Команда молодости нашей

Ирина Тымчук
    На фото: г.Тамбов, 1 мая 1958г, гимнасты  спортшколы. 

     Прошло столько лет, а я с удовольствием вспоминаю  годы моей юности. Какой же насыщенной и интересной была жизнь 50-х годов. Дух и культ спорта , царивший в стране , не обходил ни одно предприятие, ни одну школу. У  мальчишек были кумиры :  знаменитый  вратарь  футболистов  Лев Яшин,  выдающийся конькобежец Евгений Гришин , гимнаст   Юрий Шахлин.

 Телевизоров тогда еще не было и обо всех достижениях в спортивном мире мы узнавали из выпусков кинохроники,   радиопередач, газет и журналов. На крупных предприятиях создавались футбольные и волейбольные команды.  В спортивную школу можно было записаться в любую секцию – была бы любовь к спорту и желание трудиться.  Да и стадионы никогда не пустовали.  На футбольные матчи народ  шел как на демонстрацию. А какое столпотворение было на катках!

   Эти годы были и началом расцвета  спортивной гимнастики, где выдающихся успехов достигли наши гимнасты - Виктор Чукарин, который  пережив фашистский плен, вернулся на родину и стал гимнастом с мировым именем.  А легендарная спортсменка Лариса Латынина, завоевавшая девять золотых  олимпийских медалей !

  После войны прошло всего-то и ничего, десять лет, а какое огромное внимание уделялось развитию спорта. А главное - это было доступно каждому.
 
***
   Моя дорога  в спортивную жизнь начиналась очень просто. Каждый год  ближе к осени в Тамбов приезжал цирк.  Особенно запомнились выступления акробатов и я , придя домой, старалась  повторить некоторые упражнения.

  -Прекрати свои выкрутасы! – с ужасом говорил дед , глядя как я выделываю «мостики» , «коробочки» и прочие шпагаты.- Ты сломаешь себе спину!
 А что мы вытворяли  с девчонками в пионерлагере!  Тогда в почете были  массовые спортивные упражнения, но мы предпочитали делать «пирамиды» ,конечно, под руководством физрука. Однажды ,на одной из репетиций я услышала как он сказал  обо  мне нашему воспитателю : «Эта девочка в седьмом классе выполнит первый разряд».

И в шестом классе мы с подругой  Надькой  Лазаревой  отправились в спортивную школу поступать в секцию  гимнастики. В нашем классе Надя была новенькая. Она приехала из Ленинграда. Отца у неё не было и когда умерла её мама ,  тамбовская  тетя  забрала её к себе.

Так хорошо помню этот день, когда мы с подругой переступили порог спортивной школы.
   -Набор в секцию гимнастики уже закончился,- сообщил нам директор Ким Владимирович Рычагов. Но увидев наши расстроенные  мордочки, предложил : «Приходите  завтра к  девяти утра, захватите купальники и тапочки.»
  -Ну что же,  девочки способные, - было его заключение после первой тренировки.

 А мы и не сомневались!
И какое же это было  счастье – наконец-то найти применение  своему увлечению. Мы не пропускали ни одного занятия. Тренировки начинались в восемь утра. Но нас это нисколько не огорчало. Мы старались приходить пораньше, чтобы еще до начала занятий  вдоволь погоняться по залу, а главное «помотаться» на кольцах. Зимой в  спортзале было холодно.

  -Ничего, - успокаивал нас тренер. - Когда я занимался,(наверно до войны это было) у нас руки прилипали к перекладине.
 Купальники и  тапочки для тренировок мы шили сами. Пришлось осваивать нашу швейную машинку «Зингер».

  Разминку и вольные упражнения мы выполняли под музыку в сопровождении  аккордеона.  Дмитрий Алексеевич- так звали нашего музыкального работника, знал всех девчонок  по имени и очень  радовался, когда мы интересовались автором мелодии, которую он исполнял.
  -Это «Вальс-фантазия» М.Глинки, а это «Ноктюрн» Шопена, - терпеливо объяснял он.

Однажды аккомпаниатор  спас нас с Надькой от неминуемой  « расправы». Ну не могли мы спокойно усидеть на скамейке ни минуты, дожидаясь  своей  очереди  подхода к снаряду , не взирая на замечания тренера. И ,построив всех для выполнения вольных упражнений, тренер предложил нам  обеим, особо расшалившимся,  покинуть зал. Такого мы не ожидали…

 И тут  наш аккомпаниатор  взял первые аккорды «Миньона» , сопровождавшего наши   упражнения, и мы вместе со всеми приступили к  их исполнению. Тренер оценил нашу реакцию и  находчивость и не решился прервать эту мизансцену.

