Помни, ты русский

Логика Железная
   Когда я говорила эти слова, мне, конечно же,  вспомнился фильм «Помни имя своё». Та сцена, когда мать просовывает сквозь доски барака в концлагере картошку годовалому сынишке и приговаривает: помни ты русский, тебя зовут так-то…Плачет и говорит, говорит, чтобы малыш запомнил. Всегда плакала над этим моментом фильма, даже в детстве.  И вот теперь сама произношу эти слова.
Начну всё сначала.
    Я  с моим милым малышом познакомилась, когда даже и не знала, каким он будет, и что когда я останусь с ним один на один, мне будет хотеться называть его «Светлячком», потому что он светленький-светленький - голубые большущие глаза и нежно-желтые кудряшки. Я узнала о нём по скайпу. Дочь позвонила и попросила успокоиться. От её успокоительных слов сердце забилось где-то в горле в предчувствии перемен. Этой новости было всего-то шесть миллиметров, но наша жизнь должна была круто меняться и в срочном порядке.
   Вместо поездки по Европе с рюкзаками, мне надо было срочно знакомиться с будущим зятем и его родителями, вместо сидения в «ленинке»  над диссертацией, бегать по детским магазинам и закупать необходимое, надо было решать вопрос со страховками и врачами и кучу всяких вопросов, о которых я даже не подразумевала. Но это всё прелюдия. Ещё ближе мы познакомились,  когда Светлячку было 4 месяца. Это, я вам скажу, впечатление, когда  впервые берёшь на руки внука!!!
    Он очень контактный ребёнок, мигом со мной освоился и через несколько дней родители укатили на какой-то музыкальный фестиваль в Германию, а мы остались сами по себе. Самое главное было, чтобы мужчина был сыт – это была, да я думаю и будет ещё долго, основная задача. Раздражался он, если проголодается нешуточно – думаю, на весь тихий пражский квартал было слышно. Мы с ним слушали Митяева, пели марши и колыбельные, смеялись и играли, а потом бабушка снова была по скайпу.
      А в полтора года его привезли в Москву надолго. Родителям надо было разгребать «хвосты» в университете. И вот мы со Светлячком остались одни. Он хоть и маленький, но настоящий мужчина - перенёс разлуку стоически. Это у меня сердце разрывалось смотреть, как он изо всех своих сил старается улыбаться, когда хочется зарыдать. 
    А потом мы с ним виделись раза три в неделю, он жил у другой бабушки, а я приезжала его кормить, гулять с ним, рисовать и заниматься музыкой.
     Вот представляю, как все сейчас усмехнутся, какие, мол, занятия  с полуторогодовалым. А очень даже интересные были занятия. Как только я через порог – Светлячок тащит стул к пианино, усаживает меня на него, забирается ко мне на колени и хозяйским жестом водружает мои руки на клавиши.  А дальше он слушал. Минут пять-десять он слушал, как я играю и только потом начинал мне «помогать». Он показывал мне где поёт птичка (высокий регистр», как идёт медведь ( низкий регистр) и как скачет зайка в середине клавиатуры, но больше всего ему нравилось изображать колокола. Однажды на прогулке мы с ним услышали, как звонили колокола в ближайшей церкви на вечерню и Светлячок, сильно запрокинув голову, завороженно слушал. И потом сам на пианино стал изображать колокола то на басах, то высоко и при этом смешно бегая вдоль клавиатуры. Ну и в заключении нашего занятия он плясал под музыку, уморительно приседая и топая ножками.
    И вот однажды, весной мы гуляли с ним во дворе, Светлячок забрался на горку и оттуда в проём дворовой арки увидел Москва-реку и как закричит: море, море! Пойдём!
   Я с другой бабушкой договаривалась, что мы будем во дворе и вообще его старались не выводить на большую улицу – машины, копоть, шум… Но Светлячок был настроен решительно. Я поддалась его упорству, ну думаю, выведу его на набережную подниму на руки, посмотрит на реку и пойдём домой.
   Я так и сделала, но как только он увидел реку, он жестом Петра Первого, указывая на реку, командовал: - туда!
    Ладно, думаю, переведу через дорогу, посмотрит поближе на реку и успокоится. Но не тут-то было. Светлячок вошёл во вкус и тянул меня изо всех сил дальше по набережной. Накрапывал мелкий дождик, я одета не по погоде, без зонтика, в руках игрушки, а мой Светлячок тянет меня за собой не поддаваясь ни на какие уговоры.
      И вот идём мы вдоль Москва-реки, и я говорю ему, как в том фильме: ты помни, малыш, это твой город – Москва, это твоя река – Москва, ты только помни – ты русский! Люби этот город и он ответит тебе своей любовью, цени, что ты русский, гордись тем, что ты русский и пронеси это звание по жизни достойно… Так пронеси, чтобы про тебя с уважением говорили – он русский…
     Вырасти большим и сильным, как твой папа, красивым и творческим, как твоя мама. Будь умным  в дедушку, что окончил МГИМО, будь  в бабушку  чистоплотным и способным к языкам, у другого деда возьми его безбашенную доброту и открытость, от меня возьми непреодолимую тягу к сцене - возьми от нас всё самое лучшее и пронеси по жизни гордо и достойно!  А самое главное помни – ты русский, и ты не должен стыдливо прятать этого в Европе, где будешь ты учиться и расти. Это твои мама и папа там живут, а ты… ты, может быть,  вырастешь и вернёшься, потому что это твоя Родина, малыш, потому, что за твоей спиной многие поколения твоих дедов, прадедов, и пра,пра..пра…  И все они передали тебе и  эту гордую осанку, и смелый, добрый взгляд.  Они воевали за тебя, они страдали и выживали за тебя  – будь достоин их!

фото из Интернета