Не губите на корню...

Элеонора Белевская
    Ещё в начале ХХ века Рудольф Штейнер поставил вопрос  о том,
как  от космоса,  внешним  образом исследованного с помощью астрофизики и астрохимии, найти путь к космосу, который сокровенные глубины нашего существа свяжет со своими сокровенными глубинами. Великий педагог отвечал на этот вопрос  разработанной им концепцией  воспитания  и образования. Основная  идея  его - в том, чтобы мышление сделать интуитивным, а знание  художественным, чтобы развить в человеке  внутреннюю пластическую силу, способную  создавать образы,  наполненные  глубоким  смыслом.  Не умножение  сведений,  а  импульсы  к  пробуждению  сознания  постепенно  приведут  человека  к  гармонии  с космосом, к  его  духовному  познанию,  к  познанию  себя  как его  частицы  и  модели.
     В  наш  век  космических  полетов  и невиданного технического  прогресса, от уровня которого существенно отстает массовое сознание, когда мир захлестывает низкопробная попса,  суженное прагматическое мышление показало свою  гибельность  для  человечества, оно является причиной того,  что  высочайшие  научные открытия  становятся  орудием  уничтожения  жизни  на планете. 
     . Сейчас особенно остро ощущается необходимость космического сознания, ответственности человека не только за свою семью, страну, но и за планету Земля.  Она все чаще напоминает об этом  природными катаклизмами, катастрофами.
     Характерно, что крупнейшие ученые,  первооткрыватели  космоса Циолковский, Вернадский, позже Андрей Сахаров были провозвестниками высочайшей космической этики.
      Видный специалист в области освоения космоса Ян Иванович Колтунов еще в советское время разработал всеобъемлющую систему комплексного развития личности, направленную на становление космического сознания, включающую в себя древние учения и школы самосовершенствования, сочетающую физические упражнения с работой воображения, развитием творческого потенциала, здоровым образом жизни.   Эта система вовлекла в свою орбиту тысячи людей.  Партийным функционерам не удалось остановить это движение.
      Встреча с ним вдохнуло новую жизнь в мое творчество.  Примерно в это же время я стала работать с детьми . Элементы этой системы, как например, настройку на творчество, разминку, некоторые упражнения я использовала на своих занятиях. Они помогали снять зажимы, раскрепощали, давали волю фантазии.    
     Этой же цели служила работа с линией, цветом.  Дети рисовали замкнутые формы, не отрывая руки, переходя от одного вида линий к другому, иногда с закрытыми глазами. Осваивали переходы цвета в акварели по мокрому листу. Знакомились с  языком изобразительного искусства.
     Свою педагогическую деятельность руководителя изостудии я начала в школе-интернате для детей, лишенных попечительства родителей. Здесь мне поначалу предоставили только помещение. Никаких пособий и материалов для работы не было. Я решила сразу вывести детей на большой формат. Принесла пастель, которой работала тогда сама, и рулоны старых обоев. Резала бумагу по размеру листа ватмана или половины листа. Дети, привыкшие рисовать цветными карандашами, уткнувшись  носами в тетрадочки и листочки,  довольно быстро освоили такой формат. Им нравилось создавать большие картины. Сухая пастель была для этого подходящим материалом,  давала возможность быстро покрывать большую поверхность, а также увидеть многообразие оттенков цвета, отойти от раскраски, которой их учили. Можно было рисовать всей поверхностью  мелка, что давало красивую фактуру.  Я сразу начала ставить перед учениками художественные, а не просто учебные задачи.  Они чувствовали себя художниками и становились
ими. Постепенно раскрепощались, постигали основы композиции,   
принцип – от общего к частному.
    В некоторых работах меня поражало, что дети смотрят на мир и строят свои композиции как бы сверху с высоты птичьего полета.    
Это было сочетание крошечных фигурок людей, животных с необъятными просторами , огромными деревьями, высоченными стенами сказочных дворцов. Персонажи оставались маленькими, зато мир вокруг них становился огромным. В этом была своя правда. Это придавало детским работам особую монументальность.  Так, первоклассник Толя Алексеев изобразил бой витязя со  Змеем- Горынычем, а второклассница Катя Александрова разместила своих зверюшек на фоне причудливых гигантских стволов.
