8октября 2014-память прп. Сергия Радонежского

Галина Николаевна Николаева
        Празднование памяти святого 5/18 июля и 25 сентября/8 октября

        В этом, 2014 году, мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
        Преподобный Сергий традиционно считается молитвенным защитником Руси. Много святых прославлено на Руси, но только преподобного Сергия Радонежского называли игуменом Русской Земли. Почему? Потому что он совершил великий труд в деле объединения всех русских сил. Его духовные труды и подвиги по своим сущностным характеристикам являются носителями фундаментальных ценностей Святой Руси. (Житие см. http://www.proza.ru/2013/10/08/965)
      
                Проповедь архимандрита ИСАИИ (Белова)
                в день памяти ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

        Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
        Сегодня мы собрались в Троицком соборе прославить нашего заступника, игумена этой обители преподобного Сергия. Вы слышали с акафистом, каноном песнопения не только этой обители, но и так называемого всероссийского игумена: какие большие труды приложил преподобный Сергий, подвизаясь на этом месте, как он пришел сюда от юности, и как всю свою жизнь посвятил Богу. И из этого мы узнаем, как может много человек, который с юности служит Богу, который не покоряется страстям, который противодействует им, не тратит время на борьбу с грехом, но живет чистой жизнью – жизнью только ради Бога, а Господь дает ему обильную благодать.
   
        И сегодня у нас особый повод, прославить отца Сергия. Он испросил для этого места ту благодать, то самое большое – то, что это место посетила Царица Небесная. Мы совершаем память этого явления, память того события, которое совершилось при жизни преподобного Сергия неизвестно в какое время, в какой год, какой день.
        Когда Божия Матерь с двумя апостолами, Иоанном и Петром, посетила угодника Божия во время его молитвы, Она обещала ему, что Она будет неотступна от этого места. И вот тогда это событие могло восприняться как просто милость Божия, оказанная угоднику, как просто посещение Божией Матери одного из тех угодников, которые усердно молились, которые усердно Ей служили.

        Но прошло уже шесть веков, и мы видим, что эти слова Божией Матери – это были не просто слова, сказанные в 14 веке, это не просто слова, сказанные лично преподобному Сергию. Она действительно простерла Свой покров над этим местом. И вся последующая история обители свидетельствует о том, что Божия Матерь сохраняла это место от всяких бед и напастей, которые могли здесь приключиться. Еще при жизни преподобного Сергия была скудость, скудость материальных припасов, потому что место было пустынное, здесь были глухие леса, и преподобный Сергий не позволял своей братии ходить по окрестным деревням для сбора милостыней. Но он говорил им, что Господь сохранит это место и даст им все необходимое.
        Были такие времена, когда у братии запасы подходили к концу, и они начинали роптать и говорили преподобному Сергию: «Вот ты не позволяешь ходить за милостынею, а между тем мы здесь погибаем от скудости во всем необходимом». Но он говорил им: «Потерпите, братия, и вы увидите милость Божию".

        И действительно были такие случаи, когда просто Господь посылал сюда им запасы съестных припасов и все необходимое чудесным образом, посылал для того, чтобы скудость восполнить. И преподобный Сергий установил такой порядок: когда в обители будет избыток материального, тогда должна быть обязательно благотворительность. И если обычай этот сохранится, то обитель никогда не будет терпеть недостатка ни в чем.
        В последующей истории, когда после кончины преподобного Сергия его место заступил преподобный Никон, случилось так, что обитель была подвергнута разорению татарским ханом Едигеем в 1408 году, спустя 16 лет после кончины преподобного Сергия.
        Но преподобный Сергий явился своему ученику и сказал, чтобы он не скорбел, что это попущено Богом, разорение обители будет непродолжительным, и она вновь будет восстановлена. Так оно и случилось. На какое-то время братия удалилась отсюда, а потом обратно вернулась.
        Именно после возвращения преподобный Никон отстроил вот этот Троицкий собор, который стоит и до ныне, и в котором мы сейчас находимся, и который послужил как бы в похвалу преподобного Сергия. То есть это временное разорение обители послужило на славу святому угоднику и святой обители.

        В 16 веке случилось так, что общие такие нравы государственные пришли в упадок, упали и усердие к монашеству, и само монашество ослабело. Это коснулось и Троицкой обители, и коснулось именно таким образом, хотя царь Иоанн IV Грозный почитал эту обитель: он здесь и крестился, и венчался, и часто приезжал сюда на богомолье и всячески обитель благотворил. Но вместе с тем он отсылал сюда ссыльных бояр неугодных, которых насильно постригали в монашество и их приписывали к числу братии.
        Но такие «братия», которые, конечно, не имели к монашеству никакого усердия и только помнили о своей прежней мирской жизни с печалью, желали эту мирскую жизнь возвратить, чтобы как-то скрасить свое пребывание в обители. Конечно, они предавались здесь дифирамбам и всякому безчинству и не подчинялись монастырскому уставу. И как они были знатного рода, то само послушание было для них тягостно, тем более, если игумен был простец, а они были князья и бояре.

