Тоська

Николай Хребтов
               На семнадцатом году Тоська  засобиралась замуж.

Был праздничный день,9 мая.
 Мать пекла блины  и ждала мужа к обеду.
 Он  хоть и инвалид войны, но хозяйствовал на конном дворе. Приезжал к обеду на крупном мерине по кличке Колчак.

 Мать подрабатывала на кухне в совхозной столовой так, не заработка ради, а пользы для – носила домой и кормила поросят всем, что останется  со столов.

 Сама Тоська училась в седьмом классе вечерней школы уже третий год, потому, что каждый раз бросала учебу по разным причинам, а днём  была просто нянькой в детском садике…

Когда Тоська объявила матери о своём намерении, мать так и села где стояла.

- Божечка ты мой! Да что ж это такое! Лет-то тебе сколько! Да ведь и я еще не старуха. А ты ж меня враз бабкой сделаешь!

- Не сделаю, мама. Не сделаю. У меня вообще не будет детей… По крайней мере ближайшие лет пять. А, может, и больше. А может, и вообще…

Мать смотрит на дочь, на сковороде уже дымит очередной блин.

- Это как? С чего ты взяла? Калека, что ль? Ну-ка, ну-ка, давай выкладывай все на чистоту!

-Не будет. Я иодоконт пила.

- Чего-о-о? – не поняла мать.

-Штука такая, горькая…Чтоб не беременеть.

- Это зачем же она тебе понадобилась? Говори. А то вот сковороду тебе на башку надену!

- Вот я и говорю, чтоб детей не было. И не будет… Еще долго. Я знаю. Мы уже полгода как муж и жена… И ничего….

- И кто ж этот змей подколодный?
 И как он к тебе подкрался, паскудник!

-Петя. Кинщик наш. И никакой он не змей. Он хороший парень. Ласковый. Добрый. И не подкрадывался он ко мне. Я сама…

 Мать стояла, открыв рот. Про блины забыла.
 А Тоська продолжала:
 - Ты же знаешь, я после кино в клубе убирала. А он… Ему ночевать было негде. Я и позвала… к нам… в летнюю кухню…А потом в клубе с ним оставалась. А тебе говорила, что в садике в ночь.

Мать долго молчала, потрясённая этой новостью.
 Но вот пришла в себя, наконец.

- Ну, доченька, не ожидала я от тебя такого подарочка. Да еще в такой день. Спасибо. Обрадовала. Озолотила, - мать залилась горючими. – А отец придёт. Ему-то как скажем. Он же инвалид. Ему же нельзя…

 А вот и отец приехал.
 Он грохнулся в сенцах на обледенелом полу, крепко выругался, а потом распахнулась дверь.

- Растак вашу мать! Кто мыл пол и не вытер. Башку оторву.! Ты?!- он уставился на дочь. Та опустила голову.

- Ладно, отец, не шуми. Если ей и надо голову оторвать, так не за пол…- отец тоже рот открыл, заподозрил неладное.

- Что за новость? Говори, мать, может, к празднику как раз будет..

- Конечно, как раз. Дочь-то замуж собралась! За кинщика! За этого черта шалопутного. Разве  мы про такого зятя думали? Хоть ба шофер какой или тракторист, а то…

- А что? Не плохо! Очень даже, - мать удивилась еще больше того, что отец принял такую новость  так спокойно.
 – Давайте-ка за стол, да поговорим ладком. Праздник как-ни как.

Сели за стол.
 Отец налил себе и матери. Выпили. Закусили. Налили еще.
 Тоська встала, сказала спасибо и стала одеваться.

- Ты куда? – спросила мать и замерла ожидая ответа.

- В кино. Куда же еще у нас идти, – ответила ясно, коротко. И хлопнула дверью.

Родители остались одни. Отец после третьей захмелел, его потянуло на рассуждения.

 Это было так всегда: выпьет стопку лишнего – до утра не остановишь.
 С фронта такой пришел.