    Этих юных художников, как и многих других воспитанников интерната, ждала печальная судьба. Их отправили в интернаты для слабоумных, поставив соответствующие диагнозы.  Так я лишилась многих художественно одаренных учеников. Когда в психиатрическую больницу попал самый активный и увлеченный студиец Алеша Убаев и его друг, немного разболтанный и ироничный  Саша Кузнецов, я вмешалась. Как выяснилось, Алешу поместили в больницу «за отметки», а Сашу «за поведение».
     Зав. отделением больницы меня «обрадовала»: Саша – нормальный мальчик, только сильно запущенный педагогически, а с Алешей дело хуже – олигофрен. Я была потрясена. У меня в студии этот обаятельный мальчик был живым, любознательным , брался за сложные темы и успешно с ними справлялся на больших листах. В то же время он не мог смириться со своим сиротством, пытался самостоятельно найти себе покровителя. Может, поэтому ему учеба не шла на ум. Я показала врачу работы ребят, объяснила ситуацию . И вскоре мальчиков вернули в интернат.  Работа Саши «Верблюд в пустыне»   находилась в это время на  международной детской выставке в Академии художеств.
      А вот за Катю Александрову пришлось долго бороться. Медико-педагогическую комиссию не поколебало заключение опытных психиатров , которым я ее показывала. Они, не учитывая ее подавленного эмоционального состояния, подтвердили диагноз и запретили ей приходить ко мне. Девочка, проявлявшая незаурядную художественную одаренность, оказалась в интернате, где давалось образование на уровне четырех классов. А рисование вела библиотекарь, для которой основным критерием была аккуратность раскраски. И Катя  не соответствовала этому критерию.
     На следующий год я сделала еще одну попытку вытащить Катю из этого интерната. Мне удалось договориться в Институте дефектологии с   
известным профессором, можно сказать, светилом в области детской психологии.  Эта замечательная женщина согласилась посмотреть Катю.
На прием ее повезли под конвоем, в сопровождении завуча, врача и педагога. У девочки от такого прессинга опять язык присыхал к горлу. Однако , несмотря на все старания сопровождающих, диагноз был категорически опровергнут. И все же Кате пришлось остаться во вспомогательном интернате, т. к. она уже отстала и не могла заниматься по нормальной программе.
    Трудно подсчитать, сколько таких неправильных диагнозов ломают жизнь детям без родителей, а иногда и с родителями. По данным еще советских лет необоснованно ставились 6 из 20, а по данным канадских исследователей 80% диагнозов.
     В 1995 г. моя студия, которую я вела уже при жэке, впервые участвовала  на детской выставке Международного ежегодного  фестиваля  «Зодчество». Я представила на него и архитектурные фантазии интернатских детей,  которые за ненадобностью выбрасывались на свалку. Я чувствовала себя неуверенно, т.к. это был конкурс архитектурных школ и студий. Однако успех превзошел все ожидания. Помимо диплома 1 степени Союза архитекторов, Международный фонд Чернихова присудил нам специальную премию и диплом «За педагогическое мастерство, позволяющее наиболее полно раскрыть творческую личность ребенка» . А Кате Александровой жюри единогласно присудили диплом 1 степени.
    Моя студия под названием «Лебедь» и в дальнейшем участвовала на фестивалях зодчества, «Золотой кисточке» и других выставках, на них мои ученики и я. как педагог, получали дипломы и почетные грамоты.
     Если в школе-интернате я занималась со школьниками разных возрастов, то в студии при жэке ко мне начали приходить дошколята.         Однажды мама привела в студию девочку 2,5 лет.  Я согласилась попробовать с условием, что мама не будет от нее отходить. Мама макала кисти в баночки с гуашью, на которые показывала девочка.
Результат был ошеломляющий.  Из-под кисти Ирочки выходили мощные по цвету произведения абстрактной живописи . Они не повторяли друг друга. Каждый лист был наполнен смыслом, понятным лишь юной художнице, однако они производили впечатление отнюдь не детской мазни. В них присутствовала художественная интуиция, ритм, чувство цвета. Вскоре помощь мамы не понадобилась. Девочка с увлечением выдавала один лист за другим и не хотела уходить, когда мама приходила за ней.