        И вот случилось так, что эти «братия» сильно развратили обитель, потому что иноки молодые смотрели на них, на этих опальных бояр и князей, и они тоже развращались и тоже не подчинялись, тоже хотели погулять и вести такую же праздную и рассеянную жизнь.
        И вот к середине 16 века обитель сильно развратилась. Но именно заступление Божией Матери, тот покров, который пребывал, благодаря Ее ходатайству за обитель, надо сказать, обитель все же устояла - здесь были благочестивые старцы и благочестивые игумены, потом архимандриты. Именно благодаря их благочестию Господь и Божия Матерь так устроили, что благочестивые братия как бы превозлагали те немощи, которые были от братий, таких безсильных.

        Еще новая опасность угрожала обители в начале 17 века, когда здесь 16 месяцев была осада польско-литовским воинством, которых было более 20 тысяч человек, а в обители всего-то тысяча человек, из низ 300 солдат, то есть силы совершенно были не равны. Но в тоже время, промыслом Божиим, за 60 лет до этого царь Иоанн IV Грозный выстроил покров обители – мощную крепостную стену, которая и сейчас есть. То есть обитель была крепостью: она была укреплена материально и вместе с тем она была укреплена и духовно, потому что, когда по всей России в это время было такое шатание нравов, и когда люди не знали кому подчиняться, чему следовать, повсюду были разбой, безчинство и никто не признавал ничьей власти над собой.
        Но в обители строго хранилось православие, строго хранилось такое понятие, что такое Русь, Русское государство – оно должно быть православным.
А это время было время самозванцев - один лжедмитрий, второй лжедмитрий, народ уже устал от всего этого и был в смятении. И от такого смятения народ впал в расслабление. То есть поляки, пришедшие в нашу страну, были довольно немногочисленны и особой силы они из себя не представляли. Они засели в Кремле, именно потому, что русский народ был в таком духовном расслаблении, что не имел сил сопротивляться захватчикам.  И те воеводы, и те князья, и те люди, которые могли бы возглавить войска русские и одолеть врага, сами враждовали между собой.
 
        На фоне такого всеобщего падения нравов святая обитель Троицкая являла собой пример такого единодушия и духовного мужества. Именно благодаря этому, она и выстояла 16-месячную осаду, когда со стороны врагов применялись самые разнообразные средства. Представьте себе, в этом месте 16 месяцев прожить: здесь были и эпидемии, были всякие болезни среди защитников монастыря, враги угрожали и делали подкопы, постоянно летели ядра сюда, и всякие вылазки делали, чтобы разрушить стены и попасть внутрь обители. И сама неравная численность смущала защитников обители.
        И, конечно, только благодаря опять-таки заступничеству Божией Матери, покровительству самих игуменов Сергия и Никона, которые постоянно являлись защитникам обители, ходили по крепостной стене и поддерживали воинов, обитель выстояла такое испытание. И Москва была освобождена.

        Когда Россия была избавлена от поляков – это было торжество именно обители преподобного Сергия Радонежского, которая сумела сохранить дух такого истинного православия, такого мужества, которое необходимо было им тогда в борьбе с этими захватчиками.
        Весь 17 век, который можно сказать, был веком торжества преподобного Сергия, когда был написан ему Акафист, когда совершилось его прославление, когда была составлена книга его чудес, записывались буквально все чудеса, которые совершались от его мощей или от его явлений, когда был устроен источник у надкладезной часовни, где исцелился сам патриарх Иосиф. Все это было торжеством духовной силы преподобного Сергия, также торжеством Божией Матери, которая покрывала эту обитель.

        До конца 17 века обитель преподобного Сергия являлась духовным центром русской церковной жизни, центром благочестия. Антиохийский патриарх, который посещал Россию, удивлялся, какое великое благочестие было тогда в стране, когда во время совершения постов буквально вся страна постилась, когда даже малые дети выстаивали постовые многочасовые службы, когда сам царь во время первой седмицы Великого поста вообще ничего не вкушал, в остальные дни вкушал только по кусочку ржаного хлеба, то есть буквально вот такое благочестие.
        Это сохранялось до самого конца 17 века, когда русский престол занял царь Петр, ему было тогда всего 10 лет. И этим воспользовались бунтари, стрельцы и войска, которые начали устраивать различные смуты. Опять-таки Петр бежал сюда, и здесь у гроба преподобного Сергия, у иконы Божией Матери он искал защиты. И именно благодаря тому, что он находился здесь, эти мятежные стрельцы не посмели сюда прийти, не посмели истребить царя. Но сюда, к нему собралось верное ополчение, и он установил твердое государство.

