Мои воспоминания о Болгарии часть 1

Валентина 9
         Наступивший 1973 год выдался для меня весьма трудным, как и 1971 и 1972 годы. Сначала скоропостижно умерла мама - в декабре 1971 года, а в 1972 году в ноябре умер папа после длительной болезни. А 8 января 1973 года я сильно заболела. И что самое странное?  Мама умерла - воспаление лёгких, папа умер - тоже оказалось затяжное воспаление лёгких (а лечили совсем другое заболевание), я заболела - и тоже оказалось воспаление лёгких. Моя болезнь проходила тяжело, даже слишком. Если бы не помощь соседки врача Зинаиды Васильевны, которая каждый день после работы заходила ко мне, слушала мои лёгкие, когда нужно было присылала машину скорой помощи, чтобы отвезти меня на приём, или сдать анализы. Знакомая мамы по работе - фельдшер Анна Васильевна, которая почти месяц ночевала со мной и делала уколы. И соседка по дому Наталья Ивановна, которая и печки топила и еду мне готовила, хотя есть мне абсолютно не хотелось. Без них, я не знаю, что было бы со мной. Я до того ослабла, что из комнаты до кухни едва могла дойти, какие-то четыре - пять метров. К весне я всё-таки встала на ноги, но  до полного выздоровления было ещё долго. Почему меня не положили в больницу? Хороший вопрос! Дело в том, что в смерти были виноваты врачи. После смерти мамы , папа написал жалобу на врачей. Результат - залечили папу до смерти. И поэтому я категорически отказалась ложиться в отделение. Чуть ли не полгода я ходила на уколы. Помощь друзей и подруг была очень чувствительна. Многие, глядя на меня, за спиной вздыхали: -не жилец. Я же всё слышала и про себя возмущалась, что это меня живую-то хоронят. Как говорится - не дождётесь!  Врачи советовали поехать или в санаторий, или хотя бы на юг на море. Но в те времена достать путёвку куда нибудь - это была проблема из проблем. Помола сотрудница по работе. Она через обком профсоюзов заказала мне путёвку в августе в Болгарию. На 21 день. Стоимость путёвки (а я покупала её за свои собственные) обошлась мне в 127 рублей, включая дорогу, плюс на обмен 30 рублей. Мой оклад тогда был 125 рублей, плюс премиальные. В целом выходило прилично для того времени.  До этого за границей я нигде не бывала. С Новгорода до Москвы, и от Москвы до Чопа мы ехали поездом. В Чопе нас ждал автобус. И уже автобусом мы доехали до столицы Болгарии - София. В Софии мы были три дня. Программа была насыщенная. Экскурсия за экскурсией. Была поездка В Габрово. И на походы по магазинам тоже было выделено время. В одном из магазинов мы с моей новой подругой встретились с женой Артиста Владимира Самойлова Она подошла к нам сама, мы даже растерялись.  Очень красивая женщина, самого В.Самойлова мы не видели - он в это время находился в своей машине. Поездка в Габрово запомнилась тем, что нас везли по каким-то дорогам, типа, как у нас в России в глубинке. Там ко мне подошли  муж с женой, где-то хорошо за шестьдесят. Почему именно подошли ко мне - не могу сказать. Мы с ними очень мило пообщались Как? Они кое-что знали по русски, но в основном говорили на старом славянском языке.  Я бывая у бабушки в деревне в Вологодской области, много слов знала и мы с ними изъяснялись. Многие из нашей тургруппы  удивились, как это я так нашла с ними общий язык. Они приглашали меня в гости, дали адрес, но он куда-то затерялся.  (Больше в Болгарии я не была) Автобус на котором мы ездили в Габрово вёл какой-то молодой парень. Когда ехали туда, я сидела в автобусе в третьем ряду со стороны водителя. А обратно почему-то пересела и села с правой стороны от прохода.  Проехали мы минут тридцать, может сорок, наш руководитель вдруг на весь автобус кричит: "Валентина!  Пересядь на своё место. Нам ещё пожить хочется". Оказывается все заметили (кроме меня), что водитель всё время таращится на меня. Из за этого автобус швыряло из стороны в сторону. Пришлось пересесть. Этот день для меня в Болгарии стал знаменательным - в этот день мне исполнилось 25 лет. Это было 9 августа. Мы приехали незадолго до ужина, умылись после дороги, переоделись и отправились в ресторан на первом этаже, где нас кормили. Наши номера были на четвёртом этаже. У лифта в это время нас оказалось четверо человек. А вместимость лифта, как было указано - три человека. Но наш шеф решил, что негоже имениннице бежать по лестнице, и ничего не случится, если мы поедем четверо. Из нас он один весил где-то килограммов 90, две женщины были в пределах 60-65 кг каждая, а я весила в то время едва ли 50килограммов. Зашли мы в лифт и поехали. А выйти не можем. Лифт опустился ниже сантиметров на 15-20 ниже. Двери не открываются. Наш шеф - Олег Николаевич- начал возмущаться. "Что же это получается? Он что считать умеет, паразит? У нас в России , хоть десять человек заберутся в лифт, и то ничего - везёт себе". Смех-то смехом, но стали обращать на нас внимание иностранцы. Показывают, что нужно было ехать троим, а нас четверо. Что запаса воздуха хватит минут на двадцать, что без специалиста мы отсюда не сможем выбраться. Нам и смешно и стыдно в то же время, а куда денешься? Через какое-то время нас вытащили из лифта, но зато мы немного опоздали на ужин. Столики были накрыты на четырёх человек, мы все расселись за свои столики. Пока мы не подошли с шефом - ужин нашей группе не подавали. Вдруг к нашему столику подходит официант и преподносит мне букет роз и бутылку сухого