Под пологом леса

Михаил Захарович Шаповалов
 Сказка в шести рассказах
    
       I. Ворон Круш

       Местность эта была довольно лесистая, но назвать её глушью язык не поворачивается.
От заросшего по берегам осокой и камышом небольшого лесного озера на восток тянулась пологая к югу поляна, которая заканчивалась невесть где, у далёкой Горелой заимки.       
       Сверху поляны стоял густой бронзоволикий сосновый бор. Сквозь него, петляя, вырывалась летняя полевая дорога. Она называлась Каменной, хотя была обычной грунтовой дорогой, только изредка по обочинам её лежали поросшие зелёно-бурым мхом красноватые камни.
       Дорога убегала в пшеничные поля и пряталась где-то среди зелёных плоских холмов.
       Место у лесного озера называлось Кутком, или Закутком.
       Сюда с Горелой заимки прилетел этой весной ворон по имени Круш и зажил у лесного озера в ельнике на своём хуторе.
       Дом его находился на небольшой горке, над вершинами молодого ельника. Вокруг дома была умиротворённость и тишина, иногда нарушаемая дробью пёстрого дятла или голосом кукушки. 
       Ворону Крушу нравился новый для него образ жизни, нравилась здешняя беззаботность, оторванность от суеты. Его старые знакомые глядя на него называли такую жизнь серой и даже унылой.
       Но Крушу по душе была обособленность.


       II. Кедровка Фрося

       У ворона Круша было отвратительное настроение.
       В очередной раз он ударился головой об открытую дверцу кухонного шкафчика висевшего на стене.
       Он почесал ушибленную голову и пришёл в ярость – сколько может это продолжаться! Он вдруг возненавидел себя и этот кухонный шкафчик. Вначале ему хотелось снять шкафчик, превратить его в дрова и тут же сжечь. Успокаивая себя он посчитал до десяти, а потом достал красное махровое полотенце и обвязал им ручку шкафчика.
       Всё ещё сердитый он уселся в кресло на веранде и стал пить чай.
       – Кажется здесь пахнет печеньем?! – услышал он голос вездесущей соседки, кедровки Фроси. – Приятненького аппетита! Что, отдыхаем любуясь горизонтом?
       Хмурая физиономия ворона Круша выдавала его настроение.
       – Спасибо, – пробурчал он, недовольный тем что соседка нарушила его одиночество.
       – Не знаю уж почему у тебя такой хмурый вид, но я знаю, как можно улучшить настроение, – продолжала словоохотливая кедровка Фрося. – Мой рецепт очень простой.
       Ворон молчал, но из вежливости пододвинул к ней чашку с печеньем.
       – Вкусное, ароматное печенье, – попробовав сказала кедровка и в благодарность дала простодушный житейский совет:
       – Открой окна и двери в доме и пусть все невзгоды и твоё плохое настроение вынесет сквозняком! А ещё мы, я, сорока и сойка, собираемся создать собственный птичий хор. Не присоединишься?
       – Нет, – отказался ворон Круш, – куда уж мне в артисты с моим-то голосом.
       – Не хочешь… Ну как хочешь, – сказала кедровка Фрося, а мог бы составить компанию.
       И она улетела.
       А Круш, посидев ещё немного за столом, вдруг рассмеялся, вошёл в дом и открыл настежь все окна и двери. 
        Вот так он знакомился и общался со своими соседями.


       III. Белка Маргаритка

       Ворон Круш рыбачил на лесном озере.
       Он глядел с берега на уснувший поплавок и щурился на солнечные блики отражавшиеся от неподвижной глади серой воды.
       Сегодня клевала только мелкая рыбёшка, хотя в озере водилась и крупная рыба.
       Он поймал несколько малявок и стал наблюдать как по золотистой ряске пыхтя прокладывал тропинку водяной жук.
       Неожиданно его внимание привлекли звуки, что неслись из-за густых кустов смородины.
       Кто-то шумно шагал по тропинке:
       – Чап-чап! Чап-чап!
       Кто-то восхищённо говорил:
       – Как удобно! Как красиво! Какая я современная!
       Ворон Круш незаметно подошёл к кустам смородины и увидел беззаботную белку Маргаритку, которая гордо шагала по тропинке. На её лапки были надеты изящные модные сапожки с высокими каблуками.
       Круш раздвинул ветки смородины, чтобы лучше разглядеть белку. Но она, услышав подозрительный шорох, изо всех сил бросилась бежать к старой ели.
       Белка Маргаритка попыталась забраться на ель, однако не добравшись даже до первого сучка, рухнула вниз в траву.
       Она вновь попыталась забраться на ель и опять неудачно. Сапоги на высоких каблуках сделали её совершенно беспомощной.
       Увидев ворона и поняв, что ей ничего не угрожает белка Маргаритка успокоилась.
       – Правда красивые сапожки? – спросила она улыбаясь.
       – Да, – подтвердил ворон Круш, – только вот…
       – В них я не смогу прыгать по веткам, забираться на деревья, – произнесла со вздохом белка Маргаритка. – Мои модные замечательные сапожки придётся кому-то подарить.
       Что мог сказать ей ворон Круш, не очень то он был разговорчив.
   