        К сожалению, в 18 веке наблюдалось опять общее падение нравов, которое охватило и монастыри. Тогда многие были разорены и многие закрыты, многие были обращены в богадельни или пристанище для убогих солдат и калек. 
        Но заступничеством Божией Матери, преподобный Сергий опять сохранил благочестивый устав. На фоне всеобщего развращения здесь были благочестивые наместники, такие как святитель Иоасаф Белгородский, который постоянно молился Божией Матери и преподобному Сергию. В обители по уставу Лавры была создана семинария, то есть рассадник духовного просвещения и это было не без промысла Божия.
        При всеобщем падении нравов, люди стали вообще забывать о церковных своих обязанностей, постах, что нужно посещать храмы Божии, что надо молиться и уважительно относиться к вере. Особенно это захватило высшие слои тогдашнего общества, люди увлекались различными идеями, пришедшими из Франции, вольнодумством, и так увлекались, что даже иногда еще ставили вопрос: «А если вообще Бог?».  И над Суворовым смеялись, что он соблюдал посты. Тогда в армии и аристократии не соблюдались посты и считалось это предрассудком.

        И на фоне всего этого в обители преподобного Сергия все-таки хранилось благочестие.  Большую роль сыграл в этом митрополит, который становится настоятелем монастыря. Этот обычай был учрежден именно во второй половине 18 века. И один из первых, кто это установил, и после которого обычай уже не прекращался – это был митрополит Платон, то есть он был архиерей Московский и он был настоятель Троицкой лавры. Это тоже благотворно сказалось на обители, потому что сам митрополит, который был человеком исключительного благочестия. Он был воспитателем будущего императора Павла, и таким воспитателем, который не потакал всяким духовным отклонениям, но мог строго его обличить.
        Во время своей коронации Павел I захотел войти в алтарь со шпагой, но митрополит ему запретил и сказал, что в алтарь не подобает входить с оружием. И во всем остальном митрополит являл образец благочестия. Когда один из французов-вольнодумцев Дидро приехал в Петербург, и императрица Екатерина П в шутку говорит митрополиту Платону:  «Вы знаете, что Дидро принес нам такую новую новость, что Бога нет». «Это не новость, - сказал митрополит, -  это еще 2,5 тысячи лет тому назад в Псалтири было написано «рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Безумный сказал в сердце своем: «Нет Бога» Пс.13.1), то есть он процитировал ей Псалтирь, и этим посрамил гордого француза.

        Митрополит Платон, который насадил здесь благочестие, следил, чтобы процветал семинарий, насадил затем, чтобы братия жила тоже такой благочестивой жизнью и не увлекалась такими идеями, которые господствовали в тогдашнем обществе.
        Обитель преподобного Сергия пережила опять-таки, благодаря заступничеству Божией Матери, и нашествие Наполеона, которое, можно сказать, ее не коснулось. Когда Наполеон был в Москве, то сам, и его солдаты вели себя безчинно: храмы многие превращали в конюшни и многие чудотворные иконы тогда исчезли, и многие мощи святых были подвергнуты поруганию, именно потому, что тогда французы были революционерами, вольнодумцами. И сам Наполеон был такой человек, тоже в смысле развращенный и Москва очень много претерпела от него.
        Но тогда, когда один из его отрядов приблизился сюда к Троицкой обители и пришел в пределы Звенигорода, то к предводителю этого отряда Евгению де Богарне (пасынок Наполеона) явился один из учеников преподобного Сергия – преподобный Савва Звенигородский и сказал ему: «Не трогай эти места, не трогай ни моей обители, не трогай обители преподобного Сергия. Если не тронешь, останешься живым и вернешься домой, тронешь, разоришь – погибнешь».  И он оставил эти святые места, таким образом, Звенигород и обитель преподобного Сергия были спасены от разорения. 

        В середине 19 века было неспокойное время в России.  Тогда, особенно, с отменой крепостного права, появились разночинцы, появилось в обществе движение всяких нигилистов. По этому поводу тогда вышел роман Достоевского «Бесы». Достоевский считал, что эти люди как бесноватые. Они наполнили всю Россию своими идеями, они внедрялись на фабриках, заводах, были очень назойливы, пропагандировали очень умело, используя свое красноречие и какое-то полуобразование.
        И конечно же это коснулось бы и нашей обители, и семинарии, но по промыслу Божию и опять-таки заступничеством Царицы Небесной обитель была сохранена тем, что, с одной стороны, был настоятель такого твердого благочестия как митрополит Филарет, и, с другой стороны, наместник и друг его, и духовник архимандрит Антоний, собеседник и в какой-то степени воспитанник Серафима Саровского. И сам митрополит Филарет полвека возглавлял Московскую кафедру и обитель. И из его переписки с архимандритом Антонием знаем, с какой тщательностью он проводил всю Лаврскую жизнь: следил за братией, и за студентами семинарии, и академией, чтобы благочестиво проводили время, не праздновали, и чтобы люди были благочестивые.

