Кто в ответе?

Лидия Христенко
              Все знают: и родители детей начальных классов, и дедушки с бабушками, помогающие внукам готовить домашние задания, до чего же уроки сложные. Ребятишки не в состоянии самостоятельно их выполнить. Тут на помощь приходят старшие, но и им это не по зубам…
              Особенные затруднения они испытывают, выполняя математические задания и упражнения по русскому языку. Им приходится открывать учебник. Изучать… да-да, изучать пройденный детьми в классе материал. Хотя  и программа,  и требования сильно изменились, но правила и формулы остались те же, что когда-то мы изучали. Но только, к сожалению, многое уже  позабыто.     Долгие годы, работая в школе, знаю: от учителей требовали, как можно меньше задавать на дом. И мы эти требования старались выполнять,  старались больше сделать на уроках. А ныне? Что мы видим? С некоторыми детьми–внуками занимаются дедушка или бабушка. А если таковых нет, то… уроки не делаются, пока родители не приходят с работы домой, их ждёт дома семья, надо ужин приготовить, постирать, посуду помыть, но их ждёт ещё и подготовка с детьми домашних заданий.
       Вот вчера  в гости пришла соседка к своей подруге, которая помогала, если это можно назвать помощью, внуку:  разбирали по составу слово нашёл… Всё перепробовали, только что в рот не положили и не пожевали, а корень данного слова "на зуб" определить ну вот никак не могут.  К делу подключилась и пришедшая гостья, твердит, что на- приставка, шёл корень. Другая сомневается. Долго спорили, но к единому мнению так и не придя, в конце в концов, решили обратиться за помощью к подруге, бывшей учительнице русского языка. Вот она-то с ходу и разобрала слово по частям:
- Изменяем слово нашел- (нашла)  нулевое окончание, основа нашёл. Теперь находим корень: подбираем родственные слова: нашедший, шёл, нашёл, а так как корень-это неизменяемая часть слова, то корень -ш-;,   приставка на-,-ё- и -л- два суффикса. Пока внук пишет, оставим их в покое!
          Сейчас в моде составлять творческие проекты по какой-либо пройденной теме. Согласна, что старшеклассник справится с этим.  Творческие проекты в начальных классах имеют огромное значение  для творческого развития ребенка. Такие проекты проводят с 1 класса как  по предметам, так и по  темам. Начинают работу с небольших проектов. Выполняют всё вместе в классе под чутким руководством учителя.  Очень часто задают сделать такой проект дома, но ребятишкам это не посильно. Вновь на помощь приходят родители.  Если это можно назвать помощью. Вечер. Поздно уже. Ребёнок спит, а уставшие родители "помогают" выполнять творческую работу. Кому такая работа полезна?
            Беседовала с учительницей математики, сейчас находящейся на заслуженном отдыхе. Но так как пенсия маленькая, приходится ей подрабатывать репетиторством.
             И вот, что она заметила: огромные пробелы в знаниях учеников по изученным ими ранее темам. Раньше, в советские времена, дети никогда не ходили к репетиторам, а какие были знания! Я до сих пор с благодарностью вспоминаю своего учителя математики Риму Вениаминовну Базанову, которая привила любовь к своему предмету и дала  крепкую базу знаний и по теории, и по применению их на  практике. До сих пор могу и решаю квадратные уравнения, задачи с двумя  неизвестными, умножение и деление дробей. Формулы все знали наизусть! И не дай бог при контрольных пользоваться какими-либо шпаргалками!
             А сегодня? В век электроники? Ученики, пользуясь калькуляторами, не знают даже таблицу умножения. Не знают, кто ранил Александра Сергеевича Пушкина, кто такая Наталья Гончарова, как звали няню Пушкина, которой посвящено так много стихотворений итд.
             Что я хочу сказать выше изложенным? То, что многие учителя, на уроке по разным причинам: то не успели за урок, то  не объяснили новую тему, то ещё по какой причине, свои обязанности перекладывают на родителей, на их головы и плечи. Но не каждый родитель в состоянии это понять и сделать. А если и может, то зачастую бывает и некогда.  Итак,  кто же в ответе за знания  и умения детей?