Оптимализм. Часть 8. Выводы по всей статье

Виталий Бабич
         
                Обобщая всё вышесказанное, отметим:

1. Безусловно, большой плюс в том, что в реалистических произведениях, как и во внетекстовой реальности (в обыденной жизни), человек воспринимается таким, какой он есть: со всеми достоинствами и недостатками. Но следующий, более важный плюс (шаг, уровень) для развития человека в том, чтобы он стал гармоничнее, а значит и менее противоречивым (подобного, например, мы желаем по отношению к близким людям).

2. Оптимализм как новый художественный метод имеет право на существование, так как преображение и состояние счастья человека, являющиеся объектами его (метода) внимания, носят лиро-эпический характер и позволяют раскрыть горизонты до сих пор мало описанного высокого уровня духовности человека. Тем самым концепция личности показывается глубже, многограннее.

3. Проникая за грань метафизических процессов жизни, оптимализм выступает не как противоположность реализму, а дополняет его, выполняя при этом новую функцию – преображающую, которая, имея близость к функции воспитательной, благодаря таланту писателя не должна художественное произведение свести к произведению педагогическому, каким является, например, урок в школе или лекция в вузе.

4. Оптимализм сможет помочь реализму шире показать концепцию личности благодаря тому, что описание сферы реализации героев произведений (реализм) дополнится описанием сферы их позитивного восприятия себя среди окружающего мира (оптимализм). Два метода могут быть вполне совместимы (быть союзниками). Они уже (!) совместимы, ведь квинзитивная проза не может обойтись без характерных черт реализма.

5. Смещение противоречий, конфликтов, проблем на дальний (не главный) план повествования (квинзитив, перфекшн-медиум) или же полное их отсутствие (перфекшн-макси) объясняется с позиций оптимализма: такие герои не бесхарактерны, а сверхчувственны. Причём обрести и поддерживать каждый день состояние счастья – тоже поступок (иной уровень духовной культуры). И в этом, соответственно, нет противоречия принципам диалектики.

6. Учитывая тот факт, что преображающая функция не является главной (характерной) для художественного произведения, оптимализм можно считать в определённой мере методом экспериментальным.

7. Оптимализм, основанный на принципе «правда – хорошо, а счастье лучше» (А. Островский), позиционируется как логическое продолжение реализма, тем самым новый метод не противопоставляет себя предыдущему (старому), что можно рассматривать как инновационный подход к динамике творческих методов (художественных систем), который показан в таблице № 1 (творческие методы по 8-ми критериям) и в схеме № 1 (творческие методы как волнообразный процесс).

8. Состояние счастье человека показано как процесс с помощью схемы № 2 (фазы счастья в виде волн), в котором спад – не конец радости, а начало её новой волны. Такая динамика достойна описания в прозе (а не только отражения в музыке и поэзии) не меньше, чем цепочка противоречия-конфликты-проблемы.

9. Квинзитив как один из приёмов оптимализма усиливает значение катарсиса и счастливой концовки в прозе.

10. Перфекшн как второй приём оптимализма, обладает двумя качествами: может использоваться как элемент-эпизод в любом жанре прозы (встречается, но редко), может занимать гораздо б;льшую часть произведения (встречается в прозе автора данной разработки) или же всё произведение целиком (не встречается среди художественных произведений, поэтому остаётся совершенно новым, перспективным направлением для прозы).

11. Перфекшн как приём для всего произведения пока проще использовать для малых форм (зарисовка, новелла, рассказ).

12. Если авторы станут активно использовать перфекшн-мини (перфекшн-эпизоды), это будет уже достижением в развитии современной прозы.

13. Политранс как третий приём оптимализма позволяет писателю отражать (а читателю познавать) ценность земного бытия во взаимосвязи с процессами разных уровней-измерений жизни во Вселенной, объединённых единством информационно-энергетических процессов. С данной точки зрения синтез лирики и эпоса выходит за рамки обычной (земной) реальности.

14. Автор разработки вводит в оборот новые термины: квинзитив (соответственно, квинзитивныя проза), перфекшн (перфекшн-проза, перфекш-мини (перфекшн-эпизод), перфекшн-медиум, перфекшн-макси) и политранс. В совокупности с прозой квинзитивной такие явления, как метафизическая проза, медитативная проза, рассматриваются в качестве разновидностей позитивной прозы.

15. Данные новшества можно считать теоретической основой для того, чтобы вывести позитивную прозу (например, по критерию содержания произведений) на уровень конкретного (официально признанного) направления в художественной литературе.


Спасибо за внимание!
Первая статья размещена тут: http://www.proza.ru/2014/10/08/1531