Эпоха перемен Глава 8

Алекс фон Джаго
Ни с утилитарной, ни с идеологической точки зрения закладка церкви размерами совсем не с Исакиевский собор не должна впечатлять. Но русский Царь показушности начисто был лишён и этот поступок совершил исключительно по искренней внутренней потребности. Хотя, поделившись планами, довёл до присутствующих, что одновременно с культовым зданием, строить при нём надлежит также больницу и школу церковно- приходскую, пока построят, как раз детки у строителей и заведутся. А уж следом и жильё для них.

 Подвести надлежит также дороги, как шоссейные, так и железную, а уж после плотиной реку прудить. Программа лет на 10 упорного труда (без форс-мажора), за этот срок в подлежащей в перспективе затоплению долине надлежит лесопитомник разбить и к началу заполнения водохранилища, окрестную степь максимально облесить. Зеркало рукотворного моря в сочетании с лесопарком обязаны континентальный климат смягчить, но расчёты пусть ученные проводят. Ведь и где в будущем ГРЭС ставить так же им решать - розу ветров изучить времени достаточно.

  Всякий долгий путь начинается с первого шага и Император его сделал. Окрестный народ, что пока до морозов на рытье котлована поработает, по окрестным весям да аулам слух разнесёт, что на государевой стройке деньгу сшибить возможно, и потянутся за нелишней копейкой сначала сотни, а затем и тысячи желающих заработать. Не глядя на зиму - ведь войлочная киргизская юрта ни в какой мороз пропасть не даст, а коня в степном краю только у совсем пропащего не найдётся. Так что бут из каменоломни по белому пути и на храм навозят, и под фундаменты собственных домов заготовят.

 Специальная комиссия всем желающим в будущем городе строиться уже законные 10 соток нарезает и правила разъясняет. Чтобы дом от забора на 4 метра отступал, а если кто с соседом встык сговориться жилища возводить, то здания обязана глухая каменная стена разделять - брандмауэр нарекаемая. И чтоб у улочной ограды не менее 2-х деревьев посажено оказалось - приятствие глазу и прохладу в жаркий день даря.

 Разумеется, Царю о более глобальных вопросах думать надлежит. Но действительно Великий и в детали вникнуть не побрезгует. К счастью, и Николай, уподобляясь предку своему - Петру, не только от колки дров балдел. Правда, плотная толпа свиты его деяния от глаз народа заслоняла. К счастью, на эту банду дармоедов мест в самолёте не нашлось, и закладке нового града никто не мешал. Более того, чувствовалось хорошо спланированная помощь. Если судить по тому факту, что за наше длинное и сложное путешествие только единожды вышла неурядица с заправщиком, а более нигде нужды терпеть не пришлось, логистика маршрута тщательно разрабатывалась совсем не дураками. Да и подготовка длилась не один месяц.

  Даже в диких степях, при закладке храма, неожиданно батюшка появился и действо освятил. Видно в России умного народа и помимо "попаданцев" всегда хватало, да не всегда им агрессивная серость себя проявить возможность предоставляла. Только лёгкое внешнее воздействие потребовалось для активизации гениев в масштабах страны, ну и периодическая корректировка - дабы силы и средства не расходовать на заведомо тупиковые направления.

  Обратный перелёт до столицы занял неделю, но это с учётом того, что "дозаправки" выливались в митинги и прочие патриотические мероприятия, игнорировать которые являлось неразумным. Множество народа пожелало в авиаторы податься, и превращать небо в привилегию богатеньких Государь ясно дал понять, что не позволит. Путь в облака открывался всем желающим, и препятствием служило только здоровье. Для желающих старанием компенсировать недостаток денег, первым шагом могла служить раскидывающаяся по стране сеть Добролёта (аналог ДОСААФ, но только для авиации). До Великой Отечественной, Сталин выявлял талантливых летунов на дешёвеньких планерах, и этот "будущий" опыт использовать показалось не лишним.

  На горе Усырт в крымском Коктебеле имеется уникальное для развития планеризма место с постоянными восходящими потоками воздуха. Там даже на планере "мёртвую петлю" возможно совершить, так что по возвращении  первым делом подписал Государь Указ о создании в том месте Планерного  клуба, доступного для ВСЕХ сословий.
  Под "спорт" маскировалась военная подготовка максимально. Ведь ещё учась в Академии в 1910 году ознакомиться получилось с обзором воздушных флотов мира, сделанным англичанином Ф.Джейном. Причём, основной угрозой в нём считались дорогостоящие дирижабли и первенствовала тут, разумеется, Германия. Обладавшая 9 Цеппелинами  и 5 самолётами. На втором месте находилась Франция, имевшая 3 дирижабля, но 36 аэропланов.
 
 А дальше державы "из табунка не выделялись". Россия -3/3, Великобритания -2/4, Италия -3/2, Австрия - 3/2, САСШ - 2/2, Бельгия - 2/2, Япония -1/2. Но это без учёта не особо афишируемой нами продукции тогдашнего "Мотора" - спортсмены ведь не в счёт! Да и теперь Волкова Деревня формально не на Военное ведомство работала. Теперь ставилась на поток серия из полусотни простеньких безмоторных планеров, и на них появлялась возможность подбора "воздушных гусаров", особо тормозами не обременённых.