 А потом появился ОН, наш талантливый, незабываемый  Олег Михайлович. Не знаю, как  долго он присматривался к «новобранцам», но примерно через два месяца  он забрал нас с Надей в свою команду, с которой работал, так сказать - на перспективу. Нас  было пять девчонок, трое из которых были старше  нас  на три года и уже выступали по взрослому разряду. 

 Своего нового тренера мы просто боготворили, даже где-то по-детски были влюблены в него, ну как девчонки влюбляются в артистов. Ему наверно не было и сорока лет, но нам он казался пожилым и немного полноватым  для спортсмена.  Каждая  из нас считала, что именно она его любимая ученица.

 А однажды мы с Надей решили  это проверить  . Перед самым приходом тренера мы спрятались за дверь, а он, войдя в зал и оглядев резвящихся гимнасток ,   спросил: «А где Ирина?».

   Олег Михайлович постоянно  устраивал нам дополнительные тренировки. Ну а как же иначе. Зал  детской спортивной школы был такой маленький, что для выполнения прыжков через коня нам не хватало разбега. И по выходным дням мы отправлялись  в  спортзал Пед.института.

   -Завтра захватите коньки, пойдем на каток, - вдруг сообщал тренер. И мы с удовольствием два часа гоняемся на коньках. А летом  отправляемся на лодке на остров «Эльдорадо» - любимое место отдыха горожан.

 И проводя столько времени вместе, да ещё  в неформальной обстановке, мы ,конечно, сдружились с девчонками и постепенно становились командой, в которой ,помимо соперничества  вырабатывался и командный дух. А это так важно на соревнованиях.
 Как-то на очередной тренировке,когда  в зале было  холодно, мы решили надеть свитера . После разминки последовал «приказ»:
 - Отставить ! Все «тулупы» в раздевалку!
 -?-
  - Вы должны тренироваться в условиях приближенных к соревнованиям, а иначе будете чувствовать себя неуютно. И не вздумайте на соревнование надевать новые купальники и тапочки. «Снаряжение»  должно быть проверенное и привычное, чтобы не подвести вас в ответственный момент.

 Казалось бы - мелочи, но от них зависел успех выступления. И главное  наставление тренера :
  -Упражнение на любом снаряде должно быть отработано до автоматизма, чтобы не думалось  в какой очередности выполнять элементы.
А на соревнованиях  Олег Михайлович наблюдал за нашими выступлениями издали, не суетился возле нас, как другие тренеры. Может быть это и правильно, т.е. мы должны  были рассчитывать только на свои силы.

   В Тамбове ежегодно проводились областные и городские соревнования по гимнастике. Они проходили чаще всего в здании  Суворовского училища. Главный  судья соревнований - А. Лейман - бывший фронтовик, гимнаст, судья всесоюзной категории, умел организовать соревнования очень торжественно.

 В коридоре  выстраивались  команды из нескольких городов области. У каждой команды свой вымпел с названием города: Котовск, Мичуринск, Рассказово. В сопровождении духового оркестра -  парад и подъем флага в честь открытия соревнований. Просто не передать какое испытываешь необыкновенное волнение и ощущение праздника , гордость за очередную победу ,когда  на заключительном параде под звуки «Туша»   вручают диплом за первое место и твоё имя упоминают в  областной газете, а иногда и по местному радио в спортивных новостях.
 
   Это был 1957 год. В программу третьего  юношеского разряда входило  пять снарядов: брусья, бревно,  прыжок , вольные упражнения и кольца. 
 И получив свою первую награду – диплом за первое место  по третьему  разряду в областных соревнованиях ,я твердо решила: с гимнастикой не расстанусь никогда. Сомнения пришли позже.

В седьмом классе я ,как и предсказывал мне физрук из пионерлагеря, выполнила норму первого юношеского разряда. Моя подруга от меня нисколько не отставала. Мы с Надей были главными соперницами , но это нисколько не мешало нашей дружбе, которая продлилась еще много лет.

  Мы настолько доверяли тренеру, что безбоязненно решались на выполнение сложных элементов, самоуверенно полагая, что нам все по силам. Как-то раз мы с Надей размечтались об олимпийских рекордах и предложили Олегу Михайловичу освоить на бревне новые , доселе  никем не исполняемые элементы: фляг и сальто. Он как-то  печально усмехнулся :
  -Вот установят новые  снаряды и непременно приступим.

