Счастье

Сергей Бахматов
Человек по замыслу Всевышнего (или природы) создан творцом, что обрекает его на муки творчества, вечные поиски духовных истин, преобразования окружающей действительности и тем самым на своё собственное самоутверждение. С этими понятиями тесно связано человеческое счастье. Ведь человек счастлив лишь тогда, когда он соответствует предназначению, данному ему свыше. Этим, кстати, можно объяснить мимолётность этого чувства, поскольку вечный поиск духовных начал и самоутверждения – процесс непрерывный. Стоит ему прерваться, и счастье улетучится.
Художник счастлив, когда ему удалось выразить свой внутренний мир в прекрасной картине, поэт – в стихах, писатель – в романе, артист - в своём искусстве перевоплощения, рабочий – в хорошо сделанной работе, миллиардер – в ещё одном приобретённом миллиарде.
Из письма А. С. Пушкина другу, поэту Петру Вяземскому (1825): "Поздравляю тебя, моя радость, с романтическою трагедиею, в ней же первая персона Борис Годунов! Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! Ай да сукин сын! ".
Испытывает радость и чувство глубокого удовлетворения и наркобарон, совершивший сделку и заработавший в своём бизнесе очередной миллиард.
В обоих случаях происходит самоутверждение личности, но на разных духовных началах.
Если бы Пушкин писал свою трагедию, движимый единственным желанием заработать кучу денег, то разница между ним и наркобароном отсутствовала бы.
Внутренняя свобода это то, что отличает творца от ремесленника. Первый испытывает муки творчества для людей, второй – заботится только о хлебе насущном или своём материальном процветании.  Не надо быть большим эстетом, чтобы ощутить разницу между искусством эпохи Ренессанса и современным постмодернистским искусством, когда произошла его полная коммерциализация, и оно стало массовым.
Напрашивается вывод, что самоутверждение личности может происходить на основе альтруизма или эгоизма. В самом деле, и те и другие по-своему счастливы, и даже имеются две идеологии (коллективизм и индивидуализм). Но разница всё же есть и она разительна!
 
Как, например, у Э. Асадова:
А счастье бывает различного роста,
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

От себя добавлю, что есть ведь и счастье жука в навозной куче, но вряд ли такое счастье устроит человека.
С самоутверждением через эгоизм связаны все пороки человеческого общества: войны, революции, коррупция, местничество, кумовство, воровство, преступность, ложь, лицемерие, двойные стандарты и т.д.

Я предвижу возражения некоторых по поводу творчества миллиардеров: мол, они, зарабатывая свои миллиарды, приносят людям пользу, отдают всё своё время и силы. Однако исходный посыл (мотивация) их исходит от личного обогащения, а не от пользы для людей, а это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Хорошо известно, что при капитализме главным критерием для принятия решений является стремление к увеличению капитала, то есть к получению прибыли, а уж остальное – как получится. Другими словами эту мысль можно выразить проще: капитализм - система, лишённая "души", что делает таковыми и людей. Всё, что есть в современном человеке человеческого, он имеет вопреки, а не благодаря этой системе. В этой связи трудно не согласиться с английским публицистом XIX века Томасом Джозефом Даннингом писавшим: «Капитал … избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами».

Капиталисты – рабы своего капитала. Причём не только сами рабы, но и других порабощают, лишая людей своего предназначения, то есть творчества, без которого не бывает и человеческого счастья. Когда человек несчастлив, он становится агрессивным и жестоким к окружающим его людям, начинает воевать с памятниками и готов больше разрушать, чем созидать.
Единственная альтернатива современному убогому существованию человечества - такое разумное устройство общества, при котором всем представилась бы возможность для свободного творчества.
Этой темы я касался в статье: http://www.proza.ru/2014/03/11/1445 (Свобода, справедливость, мораль. Миф или будущее?)