     Вскоре в ее работах появились элементы фигуратива. Курица, собака были очень живописными, как и среда вокруг них. Через год Ира Саликова получила главный приз в младшей категории на Международной   выставке «Золотая кисточка». В пять лет была награждена дипломом фестиваля «Зодчество» за серию соборов.
       Ира, ставшая знаменитостью в методическом центре «Золотой кисточки» - далеко не уникальный случай. Многолетняя работа с детьми, особенно  маленькими, убедила меня в том, что в человеке изначально заложен огромный творческий потенциал, заложено чувство красоты и гармонии.  Но это надо вытащить из-под  спуда, дать ребенку чувство уверенности в своих возможностях. Ведь его сознание, самооценка, как правило, отстают  от спящих в нем способностей. А родители, воспитатели зачастую губят на корню ростка таланта.  В семье, детсаду, школе смотрят на ребенка как на существо примитивное и вкладывают в него свои стереотипы восприятия, в то время как у ребенка они зачастую богаче и сложнее.  Поэтому так трудно бывает маленькому человеку «между двух огней», когда он не знает, кого слушать – художника, побуждающего его к творчеству, или эстетически не грамотных воспитателей.
     Так разрывается между детсадовскими художественными критериями  мой удивительно талантливый ученик Дима Толстихин. Он пришел ко мне в студию творческого объединения «Ирида» в 4 года. Сразу стал поражать экспрессией цвета и форм. Я стараюсь вести юного художника туда, куда он стремится, что соответствует его темпераменту, осторожно помогая, направляя на создание художественного произведения. Я не боюсь этого слова – из-под кисти маленьких детей нередко выходят удивительные произведения на зависть профессионалам. Дима плохо поддавался обучению изобразительной грамоте, упрямо шел своим путем. Однако работы его отличались смелостью и выразительностью. У него были свои темы в искусстве. Сначала он рисовал брошенный дом. Он сделал множество вариантов этой темы. Потом появились архитектурные фантазии на темы старых московских переулков. И, наконец, он, охладев к живописи, начал рисовать черным фломастером весьма сложные индустриальные пейзажи, которые он видел с электрички и обогащал своим воображением.
      А рядом девочки – сестры Новиковы, совсем недавно пришедшие в студию с беспомощными рисунками цветными карандашиками, создавали на больших листах сказочные композиции с расписными дворцами, птицами,  зверями, принцессами. К сожалению, родители не дали развернуться их талантам, перестали водить в студию под предлогом большой загруженности. К сожалению, это происходиьт слишком часто.
      Я детям ничего не навязываю, к чему у них душа не лежит. Для меня главное – разбудить творческие импульсы и уверенность в своих возможностях. показать, как можно выразить свои чувства с помощью красок,  линий, форм.  Для  этого я использую их же собственные достижения. Перед каждым занятием делаю экспозицию лучших детских работ и рассказываю, чем они хороши. Пособиями служат детские книжки с  интересными, незаурядными иллюстрациями талантливых художников., с иллюстрациями изделий народных мастеров.  Их язык близок и понятен детям.  В рисовании с натуры  малышей я допускаю и  поощряю  свои интерпретации, полет фантазии.
      С самого начала я ставлю перед детьми творческие задачи, а изобразительная грамота постигается в процессе творчества. 
    Но студия – это только первая ступенька для художественно одаренных детей. Им надо учиться дальше.
        Но вот Ира Саликова, блиставшая на международных выставках поступила в школу с эстетическим уклоном. Изредка ее привозили ко мне на занятия, и я с сожалением увидела, что она растеряла свою смелость и необузданную живописную фантазию.
     Примерно то же произошло с другой моей талантливой ученицей – школьницей Таней Касаткиной. Для каждой темы она находила  свое очень интересное, необычное и художественное решение. У нее было удивительное чувство стиля, она находила новые  выразительные средства для своего замысла, всегда неожиданного.  Председатель жюри  фестиваля «Зодчество» рассказывал, что долго не мог отойти от ее работы «Ожидание». Она была награждена множеством почетных дипломов и грамот.   На других выставках-конкурсах она также неизменно получала престижные  награды. Но поступив в художественную школу, она через год ушла оттуда и вернулась ко мне в студию. Я увидела , что она утратила свою творческую самобытность и стремление к эксперименту. В последствие она поступила в технический вуз под давлением родителей.