 Но не довелось. Уехал  любимый тренер в Германию и  наша  команда распалась. Старшие девочки поступили в Пединститут на физмат, Надя  уехала на родину в Ленинград. А я, оставшиеся два школьных года, продолжила занятия в ДСШ уже у другого тренера. И как-то пропал былой энтузиазм, мечты об олимпийских рекордах.

***
     1960 год. В  девятом  классе меня включили в  команду  для поездки на зональные соревнования в город Сталинград. Я была самая младшая  и самая неопытная.
 Наступили  долгожданные зимние каникулы. В Сталинград мы прибыли поздно вечером накануне соревнований. Поселили нас  в здании суворовского училища ,воспитанники которого на время каникул  разъехались по домам.
 А  утром чуть свет - подъем и, подхватив свои  чемоданчики,   минут сорок трясемся в  холодном трамвае .

 Войдя в огромный спортивный зал, мы  обомлели и растерялись. Девчонки из других городов  уже дня три « притирались» к снарядам и чувствовали себя уверенно, да и уровень их подготовки был значительно выше нашего. А какие спортивные снаряды!
Здесь мы  впервые  увидели настоящих гимнастов, которые выступали по программе  мастеров спорта и до которых нам было еще очень далеко.

 Особенно блистали воронежские гимнасты под руководством выдающегося тренера  Ю.Штукмана.  Вернувшись  домой, переполненные впечатлениями от этих соревнований, мы с огромным энтузиазмом брались разучивать сложные  элементы, шить новые купальники и работать, работать…
 
***
            Каждое лето со  спортивной школой мы ходили недели на две  в поход на лодках, человек 30 - гимнасты, лыжники и конькобежцы. Выходили рано утром, по три человека в лодке. Палатки, пропитание - все  с собой. К вечеру добирались до места, неподалёку от  села Горелое. Ставили палатки на лугу  у  реки.  Пищу готовили сами на костре. Мальчики собирали хворост на другом берегу реки ,а  девочки варили. Для продуктов выделялась отдельная палатка.

 И никаких  мероприятий - сплошной отдых , в основном -  купание в реке. А какая чистая вода! Мальчики привозили воду прямо из реки ,правда брали её не у берега, а отплывали на середину . Для повседневного питья мы ходили за водой в «Святой колодец».

 Противоположный берег реки был очень крутой и там росли огромные дубы. Корни  некоторых деревьев были настолько обнажены протекающими под ними родниками, что представляли собой настоящие пещеры, в стенах которых сочилась чистейшая вода и было очень прохладно. Местные жители села  , в основном в престольные праздники, приходили к этому  источнику с бутылками, чтобы набрать этой  воды. Этот «Святой источник» существует по сей день.

 Целыми днями мы купались, загорали, прыгали с «тарзанки», а вечером- костер и танцы. Наш аккомпаниатор  , будучи маленько «под шафе»,  играл без устали .
Ну и как же без песен.

 Тренер по лыжам Леонид  Борисович, бывший фронтовик, не любил песен про войну. От него мы слышали наверно «блатные», но вполне приличные  песни про «Мясного короля из Чикаго»,  «В туманном Лондоне…», «В Одессу- порт торговый…», «Все васильки-васильки». Вот до сих пор их помню  наизусть  . А тогда так интересно было узнать, что помимо пионерских, есть такие необычные песни, которые не то что по радио, да и во дворах не услышишь.

 И когда я приезжала из похода домой, то с удовольствием их напевала , а дедушка мой  возмущался:
 - Ира, где это ты набралась  такого  безобразия ?
Однажды в этом походе  Леонид Борисович , увидев необычные способности к плаванию у моей подруги Надьки Лазаревой, предложил провести с ней заплыв на дальность ,конечно в сопровождении лодки.

   -Мне в войну пришлось как-то переплывать реку во всем обмундировании,- как-то с грустью поведал он.
 И вот они поплыли, а  я рядом в лодке для страховки. Не знаю, сколько километров они проплыли, но тренер был поражен  Надиной выносливостью  и тут же предложил  ей :
  -Переходи ко мне на лыжи, мастером спорта  станешь .
 
 Но это было последнее лето Надежды в Тамбове. Вскоре она, будучи еще школьницей,  вернулась в свой родной  Ленинград.

***
 Весной, когда я училась в десятом классе, на выпускном вечере в ДСШ  мне вручили диплом об окончании школы с присвоением первого  взрослого разряда.  Впереди были студенческие годы . А  любовь к гимнастике осталась навсегда. И ни малейшего сожаления о днях , проведенных в спортзале.