      
       IV. Крот Корней

       – Привет, дружище! – приветливо прокричал ворон Круш увидев крота Корнея.
       Крот вышел на прогулку – это значит, что начался дождь.
       Он выходил на прогулку только в дождь. Особенно крот Корней любил сильный затяжной дождь.  Все враги, которых он опасался, обычно в дождь прятались где-нибудь в укромных местах.
       Крот поднял лапу приветствуя соседа и сказал негромко хриплым голосом, едва слышимым из-за пелены дождя:
       – Я гуляю!
       Так он всегда говорил проходя мимо хутора Круша.
        – Наверное у него фамилия Дождиков, – пришла озорная мысль в голову ворона, – или Долгодождикин.
       Тропинка по которой всегда ходил крот была закольцована. По ней можно было идти в любую сторону, и если не сворачивать с неё, то не заблудишься, не сгинешь в неизвестности, что часто случается в лесу и всегда вернёшься к тому месту с которого ступил на тропу.
       Она была почти невидима, как большинство летних лесных тропинок. История каждой такой тропинки, это история жизни кого-то из жителей леса, история беспокойных его обитателей.   
       Тропинка была проложена от норы крота по прямой до Каменной дороги, затем поворачивала обратно и петляя под пологом леса между редкими усадьбами лесных жителей упиралась в берег озера, поворачивала к хутору Круша и оттуда возвращалась к норе крота где её начало и конец соединялись в одну бесконечную линию.
       Дождь стал хлестать с особенной силой. Серые многослойные тучи разверзлись и страшные удары грома содрогнули землю.
       Всё увиденное предстало в голове ворона в каком-то романтическом образе и он подумал: «Хорошо бы написать на эту тему картину».
       Он тут же ясно представил её: грустная фигура крота Корнея в дождевом плаще с накинутым на голову чёрным капюшоном, в больших очках неуклюже бредёт по тропинке; по небу бегут мрачные тучи, блещут молнии и нещадный ветер бросает в него холодные капли дождя.
       Круш был очарован придуманной его воображением картиной. Жаль, что он не был настоящим художником.


       V. Мышонок Листик

       На берегу ручья у пенька сидел мышонок. Выглядел он незавидно. Увидев  Круша, мышонок даже всхлипнул.
       – Ты откуда взялся здесь? – спросил ворон.
       – Я… я мышонок Листик, – ответил мышонок. – Как я попал сюда… Вы не поверите! Ведь я приплыл издалека, с Горелой заимки. Вы может быть слышали о ней?
       – Как же, слышал, – добродушно усмехнувшись сказал ворон. – Насколько я знаю полевые мыши не плавают по морям и ручьям.
       – Вчера был сильный дождь, – стал рассказывать мышонок. – Когда он начался я был далеко от норки. И вдруг я увидел господина Хорька. Вид у него был довольно недружественным. Я стал уходить от него, так как мне господин Хорёк давно не нравился, но он шёл за мной. Я очень испугался. Подойдя к ручью я прыгнул на бревно, которое плыло по ручью, а ручей к тому времени из-за дождя превратился в бурную речку. Меня со страшной скоростью нёс шумный поток: вода кипела и бурлила, через меня перекатывались волны, я весь промок. Вот так я очутился здесь, неизвестно где. И я не знаю, как вернуться домой. Мне так хочется поздравить свою сестрёнку Июньку, у неё сегодня день рождения.
       – Знал я на Горелой заимке одну приличную мышиную семью. Они жили у корявой берёзы на косогоре рядом с пшеничным полем, – поделился воспоминаниями ворон Круш, – не знаю, живут ли они по прежнему там.
       – Так это мои папаша и мамаша! – воскликнул радостно мышонок Листик. – Как я рад что встретил вас. Мы по прежнему живём у корявой берёзы!
       Но тут же радость сменилась у него на горечь и он с унынием добавил:
       – Они теперь так далеко от меня.
       Старые добрые воспоминания растопили лёд в не слишком впечатлительном сердце ворона.
       – Есть только один выход, – в раздумье сказал Круш, – лететь по воздуху.
              – Как же?.. – недоуменно спросил мышонок Листик. – Я летал только во сне. Я падал во сне в пропасть, это было так страшно!
       – Я помогу тебе, – приняв окончательно решение сказал ворон, – доставлю домой. Конечно если ты не последний трус?
       – Я согласен, – всё еще не веря, с робостью сказал мышонок Листик и добавил чуть решительней, – ничего не поделаешь. Меня наверное дома уже потеряли.
       Ворон Круш нарвал тонких прочных стеблей вьюнка, обвязал ими мышонка, закрепил всё надёжными морскими узлами. Скоро он был готов к полёту.
       – Не трусишь? – спросил он.
       – Немножко, – ответил мышонок, – но это лучше, чем безысходность и слёзы.
       Круш легко поднял его, взлетел над лесом и поднимаясь всё выше и выше полетел над ручьём в сторону Горелой заимки.
       – Когда у тебя сильные крылья, – крикнул он весело мышонку Листику, – можно лететь быстрее ветра и далеко-далеко. Хотя не так уж это трудно, и не так уж далеко нам лететь.



