Учиться и ещё раз учиться! - публицистика

Светлана Сафо
08.10.2014г.Нижеприведённый материал взят из "Latest News and Opportunities from IJNet" и касается приёмов в журналистике, но что-то мне подсказывает, что он будет полезен и в сочинительстве, как таковом. Сохраняю для себя, но я не жадная.))

"На прошлой неделе Родригес выступал на региональной конференции по расследовательской журналистике, которая прошла в Тегусигальпе, Гондурас. Темой его выступления был процесс редактирования материалов в жанре журналистского расследования. Конференция, собравшая более 100 журналистов, редакторов и ученых из 12 стран Латинской Америки, была организована Международным центром для журналистов и организацией Connectas. 

Родригес поделился с редакторами девятью основными советами, которые стоит иметь в виду, работая с материалами в жанре расследовательской журналистики. Вот о чем он говорил:

1. Сначала нужно понять, какая история стоит того, чтобы ее расследовать. Чтобы ответить на этот вопрос, Родригес рекомендует использовать пять критериев:

    Оригинальность: "Если тема материала не нова, зачем вкладывать в нее силы?"
    Информация: чтобы оказать влияние на читателя, материал должен раскрывать новую информацию.
    Жизнеспособность проекта: если я не могу доказать то, о чем говорю, то это не статья. "В журналистике мы ищем правду", – сказал Родригес. 
    Разоблачения: по его словам, история, которая ничего не разоблачает, может быть основой прекрасной статьи или материала в жанре разъяснительной журналистики, "но не расследовательской журналистикой".
    Актуальность: почему именно сейчас? Почему история будет интересна читателям?

2. Задайте эти вопросы журналистам, прежде чем они начнут работать над историей:

    Что вы знаете об этой теме (в идеале репортер должен уже владеть большим количеством информации).
    Что мы собираемся раскрыть?
    Существует ли другой способ рассказать эту историю? (Родригес сказал: "Мы хотим, чтобы история была привлекательной, отличалась от других, и ее так хотелось бы прочитать, что люди говорили бы: "Я много потеряю, если не прочитаю это".)
    Кто еще может владеть информацией об этой истории?

3. Четко определитесь с целями. Для редакторов очень важно  думать о том, как работа репортеров "впишется в большую журналистскую машину".

4. Слушайте. Многие редакторы не слушают, когда репортер приходит к ним со своим материалом, – такое поведение может очень расстраивать и обижать. "Это маленькая деталь, влияющая на многое", – сказал Родригес.

5. Читая материал, будьте очень внимательны. Редакторы должны обращать внимание на то, как они себя чувствуют, читая историю. "Если первое прочтение не убедило меня, я читаю второй раз, – говорит Родригес, – и делаю глубокий структурный разбор текста".

6. Ищите "ритм и музыкальную гармонию". Чтение истории должно походить на прослушивание хорошей песни – с подъемами и спадами мелодии. "Текст не может все время находиться на наивысшей точке, – сказал Родригес. – Но нам нужен текст, который сможет соблазнить читателя".

7. Пишите, пишите и пишите. Хороший материал требует неоднократного переписывания. Точка.

8. Числа сами по себе ничего не говорят. Данные важны в расследовательской журналистике, но Родригес предупреждает журналистов не полагаться только на числа. Убедитесь, что данные подаются в контексте историй людей.

9. Не выстраивайте барьеров для читателей. "Мы хотим, чтобы люди дочитали историю до конца", – сказал Родригес. Но абзацы, состоящие из одних цифр или цитат, – это барьеры, которые препятствуют чтению. "Если читатели не доберутся до конца рассказа, мы потерпим неудачу".