Ч. 47 Преступная жестокость

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/09/28/1825

Топить беспощадно

Часть 47. Преступная жестокость

Война – всегда жестокость, а как может быть иначе, если самые выдающиеся герои – это те, кто больше всех остальных убил других людей. Убийства, совершённые в бою с противником, считаются естественными, более того, почётными.

Однако во время войны совершались убийства и другие преступления по отношению к безоружным или беспомощным людям, которые можно было бы и не совершать. Потом те, кто их творил,  оправдывались тем, что они выполняли приказы своих командиров, либо иначе нельзя было поступить.

Существует понятие целесообразности. Очень гибкое понятие, подвести под которое, при желании можно любое преступление и любую подлость.
Но не буду углубляться в рассуждения добра и зла, а перейду к фактам, выводы из которых каждый делает сам.

7-го апреля 1917 года у приказа, с которым ознакомили командиров германских подводных лодок, имелось приложение – выдержка из донесения агента, работавшего в Голландии. Вот, о чём докладывал агент: «Я убеждён в том, что если экипажи нейтральных пароходов спасены, или если команда подводной лодки сделала всё от неё зависящее, чтобы спасти экипаж торпедированного судна, то эффект от подводной войны нулевой».

В другом приказе напоминалось: «Все транспорты имеют на палубе спасательные плоты и другие средства спасения. Если судно тонет очень быстро, то значительные потери экипажа вполне естественны».

В приведенных цитатах нет прямых указаний, уничтожать экипажи торпедированных судов, но германское военно-морское командование косвенно подталкивало командиров подводных лодок к совершению военных преступлений.

Результаты не замедлили появиться. 31-го июля 1917 года подводная лодка U-55 под командой капитан-лейтенанта Вильгельма Вернера в ста семидесяти пяти милях от острова Тори Айланд (Ирландия) в 19 часов 50 минут  торпедировала грузовое судно  «Бельгийский Принц», направлявшееся с грузом голубой глины в  Ньюпорт, США.

Капитан-лейтенант Вернер считался одним из лучших командиров подводных лодок, был награждён шестью орденами и медалью. На его боевом счету числились 62 потопленных судна, семь повреждённых, и два, взятых в качестве приза.

«Бельгийский Принц» стал тонуть, вышло из строя и динамо (старое название генератора), поэтому радист не мог послать сигнал бедствия. Подводная лодка всплыла, и по команде Вернера открыла огонь по тонущему судну из пулемёта, чтобы не дать возможность подать сигнал.

Командир лодки, понятно, не знал, что радио и без того молчало из-за выхода из строя генератора, находившегося в торпедированном отсеке. Команда «Бельгийского Принца» погрузилась в три вельбота и маленькую шлюпку. По приказу с подлодки подгребли к ней.

 Экипажу торпедированного транспорта приказали подняться на палубу подводной лодки. Командира потопленного судна Гарри Хассана капитан-лейтенант приказал отвести вниз, остальных членов экипажа обыскали, нет ли у кого-нибудь оружия, и оставили на верхней палубе.

То, что произошло дальше, можно расценивать, как умышленное убийство. Немецкие матросы, которые обращались крайне грубо с захваченными пленниками, сняли с членов экипажа «Бельгийского Принца» спасательные пояса. В вельботах выбили заглушки и  прорубили дополнительные отверстия.

Пять немецких матросов сели в невредимую маленькую шлюпку и отбуксировали на ней вельботы подальше от подводной лодки, где их и затопили. Уже стемнело. Матросы сигнальным фонарём подали условный сигнал, подлодка приблизилась и забрала своих людей.

Экипаж  «Бельгийского Принца» думал, что их доставят в Германию, как военнопленных. Но у Вильгельма Вернера были иные планы. Он хотел скрыть следы потопления судна, чтобы продолжить охоту в этом районе. Для того и затопили вельботы.

Подводная лодка в надводном положении отошла мили на две от медленно тонувшего транспорта, а затем неожиданно, к ужасу людей, находившихся на верхней палубе, погрузилась на глубину. На поверхности остались барахтаться сорок один человек. Это случилось в десять часов вечера. Моряки поняли, что их умышленно убивают.

Из тех, кто находился на верхней палубе подлодки, спаслись три человека. Матрос Джордж Силеси поплыл к своему тонущему кораблю, около него он обнаружил маленькую шлюпку, которую бросили немцы. Она его и спасла.

Кок Уильям Снелл, спрятал спасательный пояс под одеждой. Старший механик Бауман был великолепным пловцом.  О судьбе капитана «Бельгийского Принца» ничего неизвестно, во всяком случае, с тех пор его никто не видел, и семья о нём ничего не знала.  Троих счастливчиков подобрала патрульная английская подводная лодка.

Продолжение http://proza.ru/2014/10/12/2069