       VI. Заяц Паша

       Несколько недель стояли жуткие морозы.
       Большинство добропорядочных лесных жителей прятались в своих домах и редко кто-то из них решался выйти из уютного дома на лютый холод.
       Весь лес, все поля и холмы лежали под белым толстым слоем снега. В лесу было сумрачно и тихо. День был короток, а ночь тёмной и казалось бесконечной.
       В последние дни ворону Крушу стало скучновато своё одинокое времяпровождение и он стал устраивать себе небольшие прогулки. Потом он удобно усаживался на старой ёлке и долго любовался окрестностями и наслаждался красотой зимнего дня. Оранжевый диск солнца медленно катился по синему небосводу и каждый день теперь он поднимался всё выше и выше.
       Однажды на горке рядом с домом ворона Круша появился молодой заяц Паша. Никакой мороз ему был не страшен, ведь он учился кататься на лыжах.  Правда учение ему давалось с трудом, он всё время падал в глубокий снег.
       – Не умеешь кататься? – поинтересовался ворон Круш.
       – Почти умею, – схитрил заяц Паша. – Падаю я потому что снег сегодня слишком скользкий, да и лыжи у меня слишком скользкие.
       – Ну да, бывает, что не везёт, – сказал понимающе ворон Круш.
       – Почему ты каждый день сидишь здесь? – спросил заяц Паша.
       – Я поднимаю солнце, – важно сказал ворон Круш. – Гляжу на солнце и прошу его подниматься выше в небо. Когда солнце высоко в небе, как летом, его лучи лучше обогревают землю. Понятно?
       – Разве может солнце слушаться тебя? Трудно в это поверить, – недоверчиво произнёс заяц.
       – Не знаю меня ли оно слушается, – заметил ворон Круш, – но каждый день теперь солнце чуть-чуть выше поднимается над землёй.
       – Я тоже посижу с тобой, – серьёзно сказал заяц Паша. – Будем вместе поднимать солнце.
       – Пожалуйста, – согласился ворон. – Вдвоём будет веселей. 
       Заяц Паша прислонил лыжи к ели, уселся на пенёк, весело помахал солнцу лапой и что-то прошептал. Наверное это было его обращение к солнцу.
       Так они сидели вдвоём, о чём-то говорили и спорили – о чём потом не вспомнишь. Сидели пока на западе небо не разлилось яркой вечерней зарёй.

       И вот однажды вдруг резко потеплело. С юга подул лёгкий тёплый ветер заряжая энергией уставших от холодов лесных жителей. Каждый год случается это волшебное событие и каждый раз природа с нетерпением ждёт новое великое обновление.
       Снег стал влажным, стал проседать. Появились первые сосульки, потом первые проталины на крутых открытых склонах холмов.
       Пришла наконец весна.   
            
 

       Под пологом леса

Содержание

       I.  Ворон Круш
       II. Кедровка Фрося
       III.Белка Маргаритка
       IV. Крот Корней
       V.  Мышонок Листик
       VI. Заяц Паша