вина, поздравляет меня с днём рождения. Надо сказать, что и так нам каждый день давали сухое вино. На нашем столике уже стояла бутылка сухого вина, как и каждом столике нашей группы. Шеф  передал нам, чтобы вино, если не выпьем - взяли с собой в номер. Первое время мы, конечно , не могли осилить то вино, которое нам давали. Всегда оставалось. Чего не скажешь к концу нашей поездки. Поняли вкус, как говорится. Вечером в ресторане, кроме проживающих в гостинице приходили и прочие посетители. Вечером играл оркестр, люди танцевали, отдыхали от трудов праведных. Наш ужин подходил к концу, когда начались танцы. Я сидела спиной к эстраде и не видела кто ко мне подошёл. Я только почувствовала чью-то очень холодную руку на своём локте и непроизвольно дёрнулась, а когда повернула голову, то едва не упала. Меня приглашал негр. Не подумайте, что я до этого не видела никогда негров. Но почему-то в данный момент, я опешила. Хорошо, что наш шеф подошёл в это время к нашему столику и объяснил товарищу негру, что это танец его. Негр пригласил мою соседку, но всё время, почему-то крутился около нас, а я глядя на бедную Нелю, боялась, что этот негр опять подойдёт приглашать меня. Хоть и хотелось многим остаться в ресторане, но мы ушли оттуда и переместились в номер, в котором я проживала. Празднование дня рождения продолжалось почти до пяти утра. Сколько и чего мы там выпили +- история об этом умалчивает. Наконец к пяти утра все выдохлись и разбрелись по своим номерам. А где-то к то ли к восьми, а может к девяти мы должны были идти на завтрак, а поле завтрака уже должны были отправляться дальше поездом на Бургас, а оттуда на Солнечный Берег или по Болгарски Слинчев Бряг.
      После короткого отдыха, вставать было трудновато, тем более после празднования, .... Выползли мы как морёные тараканы и уселись за столики.  Завтрак был обильный. И кто как, а на меня напал жор. Я слопала свою порцию какого-то мяса с гарниром, но абсолютно не наелась. А соседка по столу, наоборот - ничего не могла взять в рот. Тогда я попросила у неё её порцию, и только я приступила к её поеданию, как к нашему столику подошёл (я не знаю как называлась его должность)- как наш директор ресторана. Я не знаю, почему он всегда подходил ко мне с самого нашего приезда. Когда только мы приехали и вошли в ресторан, он поприветствовал нас с прибытием, а мне поцеловал ручку, и потом всегда подходил и интересовался, как мне здесь нравится и нравится ли то, чем кормят. Вот и десятого утром он подошёл к нашему столику и очень удивился, что моя порция почти не тронута. Он спросил, что видно мне не нравится то, что мне дали и может я хочу, чтобы мне заменили на что нибудь другое. Я отчаянно начала отнекиваться, чтобы мне заменили блюдо, что я сейчас всё съем (не буду же я говорить, что я вторую порцию лопаю?).  Наконец с завтраком было окончено и к нашему столику подошёл наш руководитель. Он спросил , есть ли у меня ещё значки "Ну, погоди!"? Самое интересное, что эти значки пользовались бешеной популярностью и в Болгарии тоже. И так оказалось, что из всей группы у одной меня оказался целый набор этих значков. В городе я подарила значок одному парнишке у мавзолея Димитрова, так потом меня атаковали человек десять, если не больше. Просили все эти значки. А пацан, которому достался этот значок, ходил такой гордый, такой стал сразу важный. Так вот нашему шефу стало известно, что у меня есть эти значки и попросил для директора ресторана и для гида. Пришлось дать. Отчего не дать хорошим людям? А тем более гид предупредил меня, чтобы я вечером не выходила из гостиницы, так как тот парень  - водитель автобуса хотел меня выкрасть. Уж не знаю, насколько  это было правдой. Но глаза у парня были сумасшедшие, когда он смотрел на меня. Так вот эти два товарища, которым мы подарили значки "Ну, погоди!" (кроме тех подарков, что были им приготовлены), оба расцеловали меня. (Не больно-то и надо было). И нас повезли на вокзал поезду на Бургас. Провожать нас приехал товарищ из посольства СССР в Болгарии. Он ездил с нашей группой по Софии днём 9 августа, шеф его даже приглашал на мой день рождения, но он не приехал. А тут на вокзале вдруг поинтересовался  - у кого же был день рождения. Ему сказали, что у меня и что мне исполнилось 25 лет. Он посетовал, что вчера не спросил кому же день рождения, а то приехал бы обязательно. (Надо же!?) 
      Да, чуть не забыла сказать по какому поводу был в нашей группе туристов товарищ из посольства. Самый банальный, незаурядный повод. Хотя, как сказать. Всё дело в том, что на второй день пребывания в Софии, одна девица из нашей группы посеяла сумочку со всем содержимым, вернее у неё её стянули, умыкнули, украли (кому какое выражение нравится). Раскрыла девушка широко рот в столичном Софийском универмаге, что-то примеряла, а сумочку оставила без присмотра. Видно понадеялась, что в Болгарии воров нет. Но .... сильно ошиблась! В итоге: оказалась без денег, а главное без заграничного паспорта. Что ещё там было у неё в сумочке? Впрочем - это уже не столь важно для нас, только для неё. Вот поэтому не столь приятному поводу и был с нами вышеупомянутый товарищ - надо ведь какие-то документы выдать бедолаге. Конечно, не приведи Бог попасть кому-либо в подобную ситуацию. Но!? Не надо широко открывать рот и быть повнимательнее, а воры (сказали нам) есть, были и ....будут. Куда без них?