Замечания к статье Л. Павлова. 7

Андрей Якуп
Замечания к статье Л.Павлова  «Моя философия жизни»
 (Цитаты из статьи Любомира Павлова даны строчными буквами, мои замечания – прописными.)

     Л.П.   
    «Я с удовлетворением узнал, что самоорганизующийся Мир вовсе не нуждается в «гипотезе Бога» в качестве сверхъестественного начала, что сразу исключает саму основу  всякой религиозной мистики.»
    А.Я.
ОТЛИЧНО!  МИСТИКУ  Я  ТОЖЕ  ИСКЛЮЧАЮ.  НО  ПОЧЕМУ  ВЫ  СЧИТАЕТЕ,  ЧТО  РАЗВИТИЕ  ЖИЗНИ (ПО  ДАРВИНУ)  ОСТАНОВИЛОСЬ  НА  ЧЕЛОВЕКЕ  И  СОЦИУМЕ  ЛЮДЕЙ?  МНЕ  КАЖЕТСЯ,  ЧТО СУЩЕСТВУЕТ  МНОГО  «ЧУДЕСНЫХ»  МОМЕНТОВ,  КОТОРЫЕ  ВЕРУЮЩИЕ  ОБЪЯСНЯЮТ  СУЩЕСТВОВАНИЕМ НЕПОЗНАВАЕМОГО  БОГА,  А  АТЕИСТЫ  НА  СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ  ОТНОСЯТ  К  НЕПОЗНАННЫМ ЕСТЕСТВЕННЫМ  ЯВЛЕНИЯМ.  К ТАКИМ  ЕСТЕСТВЕННЫМ  ЯВЛЕНИЯМ  МОЖНО  ОТНЕСТИ,  ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ  «ПОТУСТОРОННИЙ»  МИР  (МИР  ПОЛЕВЫХ  СИСТЕМ),  СУБЪЕКТЫ  КОТОРОГО  ГОРАЗДО БОЛЕЕ  ЖИЗНЕУСТОЙЧИВЫ,  ЧЕМ  МЫ  –  ЛЮДИ.

    Л.П.
    «На формирование моего социально – гуманистического самосознания и моей гражданской позиции определяющее влияние оказали великие гуманисты и просветители, такие как: Л.Н. Толстой, развивавщий христианскую идею всеобщей любви и непротивления злу;»
    А.Я.
Л.ТОЛСТОЙ  СДЕЛАЛ  ШАГ  В  ПРАВИЛЬНОМ  НАПРАВЛЕНИИ , НО  СЛИШКОМ  ШИРОК О ШАГНУЛ.  ПОКА ЧТО  (ПОКА  ОБЩЕСТВО  ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ,  И  ОТ  ЕГО  ИМЕНИ  ВЫСТУПАЮТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЕ  ЖИВОТНЫЕ  ВИДА  ГОМО  САПИЕНС)  ЕГО  ЖИЗНЬ  И  РАЗВИТИЕ  ИДЁТ  ПО ЗАКОНАМ  ДЖУНГЛЕЙ,  ПО  ЗАКОНАМ  КАПИТАЛИЗМА  И  РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ.  А  В  ЭТИХ УСЛОВИЯХ  НАИБОЛЕЕ  СТАБИЛЬНАЯ  СТРАТЕГИЯ,  КАК  ПОКАЗАЛИ  ИССЛЕДОВАНИЯ  Р.ДОКИНЗА  (ЕГО  КНИГА  «ЭГОИСТИЧНЫЙ  ГЕН»),  СВОДИТСЯ  К  ПРОМЕЖУТОЧНОМУ ВАРИАНТУ:  ПЕРВЫЙ РАЗ ПРОСТИ  «НЕДОБРОСОВЕСТНОГО»  СОТРУДНИКА,  А  ПРИ  ПОВТОРЕ  –  ВОЗДАЙ  ЕМУ  ПОЛНОЙ  МЕРОЙ  –  ОКО  ЗА  ОКО.

     Л.П.
     «Мохандас Карамчад Ганди (махатма) с идеей ненасилия (ахимса) и упорства в истине (сатьяграха); Н.К. Рерих с идеей сохранения мирового культурного наследия (Пакт Рериха и знамя Мира), которая воссоединяет всемирное братство народов, и В.И. Вернадский с идеей ноосферы, т.е. сферы разума, деятельность, которого становиться мощной геологической силой, перестраивающей биосферу в «интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».
    А.Я.
ЛЮБОМИР,  А  КАК  ВЫ  СЧИТАЕТЕ,  ИДЕЯ  НООСФЕРЫ  В.ВЕРНАДСКОГО  МИСТИКА  ИЛИ  НЕТ?  У НЕЁ  ЕСТЬ  ПОСЛЕДОВАТЕЛИ  И  СЕГОДНЯ  –  ЛЕОНИД  ПЛАТОНОВ  (ПРОЗА.РУ).  И ДЕКЛАРИРОВАННЫЙ  МНОЮ  ПОЛЕВОЙ  МИР  В  КАКОМ-ТО  СМЫСЛЕ  СМЫКАЕТСЯ  С  ИДЕЕЙ  БОГА  И НООСФЕРОЙ.

