Моцарт и Пушкин. Сходство. Публика. 9
МОЦАРТ И ПУШКИН СОВЕРШИЛИ ЕЩЕ ОДНУ РЕВОЛЮЦИЮ,
они сделали музыку и литературу достоянием широкой публики.
Мы упомянули Шекспира, революционизировавшего театр. В театр ходили все, и лорды и простолюдины. Но музыка, классическая камерная музыка, была достоянием высшего света. Простой люд пел песни, играл на волынке или балалайке. Байрона и Жуковского широкая публика тоже не читала. Пушкин и Моцарт ввели высокую поэзию и классическую музыку в широкую аудиторию.
Лучшее представление о том феноменальном культурном скачке дает такой вот подлинный документ эпохи.
Фридрих Блум (Friedrich Blume) (1893 – 1975) профессор музыковедения в кильском университете в статье “Стиль Моцарта и влияние” пишет:
«Мать Гете писала по поводу Волшебной флейты: «Никто не может позволить себе не послушать ее. Все ремесленники, садовники, даже жители пригорода, чьи дети играют роли обезьян и львов, идут посмотреть ее. ТАКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НИКОГДА НЕ БЫЛО».
Возможно, в истории музыки не было революции со столь далеко идущими последствиями. В течение 1000 лет музыкант всегда оставался на предназначенном ему социальной иерархией и интеллектуальным порядком месте с определенной предписанной функцией, и его композиции должны были удовлетворять требования, твердо определенные соответствующим слоем общества или покровителем... Чтобы сочинять музыку для всех, понятную принцу и слуге, леди и дочери бюргера, англичанину и итальянцу; сочинять музыку в высшей степени изысканную и одновременно популярную, ЯВИЛОСЬ ЗАДАЧЕЙ НОВОЙ И НЕСЛЫХАННОЙ ПРЕЖДЕ».
То, что Блум пишет о Моцарте, буквально применительно к Пушкину, если слово музыка заменить на поэзию.
С Пушкина начинается знание литературы простых людей, так как с Моцарта начинается знание музыки простых людей. То, что было до Пушкина, известно только литературоведам. Нам простым людям из школьных программ известны Радищев да Недоросль Фонвизина. И то только по названиям. Одиноким колоссом стоит распространявшаяся в списках комедия «Горе от Ума» Грибоедова, написанная им в 1823 году.
«Пушкин сделал поэзию и литературу достоянием широких масс. Первый поэт, живший с доходов от литературного творчества, сделал литературу предметом насущной потребности, его диапазон покрывал все слои населения». (Ю. Лотман)
Поэзия стала достоянием широкой публики. Пушкинские эпиграммы и вольнолюбивые стихи сделали поэзию частью социальной жизни России, именно с Пушкина статус поэта в России поднялся на небывалую высоту и значимость. Именно с Пушкина поэт стал больше чем поэт.
О степени влияния и распространенности пушкинской поэзии с момента его выхода из Лицея, когда ему было только 18 лет, и вплоть до ссылки на юг
Н.Н.Скатов пишет в уже упомянутой мною книге «Русский гений»:
“...не будучи формально членом ни одной из декабристских организаций… Пушкин, по сути, был центром всего декабристского движения, все его к себе сводя, и в то же время все его собою перекрывая. Не всегда одобрительно отзывавшиеся о нем декабристы, ощущали, что он свободен, и по отношению к ним – не безответственно свободен, а просто бесконечно более широк в этой своей свободе, чем они во всех своих положениях, программах и уставах. Как ни странно на первый взгляд (ведь он “не состоял”), именно Пушкин был истинным и подлинным вождем всего декабризма, его вдохновителем, его знаменем”.
«В 1820 году Пушкин был отправлен в политическую ссылку.
Еще не ушел в отставку Петр Чаадаев, еще не сослали Павла Катенина, еще не посадили “первого декабриста” Владимира Раевского, а до 14 декабря еще было целых пять лет. “Дотоле, писал вполне верноподданный Ф. Вигель, – никто за политические мнения не был преследуем, и Пушкин был, можно сказать, единственным тогда мучеником за веру. ”Режим действовал логично и безошибочно, сразу попадая в точку в своей борьбе со свободой и берясь за ее поэта. Первый ее носитель – Пушкин – стал и первой жертвой”.