Истоки умной Армии и обороны

Валентин Котюх
          
20 февраля 2012  года  кандидат в президенты России Владимир Владимирович Путин опубликовал  статью «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России».  В ней анализируется состояние наших Вооруженных сил и Военно-морского флота, перспективы их развития  на первые  десять лет и даны рекомендации  «научиться оценивать характер угроз на 30-50 лет вперед, чтобы ставить четкие задачи перед отечественной оборонкой».  Ставку Вооруженные силы России должны сделать, как выразился Владимир Путин, на «умную» оборону.

Это значит, что в в/ч и на корабли будут поставлены новые перспективные образцы вооружения и техники. На основе высоких технологий созданы полуавтоматические и автоматические оружейные комплексы, способные преодолеть ПРО и ПВО вероятного противника на земле, в океане и в космосе. Российский солдат должен иметь средства вооружения и защиты, которые смогут обеспечить свободу и независимость нашей страны.

       История формирования вооруженных сил свидетельствует о том, что  главная составляющая «умной» обороны является вооруженный знаниями солдат, преданный своему Отечеству.
        Кто же должен подготовить физически развитого, компетентного, психически и эмоционально устойчивого патриота России? Где те рычаги, которые помогли бы воспитать у молодежи преданность и любовь к Родине, к своему народу, высочайший патриотизм, лежащий в основе и венчающий всякую современную военную систему? Особенно остро это проблема ощущается в условиях, когда на молодого гражданина России со всех сторон льется постоянный негатив об Армии, Флоте и даже Родине.

      Ответ известен, как истина – все обучение, воспитание и начальная военная  подготовка возложена на плечи образовательных учреждений и формирований (классы, клубы, объединения военно-патриотического направления).
      
Какие же основные этапы в подготовке молодежи к защите Родины, по нашему мнению, должны быть определены, чтобы выполнить задачи, поставленные В.В. Путиным?

Первое. Необходимо воспитывать краелюбие к своему отчему дому, своему поселению. Краелюбие, краеведение – один из рычагов патриотического воспитания. От истории своей семьи к истории отчего края.  А от него - к знанию истории России.

Но необходимо помнить, что долг и обязанность патриота лучше понимается тогда, когда ученик в школьной  поисковой группе находит имена неизвестных героев, павших на полях сражений за Отчизну. Вносит свой вклад,  в увековечивание имен защитников Родины. Собирает экспонаты и  находки,  пополняющие школьных музеи, которые должны стать хранителями памяти народной. 

Сейчас  состояние и наличие в школах музеев зависит от педагогов – подвижников.  Для укрепления роли школьных музеев, повышения их ответственности в патриотическом воспитании необходимо придать музеям статус структурного подразделения образовательных учреждений.

Второе.  Дополнительно стимулировать молодежь к занятия по физической культуре, а значит, укреплять тело и дух наших детей. Мы видим и слышим о том, что, молодое пополнение, поступившее в ряды Вооруженных Сил, чаще всего «защищают родину» на больничных койках, лечатся от простуды, а виноваты в этом «отцы-командиры». Мы боимся сказать, что на защиту Отечества идут парни не закаленные, с низким иммунитетом, с низкой выносливостью. Необходимо закрепить в должной мере закаливание и физическую подготовку, начиная с дошкольных учреждений, а в школы вернуть ГТО (Готов к труду и обороне) всех трех степеней.
 
Третье. Необходимо обеспечивать материальную базу для подготовки защитников Отечества. Допризывной подготовке в настоящее время уделяется довольно большое внимание: есть законы, постановления, планы всех властных структур, но ведь она проигрывает бывшей начальной военной подготовке по всем статьям. Учитель, начавший преподавать раздел «Основы военной подготовки» уже называется преподаватель организатор, а это минус 1000 рублей в окладе. Количество часов беспредельно низкое, а учащиеся «куют» свою верность Боевому Знамени не на тактическом поле, а в лекционных классах, порой даже не оборудованных.

Программой допризывной подготовки предусмотрено посещение учащимися военных городков, воинских частей. Данное мероприятие также не может быть выполнено: или городков нет, или части по своим физическим возможностям не могут выполнить это мероприятие.
Экипировка допризывника также требует внесения дополнений в комплектацию. Взять, например, оружие. Мы закупаем макеты автомата «Калашникова» по очень высокой цене. В магазинах сейчас можно купить любой макет оружия,  который переделывается в воинских частях в макеты из оружия, хранящегося на складах Министерства обороны.  Почему бы не направить часть автоматов, переделанных специалистами–оружейниками, в школы, куда сейчас систематически направляется мультимедийное оборудование.
Думается, что модернизация образования  должна коснуться «Основ воинской подготовки».  Министерство обороны должно повернуться лицом к школе. Сейчас оно напоминает ворчливую свекровь, которой не нравятся ни одна невеста (призывник). Помочь же воспитать нужного призывника оно не может, т.к. занято выполнением более сложных задач.  Снабдить школу необходимым оборудованием может, но только на коммерческой основе. 
 
  Закон об оружии запрещает боевую стрельбу гражданам до 18 лет, а это значит, что в ряды Вооруженных Сил мы направляем «необстрелянных» юнцов. Хотя мы являемся свидетелями, что в Чеченской республике военно-патриотическая работа идет настоящим образом: ребята стреляют практически из всех видов огнестрельного оружия.  Данные размышления наводят на мысль: может не утилизировать боеприпасы, взрывая их на полигонах, нанося ущерб окружающим, а по- хозяйски, дать возможность под наблюдением и при участии военных  расстреливать арсеналы всем желающим овладеть навыками артиллериста, танкиста и т.п.

 Четвертое. «Каждой школе - патриотический клуб» - такой должен быть девиз сегодня. Большая роль в военной подготовке отводится клубам, классам, учебным объединениям военно-патриотической направленности.
Большему охвату молодежи военной подготовкой, по нашему мнению, может послужить придание военно-патриотическим объединениям, как и музеям, статуса структурного подразделения.

 Пятое. Подготовка воинов–специалистов одна из совместных задач нашего центра,  ДОСААФ и Министерства обороны. Мы должны знать, какие специальности понадобятся армии через три – пять, десять лет. Сейчас мы не знаем  и не знает об этом и наш заказчик - Министерство обороны.

Технический уровень современного оружия и боевой техники, характер способов их использования исключают эффективную деятельность военнослужащих, не имеющих профессиональной (специальной) подготовки. Воину-специалисту как минимум необходимо понимание роли своей профессии и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности своего подразделения.
 
Воронеж – колыбель Флота Российского. Специалисты  воронежской водолазной школы служили и ценились на всех флотах СССР и России.  Сейчас от Министерства обороны заказов на подготовку водолазов не поступает.  Уникальное учебное заведение простаивает.
 Неужели подобные военные специальности исчерпали свою значимость?
Воронеж – колыбель Воздушно–десантных войск (первый воздушный десант был высажен в Воронеже).  А аэроклуб, чтобы выжить, сейчас только допускает к коммерческим прыжкам. О подготовке летчиков только мечтает. Опыт показал, что первоклассными летчиками быстрее становились  курсанты, прошедшие обучение в  аэроклубах. Аэроклуб, на наш взгляд, должен быть первой ступенькой к подготовке первоклассных летчиков.

Решение вышеуказанных положений может приблизить нас к воспитанию физически выносливого, морально и психически устойчивого, идейно выдержанного патриота России.                21.02.2012 год