    Л.П.
    «На формирование моих гуманистических принципов большое влияние оказал трансцендентный гуманизм махатмы Ганди. Но я реалист и потому избрал для себя рациональный гуманизм в качестве определяющего принципа своей философии жизни, исключив из нее не только все формы насилия, но и мистики. Считаю, что насилие, как средство решения проблем, изжило себя и сейчас, в начале третьего тысячелетия, должно оцениваться не иначе как атавистический примитивизм, унижающий само человеческое достоинство. Сегодня не существует в мире таких проблем, которые нельзя было бы решить в процессе интеллектуального диалога.»
    А.Я.
СЕГОДНЯ  СУЩЕСТВУЕТ  ОБЩЕСТВО,  ОТ  ЛИЦА  КОТОРОГО  ВЫСТУПАЕТ  СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК-ЭГО.  ОБЩЕСТВО,  КОТОРОЕ  НЕ  В  СИЛАХ  РЕШИТЬ  СВОИ ПРОБЛЕМЫ  МИРНЫМ  ПУТЁМ.

    Л.П.
    «Я отношу себя к убежденным сторонникам ненасилия, однако не могу принять, развиваемую Л.Н. Толстым, христианскую идею непротивления злу насилием, которая по самой сути своей, является абсолютно противоестественной  и не может служить практическим руководством к действию.»
    А.Я.
    НАОБОРОТ,  ЕСТЕСТВЕННОЙ,  ОПИРАЮЩЕЙСЯ  НА  ИНСТИНКТЫ  ЖИВОТНОГО,  ЕГО  ПОДПРОГРАММУ-ЭГО,  ИГНОРИРУЮЩУЮ  ПРОЯВЛЕНИЕ  РАЗУМА.

    Л.П.
    «В этой связи толстовское непротивление злу выглядит как противоестественное нравственное самоуничижение  и физическое самоуничтожение. Способность защищаться от внешних деструктивных воздействий это основной отличительный признак всего живого. Более того, если бы не было внешних деструктивных воздействии, живой организм лишился бы возможности самосовершенствоваться и развиваться.»
   А.Я.
НО  НЕ  ЛИШИЛСЯ  ВОЗМОЖНОСТИ  СУЩЕСТВОВАТЬ.  САМО  ПО  СЕБЕ  САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  И РАЗВИТИЕ  –  НЕ  САМОЦЕЛЬ.  ЧЕЛОВЕКУ  РАЗУМНОМУ  (ОБЩЕСТВУ  РАЗУМНОМУ)  ДОСТАТОЧНО ПРОТИВОСТОЯТЬ  ВНЕШНИМ (ДЕЙСТВИТЕЛЬНО  ВНЕШНИМ)  ВЫЗОВАМ,  А  ВНУТРЕННИЕ  ПРОТИВОРЕЧИЯ РЕШАТЬ  С  ПОМОЩЬЮ  РАЗУМА,  МИРНЫМ  ПУТЁМ.  ТАК  ВОТ,  ПУСКАЙ  НА  НИХ  И  РЕАГИРУЕТ. А  НЕ ДЕЙСТВУЕТ  ПО  ПРИНЦИПУ:  «БЕЙ  СВОИХ  И  ЧУЖИХ,  ЧТОБЫ  ЧУЖИЕ  БОЯЛИСЬ».

   Л.П.
  «Таким образом, внешнее деструктивное воздействие (нравственно оцениваемое как насилие и зло), выступает как стимул, принуждающий всякий живой организм, а тем более самоосознающего  субъекта, радикально изменять свое  поведение, защищаясь от губительного воздействия, совершенствуя тем самым свою адаптационную гибкость.»
А.Я.
АДАПТАЦИОННАЯ  ГИБКОСТЬ  –  В  ДАННОМ  СЛУЧАЕ  -  ПОНЯТИЕ  БЕССМЫСЛЕННОЕ,  ПОТОМУ  ЧТО САМООСОЗНАЮЩИЙ  СУБЪЕКТ,  РАДИКАЛЬНО  ИЗМЕНЯЕТ  СВОЕ   ПОВЕДЕНИЕ,  ЗАЩИЩАЯСЬ  ОТ КОНКРЕТНОГО  ГУБИТЕЛЬНОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ.  И  НИКАКИЕ  «ТРЕНИРОВКИ»,  ПОДВЕРГАЮЩИЕ  ЕГО СТРЕССАМ,  ПОЛЬЗЫ  НЕ  ПРИНЕСУТ.