 Мать первое время сердилась на него, потом стала привыкать, а теперь и вовсе только жалела.

-Дите ведь совсем. – всхлипывала она. А отец рассуждал другими категориями.

- Ты подумай, мать. Как нонче всё это просто. Юбчонки – во! – Он провел ладонью по ширинке штанов. – Это ж прямой намёк, в гроб топоры! Да-да, намёк, понимаешь? Да ни хрена ты не понимаешь!  Вот я и говорю: это ж тонкий намёк на толстое обстоятельство. Мол, чего церемониться с разными гандибоберами. Давай, действуй!  А парням-то што? То и надо. Раз её за холку да и в дамки…. Ух, бабы, в гроб вам топор! Не хочешь да согрешишь.

 Тут уж мать не стерпела.

- А вы, мужики!? Жеребцы не ложеные. У всех одна болесть – на кого бы залесть.

- А ну, замолч! Рази дело в мужиках! Молодежь такая распутная пошла. Только и девка, что в пелёнках. А вылезла и всё: готова к употреблению! Вспомни, у нас с тобой рази так было?

-Молчи уж! Праведник!  Вот и вспомни сам.

- Нет, постой, мы с тобой сколько гуляли? Не помнишь? А я вот помню! С самых петровок и до самого покрова. Скажи, нет?

- Вот и скажу. В Петров день лошадей вместе купали. А я за кустом разделась юбку выжать. А ты что сделал?

- А што я исделал?
- А ты, страмец, юбку у меня отобрал, а потом дразнил из-за куста, иди, мол, ко мне! Ух-х, кобелина!

- Да вить я без задней мысли..

- То-то, что без задней, а с передней. – и, прервавшись не на долго, продолжила еще больше распаляясь:

- А кто меня в ту же ночь из балагана выманил? Может, не ты? А кто меня за околок увёл? Не ты? У-у, бессовестный! На утро стыдно было платок с морды снять.

- Дак подожди, мать, ты же сама…

- Что я сама? А кто на третью ночь меня в копну завалил? Может Ванька-китаец!  А кто там потом со мной что делал? Твоё счастье, что всё обошлось. А то бы тебе мои братовья рёбра посчитали!

- Хо-о! Мать, ну ты даёшь. Да ежели б ты сама не …

- Че сама, че сама? А забыл, как после кортошки баню топили. Я в предбанке пол мыла, а ты подкрался…

- Но, опять же,  дак ведь ты сама юбку задрала выше, чем надо было, крутишь задом перед носом. А я што…совсем уж телок. – и, сделав паузу: - Е-х-х! Давай-ка ишшо по одной. А то ты меня совсем в грешники произвела. Да я к тебе завсегда всей душей. Начали про дочь, а съехали на ково?

 Отец налил и выпил. Поморщился, закусил солёным огурцом, полез в карман за кисетом.
 Закурил. Мать тоже молчала. Воспоминания растревожили её.

«- Стучать колёсы у вагонов, и поизд набираить ход. В вагонах песни раздаютса  - едуть солдатики домой, - затянул он свою любимую.- Не горюй, мать, Петька парень мировой. И всегда при деньгах. А мы с тобой когда последний раз получали? Вот-вот. Увидишь, заживут как голуби.

- Ага, у этого голубя все и богатство, что на стене на белой тряпке. А выключит и – всё! Нету ничего.. Голуби, - передразнила его мать, - Ты че, тоже был голубь? А-А?
  Сам не раз хвастал, как вы там воевали.
 Только и смотрели, где бы бабу прищучить. Кто на самом деле воевал, у тех медали, а у тебя значок «совиахим».

- Знешь што? Ты про это не моги,  не твово ума дело. Про это один командующий знает, кому что дать. А наше дело – воевать немца.
 А за каво воевали? Вот за них, - показал куда-то на улицу, - чтоб жили лутше. А что они такие выросли, дак хто виноват?
 
 Есть в каво!? Сами такие были…

 И про Тоску больше ни слова…
                1960.