  Скоренько  на горе сколотили "спортивный лагерь". Включавший как ангары для летательных аппаратов, так и бараки для "господ спортсменов". И ещё множество "тренажёров", что нам с тестем удалось "вспомнить" или придумать.

 Например, что бы летнаба "приучить к пулемёту", в северных военных округах возвели бобслейные трассы. И пропустили на бобе, "Максимом" оборудованном, всех желающих себя проявить. По выходным, кстати, новомодная трасса предоставлялась для всех желающих себя испытать "статских", правда дороговато, но с последующим сервисным обслуживанием (выдачей сухих штанов).

  Снайпера, тем более воздушного, воспитать невозможно. И никакое положение или связи этому не поспособствуют. Тут только от врождённых способностей всё зависит. Выявление таких талантов есть задача государственная, не взирая место рождения будущего пилота - местечковую хибарку, горную саклю или столичный дворец. Прошедшие тест добровольцы весной и составят первую партию Коктебельских "спортсменов", и источник сей не иссякнет - на Масленицу по всей Руси с горок на санях катаются.

  Печальной вестью явилось сообщение о смерти директора (и главного конструктора одновременно) завода "Мотор" - Калепа. К счастью, перед смертью, он на столько успел "усовершенствовать" ГНОМ (при постоянных "рекомендациях" тестя), что от оригинала там оставалась только звездообразность. Цилиндров насчитывалось аж девять, и стали они более "ёмкими". В ТОЙ жизни, до подобного французы дошли только через 10 лет и называлось чудо - GNOME-RHONE JUPITER 9Ad, имея мощи 420 кобыл и жеребцов. После "правильного" копирования и превращения в русский М-22, вобрало в себя все 480 л.с.!

 Такой "подарок" позволил тестю "вспомнить" сразу целый букет подходящих моделей: И-3 и  И-4, а главное - многоцелевой Р-5, по минимуму так же подходивший под новый движок. По нашим возможностям, из сосны, фанеры и стали, по полуторо- и бипланам(И-3, Р-5) в ТОЙ истории, через десятилетие специализировался Николай Николаевич Поликарпов. А первую отечественную цельнометаллическую конструкцию (И-4) создавал Павел Осипович Сухой, трудившийся в "бригаде" Туполева. По доброй русской традиции подаривший аппарату имя босса АНТ-5 (Андрей Николаевич Туполев). Нынче и эта троица, и ещё целая плеяда "будущих великих", а пока очень молодых людей обучалась ремеслу под руководством тестя и Сикорского (которого также пока частенько требовалось "подправлять").

   Аппарат "металлистов" обходился вдвое дороже, но и служить мог вдвое дольше, да и получался значительно легче. Запасов "крылатого металла" на малую серию хватало и к их клёпке (в буквальном смысле) немедленно приступили. Необходимым являлось отрабатывать перспективную технологию, невзирая на затраты. Разумеется, в ближайшее десятилетие этот полутораплан гарантированно устареет, но для надвигающейся войны эта простая и надёжная конструкция, разгоняющаяся до 250 км/час являлась самой передовой.

 Жаль только, что куча маленьких "НЮ" не позволяла запустить эту птичку в массовое производство. Не только дефицит металла сдерживал нас, требовалось много энергии и масса сложного станочного оборудования. Которое также нуждалось в отдельных углублённых разработках. Схема "одно рабочее место в аэрокосмической промышленности обеспечивается десятью в сопутствующих" работала уже и тогда. А пока зачастую даже алюминиевая заклёпка с полукруглой головкой "болталась" на крыле или корпусе, если мастер ослаблял контроль за мастеровыми. А заклёпок на аппарате накалачивалось многие тысячи. Так что параллельно  с доводкой техники и технологии, серьёзное внимание надлежало уделить контролю и ответственности.

 Первый же экспериментальный "Антей" (это имя несколько преждевременно ТУТ присвоили И-4 или АНТ-5) доверили мне на обкатку. На новом аппарате удалось "вскарабкаться" почти на 8 км (даже баллончик с кислородом брал на всякий случай) и беспосадочно из Питера перелететь до Москвы и Риги (и Эзеля само собой).

 На высоту в 5 км новый аэроплан поднимался менее чем за 12 секунд, обладал хорошей устойчивостью на всех режимах полёта, выполнял все фигуры высшего пилотажа (кроме "Кобры"), устойчивое пикирование, неплохой обзор и относительно удобную кабину (мягкость седалищу обеспечивал парашут). Разумеется, до "серьёзной" серии на импортном алюминии и думать не следовало, но ведь и в ТОЙ истории, даже через 15 лет страна с огромным напрягом переводила авиацию на "металл", а окончательно удалось вытеснить дерево только после ВОВ, фактически победив на фанере да ситчике.