    Л.П.
«При  этом  низшие  организмы, не  обладающие  сознанием, стимулируются  только  прямым  действием  деструктора, тогда  как  высшие  организмы  стимулируются  заблаговременно, уже  на  ранней  стадии  прогнозирования  возможного  деструктивного  действия,  что  и  определяет  их  серьёзное  конкурентное  преимущество  над  всеми  видами  живых  существ,  обеспечивая  им  высокую  жизнеспособность.  Деструктивный стимул ставит живой организм перед альтернативным выбором: или непрерывно самосовершенствоваться, и таким образом жить, или поддаться внешней разрушительной стихии и погибнуть. Парадоксально,  но  залогом  хорошего  здоровья,  защищённого  иммунитетом,  является  непрерывное  противостояние  внешним  воздействиям  различных  болезнетворных  микроорганизмов.»
    А.Я.
СОВЕРШЕННО  СОГЛАСЕН.

     Л.П.
    «Болезни,  совершенствуя  нашу  иммунную  систему,  до  уровня  пороговой  необратимости,  укрепляют  наше  здоровье, они  вынуждают  наш  организм  непрерывно   самосовершенствоваться. Таким  образом,  наше  здоровье – это  результат  нашей  постоянной  борьбы  с  болезнями.  Парадоксально,  но  без  болезней  не  было  бы  и  здоровья.»
    А.Я.
    МНЕ  КАЖЕТСЯ,  ЛЮБОМИР,  У  ВАС  ПОМЕНЯЛИСЬ  МЕСТАМИ  ПРИЧИНА  И  СЛЕДСТВИЕ.  ИЛИ  Я  ОШИБАЮСЬ?

    Л.П. 
«На  начальной  стадии,  жизнь  развивается    как  интеграционный  синергетический  процесс,  который,  позже,   неизбежно  сменяется  процессом  деструктивного  разрушения,  заканчивающегося  смертью. Жизнь – это  непрерывная  борьба  со  смертью.  Не  будет  угрозы  смерти  -  не  будет  и  жизни…
 Я  считаю, что деструктивный   стимул   является   пусковым  механизмом   эволюции всего живого. Деструктивный стимул больше чем просто дарвиновский «естественный отбор» жизнеспособных форм и уничтожение всех нежизнеспособных.»
    А.Я.
«ДАРВИНОВСКИЙ  «ЕСТЕСТВЕННЫЙ  ОТБОР»  ВОВСЕ  НЕ  УНИЧТОЖАЕТ  ВСЕ  НЕЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ ФОРМЫ.  ОН,  ВСЕГО  ЛИШЬ,  СОХРАНЯЕТ   ЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ.

    Л.П.
«Военное  насилие, как  деструктивное действие, при современном уровне вооружений, своими  разрушениями  многократно превышает скромные результаты стимуляции научно технического прогресса, который в основе своей направлен не на развитие общества, а на дальнейшую милитаризацию экономики и усиление Военно – промышленного Комплекса (ВПК). Таким образом, ВПК становится самодовлеющей корпорацией замкнутой только на себя и, как всякая самоорганизующаяся система, стремясь к самосохранению, будет все больше и больше милитаризировать национальные экономики, разрушая тем самым основы гражданского общества.
    А.Я.
СПОРУ  НЕТ.

    Л.П.
«Военные  технологии  могли  бы  быть  использованы  для  защиты  Земли  от  возможных  космических  угроз, таких  как  столкновения  с  крупными  метеоритами,   астероидами  и  кометами. Таким  образом, смертоносное  оружие, изначально  создававшееся   для  уничтожения  жизни, могло  бы  быть (конечно,  при  технических  доработках), использовано  для  благородных  целей  её  защиты  и  спасения.  Когда наша цивилизация достигнет  уровня социального самосознания, соответствующего нооцивилизации, …»
    А.Я.    
КОГДА  ОНА  ЕЩЁ  ДОСТИГНЕТ  … ЕСЛИ  НЕ  САМОУНИЧТОЖИТСЯ …