        Особенно тяжкие испытания пришлись на долю обители в 20 веке, когда спецдекретом Совнаркома обитель стала музеем. Перед этим мощи были подвергнуты вскрытию, таким образом подверглись поруганию на глазах у всех людей.
        И опять здесь действует заступничество Божией Матери и преподобного Сергия. Оказалось так, что никто из братии не был оставлен. Перед закрытием обители преподобный Сергий явился духовнику Зосиме и сказал, кто и где будет жить. Все были пристроены, хотя многих постигли ссылки, потом испытания и до смерти.
        Но тем не менее Господь хранил Своих людей, и Божия Матерь хранила эту святую обитель, чтобы вновь возобновить ее после войны. И когда в 1946 году открыли Троицкую Лавру, она стала сосредоточием в послевоенной России всей церковной жизни. В ней проходили все знаменательные церковные события: церковные соборы, сюда часто приезжал патриарх Алексий I, выбирали патриархов Пимена и Алексия П, здесь проходил собор, по случаю которого явилось чудом Царицы Небесной, - 1000-летия крещения Руси.

        Незадолго обители пришлось пережить испытание. В 1986 году был пожар в академии в ночь в субботу на воскресение в неделю Воздвижения, но совершенно по непонятным причинам. И должна была сгореть вся Лавра, постройки были все деревянные.
        Но случилось так, что наместник, архимандрит Алексий, не растерялся, взял икону Божией Матери и с ней обошел вокруг горящей академии. И вот та черта, которую он обошел, и тот путь, который прошел -  и дальше этого пути огонь не пошел, хотя уже деревянные ступени столярки обуглились, и огонь должен был перенестись на стены монастыря и после этого Лавра бы сгорела.
        Благодаря такому поступку Лавра была сохранена и к 1000-летию крещения Руси была восстановлена. Божия Матерь постоянно хранит обитель преподобного Сергия от всяких бед. И мы будем надеяться, что Царица Небесная и впредь будет хранить Троицкую Лавру столько, сколько нужно, но обители не обещано, что она будет стоять до конца света. Может придет и такое время, когда ее и закроют, но и тогда это будет благо, потому что это, если будет нужно, угодно Богу, как это было в 15 веке при игумене Никоне, когда обитель была подвергнута разорению. Это было угодно Богу вот так, как было и сейчас.
         И во всяком случае мы должны верить и надеяться, что та благодать, которую мы здесь получаем, если она не втуне нами принимается, если мы стараемся хранить заветы преподобного Сергия, если мы стараемся подражать его жизни, если будем использовать святость этого места для своей духовной пользы, то обитель будет стоять.

        А когда люди безчинствуют, покойный наместник архимандрит Иероним часто говорил прихожанам Лавры: «Чего вы безчинствуете, если будете так вести в обители, нарушать порядок благочестия, то именно обитель и закроется, из-за этого не восполните благодать, которая здесь пребывает».
        Если будем вести себя безчинно ради каких-то своих интересов и забывать о том, что надо исправлять свою жизнь, что надо приходить сюда, чтобы каяться, учиться смирению, учиться любви, учиться заповедям Божиим, если будем забывать обо всем этом, то конечно обитель будет закрыта. И это не будет каким-то умалением того обетования Божией Матери, а это будет за наши грехи.
        И мы должны знать, что судьба обители зависит от нас. Будем хранить себя от грехов, тогда Господь будет хранить нас от бед всяких, и хранить эту обитель, и Божия Матерь будет хранить нас Своим покровом. Аминь.

        Тропарь, глас 4-й
        Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси.  Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посе­щая чад твоих, Сергие преподобне, отче наш.

       Кондак, глас 8-й
       Христовою любовию уязвився, Преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце Отечеству твоему возсиял еси, тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Сергие богомудре

       Величание
       Ублажаем тя, преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память твою,  наставниче монахов  и собеседниче ангелов.

       ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ СЕРГИЕ, МОЛИ БОГА О НАС, ЗА ДУХОВНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ   
                РУССКОГО НАРОДА, ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ ПРАВОСЛАВНОЙ.



Источник:
http://radonezh.ru/air/114309