   Жаль, что нам движки так же как папе Карло Буратино из бревна выстругивать не получалось - катастрофически не хватало оборудования и высококлассных  мастеровых-металлистов. А тот российский пролетариат, что большевики призывали объединяться непонятно с кем, в основном стоял в России на уровне разнорабочего, пару лет как сбежавшего из деревни за длинным рублём.
"...Раз, два, три, четыре,
    Мы поедем на квартиры,
    Чтоб водку пить, стопки бить
    Ни копейки не платить..."

 В этих частушках отражался не только интеллект "движущей силы революции", а и его цели и стремления. Но "быть может они не блистали умом, так ум проявился б в наследстве прямом". Уже их детей удастся затащить в школы - программа ЛикБеза готова, а внуки сами в университеты устремятся.

   Только грамотные станочники немедленно потребны, ибо на вагонзаводе кое-как, многократно "подгоняя", удалось ещё пяток М-22 произвести и ясно стало, что для "раздувания щёк" этого даже много, а вот для приближающейся войны - мало. Да и весь моторостроительный станочный парк Империи в три смены гнал движки Фольксвагена и даже оборудование "Мотора", без кооперации с вагонкой новинку не вытягивало. Но выход где то был, требовалось только найти!

 Слава Богу, что нашей летающей лодке после реконструкции пара новых моторов досталась. Да Поликарповские И-4 (ТУТ прозванные "Полиной") и Р-5 оснастить удалось. Как и на прототипе, на нашем истребителе установили два синхронных английских Vickers(a) с боекомплектом по тысяче патронов на ствол. Прицел сразу как Aldis не получился, но на Архангельском филиале Цейса, оптику всё же до ума довели. Но вот получи германская промышленность наш М-22 (желательно с документацией), и через год не боялся бы уже кайзер больше Британских дредноутов. Пока же тевтоны даже свои "Таубе" прекратили выпускать, сконцентрировав производство на дирижаблях.

  Кооперация в авиастроении России представлялась возможной только с союзной Францией, и Николай 2-й  через посла  предложил это непосредственно Пуанкаре. Мы предлагали движок БЕЗВОЗМЕЗДНО 3-й Республике для производства и гарантировали поставки планерной части И-3. Но не за деньги, а взаимообразно, из расчёта  3 двигателя за 1 самолёт. Контракт заключался на 2 года (с возможной пролонгацией)  и обеспечивал нас 3 тысячами моторов. Обеспечение двигателями полученной от нас тысячи планеров, так же являлось их собственной заботой.

  Занятно, что Вильгельм прознав про наш контракт с галлами и убоявшись резкого усиления мощи ВВС 3-й Республики, запросил и для себя летательных аппаратов тяжелее воздуха. Русский кузен, в знак дружбы предложил забирать хоть весь наличествующий авиапарк. И даже не дефицитным во Втором Рейхе золотом рассчитываться, а станками. Обмен б/у на б/у обрадовал обе стороны, но кайзер радовался больше - новая игрушка. Печалило только условие: "утром стулья- вечером деньги". Станки выбирать в Германию тесть целую комиссию отправил и аэропланы грузились на пароходы уже доставившие в Питер пром. оборудование. За очевидный факт предательства национальных интересов тесть удостоился Ордена Чёрного Орла.

  Французов эта сделка также резко подхлестнула  к исполнению контракта. Резкое возрастание воздушной мощи у  и так не слабого противника, стимулировало активность.

  Египетского и перуанского длинноволокнистого хлопка на такую программу набрать, разумеется, было не реально, но текстильные мощности Иванова и туркестанское сырьё исправно перерабатывало. После пропитки нашей ткани авиалаком, держало крыло воздух не хуже миткалевого. На этот вариант планера лиственницу также не выискивали. Хорошо просушенная древесина прочих хвойных несколько лет войны выдержит - этим аэропланам суждено умирать не от старости.

Хотелось верить, что на годы освоения военных заказов хватит парка простых, но надёжных деревообделочных станков, что по кооперации уже во всю эксплуатировались тестем на десятках мелких (и не очень) финских верфей. Которые совсем недавно строгали да колотили рыбацкие лайвы, да торговые шхуны. В условиях надвигающейся ЭТОЙ войны  положение Питера, как центра отечественного авиастроения оказывалось очень удачным.

 И тесть незаметно превратился в начале в неформального координатора, а вскоре и официально утверждённого Государем  министра авиационной промышленности. С полномочиями равными тому же Морскому министру, но менее его зависимому от взбрыкиваний российского парламента при распределении ассигнований. Там ведь даже дотируемые германцами социал-демократы заседали, хотя и без них шпионами да их пособниками столица нашпигованной изрядно была.

 К счастью, реальное положение для таковых удавалось нам искажать, прячась за коммерческую деятельность. Пока самолёты делались из фанеры, реечек и тряпочек, а товарищи эсдеки считали авиазаводы по значимости равными фабрикам губной помады (так реально заявил в ТОЙ истории большевистский сановник, когда Сикорский предложил ленинскому правительству самолёты строить), нам такой финт удавался.