     Видимо, педагоги художественной школы не разглядели в девочке талант, либо рутинная система обучения не дала ему расцвесть. И это, к сожалению, не единичный случай.
       Погружаясь в мир красок, линий, форм, незримых цепей ассоциаций, юный художник открывает свой мир, свой язык, способ самовыражения, что особенно ценно в искусстве. И очень важно, овладевая изобразительной грамотой, не растерять эти сокровища. Многое тут зависит от педагога. Но еще больше от сложившейся системы преподавания, которую надо менять в соответствии с требованиями времени. Моя работа с линией, цветом оказалась близкой направлению архитектурных школ, которое мне представляется очень плодотворным в художественном воспитании детей.
     Хорошо, что родители Тани хотя бы дали ей возможность заниматься в изостудии. Возможно, ее когда-нибудь опять потянет к живописи. Во всяком случае,  приобщение к искусство ее обогатило, мир вокруг нее стал богаче красками и оттенками, в произведениях искусства она не будет видеть только сюжет.  Большая проблема заключается в том, чтобы не только вырастить художника, но и воспитать зрителя, понимающего его язык.
     Давно уже нет гонений на абстракционизм, однако  многие родители как огня боятся этого слова, не умея отличить бессмысленную мазню от углубленной работы с цветом, ростков творчества, которые так легко заглушить в ребенке.   Никакие дипломы , выставки и и оценки авторитетных специалистов не могут их убедить.  Нередко такие родители забирают ребенка в самом начале его творческого пути, другие, когда талант его чада уже расцвел и он стал обладателем нескольких престижных грамот. Даже на выставки фестиваля «Зодчество»  в Манеже мне приходилось с большим трудом затаскивать родителей с детьми-участниками.    
      Одно время в моей студии занимались преимущественно дети художников – уж они-то не говорили, что я их учу чему-то не тому. Некоторые родители выражали желание заниматься вместе с детьми. Я это поощряла. Упражнения с линией, цветом развивают гибкость, ассоциативность мышления.
      Обычным  явлением  считается  то,  что  с  возрастом  художественные  способности  у  детей  куда-то  улетучиваются.  Исчезает  и  интерес  к  художественному  творчеству.  Принято  объяснять это  возрастными  факторами.  Однако  опыт  показывает,  что многое зависит от  того,  насколько поддерживается  и  развивается  творческое  начало  в  юном художнике,  от  шкалы  ценностей  и,  конечно,  от системы  образования.
     В  своей  тридцатилетней  практике  занятий  с детьми  в  изостудиях  я  постоянно наблюдаю,  насколько  забивает  интуитивный  канал  ныне  существующая  система  образования,  делающая  упор  на пассивное  поглощение  знаний,  на  исключительно  логическое,  вербальное   левополушарное  мышление. Без  интереса,  без  эмоциональной подпитки  сознание  детей,  особенно  «правополушарных», не  в  силах  освоить  обрушивающуюся  на  них  лавину  знаний.  Оно  наполняется  неуверенностью в себе, зажимами,  примитивными  стереотипами.  Но  стоит  только  дать  ребёнку  свободный  доступ  к  подсознанию – и можно  наблюдать  поразительные  результаты.  У казалось бы,    не развитых,  совсем  не способных  к рисованию  детей   открывается  сложный  внутренний  мир и свой язык  для его воплощения на бумаге.             Шестилетнюю Саюру Орзуеву мама представила мне как девочку отсталую, требующую особого внимания. И действительно, все первое занятие она просидела с карандашом в руках, не сделав ни единого штриха. На следующее занятие я попросила маму принести набор гуаши с крупными кистями, показала ей мозаичный метод рисования – чередованием цветных пятнышек.   И пошло… Саюра стала выдавать шедевр за шедевром на листах А-2.  У нее обнаружилось удивительное чувство цвета. Она быстро научилась строить цветом форму. Вскоре участвовала на Международной выставке особо одаренных детей в Центре Рерихов и удостоилась благодарственного письма директора музея. Однако это не помешало родителям забрать девочку, оставив в студии все ее работы.  Жизненные обстоятельства!  Но все же…   
     Безусловно,  чтобы  успехи  давали  плоды,  необходимо  развивать  эстетически,  духовно не только ребенка, но и его родителей , воспитателй, чиновников  - все общество в целом.
