас людей трансцендентность – (способность выйти за пределы  человеческого опыта- МГ), достигающую  без всяких усилий  то, что Бернард Шоу определял как  “единственная когда-либо написанная музыка,  которая звучала бы уместно в устах Бога”.


     Привожу  этот текст в подлиннике: ‘For Mozart is our foundation stone, our icon, and our pedigree. Celebrating him means celebrating ourselves. In him we see  our species transcendent, effortlessly bringing forth what Bernard Shaw called “the only music yet written that would not sound out of place  in the mouth of God”

    И вот легендарные цитаты  А.Григорьева и Ф. Достоевского о  Пушкине.
    Ф. Достоевский:

    “Вся теперешняя плеяда наша работала лишь по его указаниям, нового после Пушкина ничего не сказала. Все зачатки ее были в нем, указаны им».

    Аполлон Григорьев:   «Пушкин - это “наше все”.

    В этой главе было много раз показано, что  многие  стороны жизни и творчества Пушкина буквально распространяются на Моцарта и, таким же образом, многие стороны жизни и творчества  Моцарта, однозначно применимы к Пушкину.

    Сделаем   это еще раз, приложив слова Тарускина, высказанные о Моцарте, к Пушкину. Тем самым знаменитая фраза А.Григорьева, звучащая несколько загадочно и слишком афористично, обретет полный и законченный смысл.

    Пушкин  наш  краеугольный камень, наша икона и наша родословная. Празднование его означает празднование нас самих. В нем мы видим нас людей трансцендентность, достигающую без всяких усилий  то, что Бернард Шоу определял как  “единственная когда-либо написанная поэзия,  которая звучала бы уместно в устах Бога.


                КОНЕЦ ПЯТОЙ ГЛАВЫ
 
                *       *      *

   

Михаил  Гольдентул