Магниты

Светлана Когаринова
Самые лучшие исследователи человеческой души – это дети. Они постоянно тебя испытывают, что им можно делать в твоем присутствии, а на что – табу. Они наблюдают, когда ты обращаешь внимание на их шалости, а когда не делаешь замечаний. Их пространственная среда постоянно расширяется, границы раздвигаются по мере физического роста и взросления.

Детей, находящихся под контролем взрослого, можно образно назвать магнитными частицами, а взрослого магнитом. Чем меньше магнитная частица, тем легче она удерживается в магнитном поле, так взрослый держит малыша за ручку. Но если частицы становятся крупнее, они могут находиться дальше от магнита, но, опять-таки, в границах магнитного поля. Только размагниченные или не намагниченные частицы перестают взаимодействовать с магнитом.

То же происходит с людьми. Чем больше опыта мы приобретаем, тем больше дистанция между нами и нашими наставниками. Почему так происходит? «Ученик не больше учителя своего...» * Поэтому поле деятельности ученика может не пересекаться с полем учителя, если тот уже всему, чему сам научен, научил своего ученика. Ученик выходит за границы прежнего круга познания. Но, продолжая познавательную деятельность, он входит в другое «магнитное поле», попадая под воздействие другого магнита.

И только тогда, когда величина намагничивания достигнет уровня притяжения других частиц, тогда он сам становится «магнитом» для тех, кто находится в его магнитном поле. Можно этот случай рассмотреть в развитии отношений между людьми, взаимодействующими в одном коллективе, пока еще они не выбрали для себя лидера.

Вот перед нами несколько разрозненных, «не намагниченных частиц». Каждая стремится занять выгодное положение, в центре, так чтобы создать поле (ауру общения) вокруг себя. Для этого требуется доверие окружающих. Чтобы вызвать доверие, необходимо знать интересы окружающих и показать твою расположенность к хобби коллег, к их вкусам, их семьям, или, на худой конец, вести себя толерантно. Если человеку удается это осуществить без особого напряжения, просто, в силу своего уравновешенного характера, он удивляется, почему вдруг стал в центре внимания. Многие стараются занять лидерство, полагаясь на свои психологические познания и, применяя их на практике. Однако, это не всегда срабатывает, потому что действенны познания, проникшие в сознание через свой собственный опыт. Одни и те же семена дают разный урожай в зависимости от почвы.

Приведу иллюстрацию «из детского мира». Малыш, гуляя с группой детей на участке, время от времени убегает на площадку соседней группы. Воспитатель делает ему замечание: «Нельзя!» Второе предупреждение звучит «с обетованием»: «Если будешь убегать, будешь гулять со мной за руку». Третий шаг от непослушания – прогулка за руку с воспитателем.

Защищая «своим полем» ребенка от других, воспитатель, подобно магниту, удерживает Малыша, чтобы он не потерялся. Малыш еще не всегда соблюдает безопасность, но он доверяет взрослому, поэтому возвращается назад. Однако, это правило действует только с преподнесением четкой инструкции. Ребенок не всегда может оценить правильность своих действий, поэтому ему необходима разъяснительная работа.

Таковы и действия руководящего лица в коллективе. Его работа по внедрению принципов единого согласованного поля взаимодействия должна проводиться с постепенным усложнением задач. Первоначально эти отношения регулируются замечаниями, далее предупреждением о взыскании, и, если не помогает пониманию – взысканием. Здесь уместно вспомнить слова апостола Павла: «Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного» (Гал.4:1,2).

* «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Матф.10:24).