        Однако,  к сожалению,  рисование  в школе продолжает  пребывать на задворках  и  отнюдь  не  относится  к  приоритетным  предметам.
    Гений спит почти в каждом ребенке. Но его ростки легко задушить на корню, что и делает наша дошкольная и школьная система образования, осуществляемая эстетически не развитыми педагогами, воспитателями детсадов.       Изобразительное  искусство – это,  пожалуй,  единственная  область  искусства,  где  не умеющие  рисовать  дети  могут  конкурировать  с  взрослыми  художниками  и  превосходить  их  по силе  самовыражения, художественной  интуиции,  эмоциональной выразительности,  если дать толчок их творческим возможностям.
Изобразительное  искусство  способно  гармонизировать  работу  двух  полушарий  мозга.
  До  9 – 10  лет  все  дети  в  той  или  иной  мере  художники. Через  зрительные  образы  им  легче выразить  свои  чувства,  которых у них  пока мало.  По мнению  специалистов,  ребёнку  так  же необходимо  рисовать,  как говорить. Я бы добавила – не просто рисовать, а писать красками, свободно экспериментировать с линией и цветом.  Главное, чтобы  дети  научились  доверять  своей  интуиции и не  растеряли  полноты  и  свежести  мировосприятия  под влиянием  унылых  взрослых  стереотипов.
      Я стараюсь увидеть в каждом ребенке прежде всего художника, а потом уже  ученика. И дети ,  как правило,  не обманывают ожиданий.
     Сформировать творческую личность человека будущего под силу только творческой личности. Поэтому очень важно, чтобы рисовать детей с ранних лет учили художники,  а не бабушки и воспитательницы, не имеющие понятия о языке искусства.
      Существует, правда, в урезанном виде система дошкольного образования. Но она, как и в советское время, очень заформализована, руководима чиновниками, которые мало смыслят в искусстве. Педагогов душат отчетностью, загоняют в предприниматели, чтобы они могли законно получать вознаграждение за свой труд, отнимают помещения, когда подвернется выгодный арендатор.  Однажды на дверях моей изостудии, в которой я вела занятия 10 лет, я увидела предписание начальницы жэка: « Гражданка Лебедь! Вам необходимо срочно освободить помещение».    Так, у меня, невзирая на все заслуги изостудии «Лебедь»,  отняли две комнаты с  большими окнами в здании жэка .
     Хорошо, когда студии создаются при художественных галереях, но там обычно много ограничений для детского творчества.
     Опыт показывает, что процесс обучения проходит гораздо эффективнее  в мастерской художника.  Ученики погружаются в атмосферу творчества,  они как бы приобщаются к таинству  создания произведения искусства,
      В советское время художникам часто предоставляли помещения под мастерские с тем, чтобы они там работали с детьми.  Сейчас – все в руках департаментов по нежилым помещениям, у которых главная забота, как бы извлечь больше выгоды из помещения. До эстетического воспитания детей чиновникам дела нет. В Москве огромное количество нежилых помещений никак не используется, в то время как огромному количеству художников негде работать, негде хранить свои картины, скульптуры.

    Стоило бы подумать о возвращении былой практики. А также о создании музея  и методического центра детского творчества.    Часто детские работы являются подлинными  произведениями искусства, которым могут позавидовать профессионалы.  Но к ним редко относятся серьезно, выбрасывают, уничтожают. Соответственно и юные авторы вслед за родителями считают, что им надо научиться воспроизводить окружающий мир, как это делает фотоаппарат. Тогда они станут настоящими художниками. 
      Поскольку для детских шедевров, даже награжденных дипломами международных жюри,  не находилось места ни в квартирах авторов, ни в школе-интернате,  у меня собралась большая коллекция детского творчества, на которой воспитываются мои нынешние ученики. К сожалению, она никому не нужна.
     Я убеждена, что детское изобразительное творчество  - это особый вид искусства, который заслуживает своего музея и тщательного изучения , как средства воспитания креативной   личности.