Мы еще видели животных вне клеток

Игорь Холда
            

 Помню, в 1972 г. осенью, въезжая на автобусе из г. Самары  (тогда Куйбышев) в г. Тольятти, я увидел, как, недалеко от автовокзала, который находился в черте города, бежали два лося. Так красиво... 
   Недавно спросил водителя из Тольятти, можно ли там сейчас увидеть такое. Он ответил, что нигде поблизости Толятти, в настоящий момент, лоси не водятся.
  В семидесятых, по степи на востоке Оренбуржья бегали огромные стада сайгаков. Когда я в 1985 г. ехал в поезде в этот район на уборку урожая, то из окна увидел как вдалеке, неслось стадо, натянутое как струна, впереди вожак. Родились строчки :
  Степь под солнцем палящим лежит,
  И не веришь, что есть у нее окончание.
  Жизнь струной натянулась, дрожит,
  Оборвется, наступит молчание. 
Сомневаюсь, что это сейчас можно там увидеть.
  А в 1994 г., часа в три ночи я вез брата в аэропорт г. Оренбурга,   закончилась улица Гагарина, проехали пост ГАИ и,  где-то совсем недалеко за ним, на дорогу перед моей «Нивой» вдруг выскочил лось. Я еле увернулся. Совсем немного, он бежал передо мной своей неповторимой иноходью. Потом свернул и скрылся в темноте.
  Да, тогда лоси там водились. Сейчас о них не слышно. Сейчас там водится другое. Развелось много коттеджей.
   Когда в конце шестидесятых, ездили из  р.п. Гай в пос. Ириклу, то на склонах гор видели сурочьи норы и всегда там сидела пара взрослых величиной с собаку сурков , а рядом бегали их дети.  Потом пошла мода на сурочьи шапки. Ездил там прошлым летом и сурков не видел. Правда видел их в другом месте около небольшой деревни  (забыл название ) с церковью.  Внуки увидели сразу нескольких сурков.  Наверное, в этой деревне живут очень хорошие люди.

09.10.2014 г.