    Л.П.
“… общепланетарное   единство. И чем раньше мы сможем понять эту эволюционную тенденцию и объединим свои усилия, тем меньше будет у нас ненужных потерь, разрушений и страданий.»
    А.Я.
НЕ  СМОТРЯ  НА  СЛОЖНУЮ  СИСТЕМУ  ДОКАЗАТЕЛЬСТВ,  ЛЮБОМИР  ПАВЛОВ  ПРИШЁЛ  К ПРАВИЛЬНОМУ,  НА  МОЙ  ВЗГЛЯД,  ВЫВОДУ.  ПРОБЛЕМУ  ОРГАНИЗАЦИИ  МИРА  НУЖНО  РЕШАТЬ  В «ОБЩЕПЛАНЕТАРНОМ»  МАСШТАБЕ,  ПРИЧЁМ,  ДЕЛАТЬ  ЭТО  НУЖНО  В  АВТОРИТАРНОМ  РЕЖИМЕ  И РУКОВОДИТЬ  ПРОЦЕССОМ   ДОЛЖНЫ  ЛЮДИ,  МОРАЛЬНО  И  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО  ГОТОВЫЕ  К  ТАКОЙ РАБОТЕ.  В  ПРОТИВНОМ  СЛУЧАЕ,  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ  УПРАВЛЕНИЯ  В  УСЛОВИЯХ ОСНОВАННОЙ  НА  КОНКУРЕНЦИИ   РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ  ПРИВЕДУТ  НАС  К  ГИБЕЛИ.

    Л.П.   
«Однако особую обеспокоенность вызывают у меня рукотворные трагические конфликты, возникающие в результате крайне низкого уровня социального самосознания.  Это  конфликты   порождаемые: амбициозным  тщеславием; территориальными претензиями; социально разрушительным   национализмом   и   сепаратизмом; бескомпромиссным   религиозным   фундаментализмом   и   фанатизмом;  а  так  же   маргинальным  идеологическим и политическим радикализмом. Все эти факторы в истории разных народов не раз служили причинами разрушительных войн и вооруженных конфликтов, причинами дворцовых и государственных переворотов, кровавых революционных восстаний и гражданских войн, но, тем не менее,  и в современной истории эти факторы продолжают провоцировать вооруженное насилие в форме локальных войн и бесчеловечных террористических актов. … Я  не  приемлю  героизацию  и  романтизацию  насилия,   которые  присущи  воинственному  патриотизму. …  и  я  буду  делать  всё, что  в  моих  силах, для  того  чтобы  на  всей  Земле  воцарился  долгожданный  мир.  Жизнь человека – высшая ценность и сохранение её должно стать для всех нас главной жизнеопределяющей целью. Однако сохранить эту ценность можно будет только в условиях ненасильственного мира,   объединив усилия и жизненные ресурсы всех стран и народов в единую общепланетарную общность, функционирующую как целостная нооцивилизационная             синергетическая система. »
    А.Я.
ЛЮБОМИР,  Я  С  ВАМИ  СОГЛАСЕН.

    Л.П.
«Для себя я принял нравственно регулирующий принцип рационального самоограничения всех своих материальных потребностей.  … Я стал   по – философски спокойней воспринимать   трагическую   неизбежность своей смерти,   когда осознал, что в   эволюционном потоке  смерть одних  это всегда необходимое условие начала жизни других, более совершенных форм, в которых продолжается жизнь всех их предшественников, а это значит, что наша жизнь не имеет конца,   она продолжится и после нас в наших потомках…      
Судьба долго водила меня по жизни своими неисповедимыми тропами, прежде чем привела к непростому для меня пониманию всех этих, в общем – то, самоочевидных жизненных истин, понимание которых всё расставило на свои места, и я обрел, наконец, уверенное спокойствие и радость реального земного счастья. Я понял истинный смысл жизни, и ко мне пришло умиротворяющее чувство Вселенской свободы. Я освободился от тягостных пут прежних заблуждений и предрассудков, и теперь я абсолютно свободен! Я свободен! Свободен!
   Окружающий нас Мир так грандиозен, завораживающе прекрасен и фантастически таинственен, что постижение этой тайны так   навсегда и останется для   нас неразгаданной и вечной загадкой, к понимаю которой мы будем постоянно   асимптотически приближаться и приближаться, но так никогда и не сможем исчерпать и постичь   её до конца. … Но именно в   этом   непостижимом приближении к  Вселенской истине и состоит наше высшее человеческое предназначение.
    А.Я.
ПОСЛЕДНЮЮ  ЦИТАТУ  Я  МОГ  БЫ  ДАТЬ  ПРОПИСНЫМИ  БУКВАМИ,  ПОСКОЛЬКУ  ОНА ПОЛНОСТЬЮ СОВПАДАЕТ  С  МОИМИ  МЫСЛЯМИ.  НО,  ТАК  КАК  Я  КОММЕНТИРУЮ  СТАТЬЮ  ЛЮБОМИРА  ПАВЛОВА,  А  НЕ  НАОБОРОТ,  ТО  ПУСТЬ  ЭТИ  МЫСЛИ  ПРОЗВУЧАТ  В  АВТОРСКОМ  ИСПОЛНЕНИИ. ПУСТЬ  ДАЖЕ,  В  НЕСКОЛЬКО  ПАТЕТИЧНОМ.