Шеф-повар отбивает массированную атаку

Чим Самоварр
После эпистолярной  схватки с «известным писателем» я несколько дней жил спокойно. Но неуёмные литераторы нашли-таки зацепку и начали в открытую бомбардировать меня электронными письмами. К ним присоединилось и значительное число читателей, оскорбленных моим кухонным прикосновением к священному телу литературы.

Общий мотив всех писем – что же это ты, шеф, бросил работу на полдороги? Попаясничал насчет прозы, а как же поэзия? Или это не литература? Некоторые авторы требуют ультимативно: давай-давай, шеф, заканчивай работу, если не хочешь потерять лицо. Другие – как бы помягче, окольно,  вот, дескать, я пытался (пыталась) применить вашу кулинарную оценочную шкалу к стихам, но у меня не получилось, помогите, пожалуйста.

Отмалчиваться было нельзя, пришлось поразмыслить.  Результаты я опубликовал в журнале «Неутомимый стихоплет» в виде нижеследущего меморандума.

Уважаемые господа поэты и критики, а также литературщики и критикуны!

Отвечая на многочисленные запросы о насущной необходимости в кулинарной шкале оценки поэтических произведений, я предлагаю вам свою концепцию решения данной проблемы. Скажу заранее: если кому-то она не понравится, то всегда есть возможность обратиться к другим уважаемым шеф-поварам, каких немало в нашем городе, и не только.

Прежде всего, поэтические произведения можно разделить на две большие группы: произведения крупной формы, такие, как поэмы, баллады, и произведения малой формы – отдельные стихотворения без названия, с названиями, с жанровыми подзаголовками и тому подобное. Поэтические произведения крупной формы являются по сути хорошо структурированной и рифмованной прозой, и поэтому к ним в полной мере применима моя кулинарная шкала для оценки прозы. Эта же шкала приложима и к сборникам отдельных стихов, если сборник рецензируется как единое целое.

Остаются одиночные стихотворения, число которых близко к астрономичекому и продолжает ежедневно прирастать. Они очень разнообразны по своему метру, рифмам, тематике. Они быстро прочитываемы и поэтому читатель без недельных раздумий может сказать: понравилось-не понравилось, взволновало-не взволновало, запоминается-не запоминается. А профессионал может почти сразу оценить, перепев ли это известных мотивов и приемов, или же здесь есть новизна по форме или содержанию. Что к этому может добавить кулинария?

Прежде всего, к стихам применимы все наши вкусовые ощущения: сладкое, кислое, соленое, горькое, безвкусное, а также их комбинации – кисло-сладкое, горько-соленое, горьковато-сладкое. Чтобы примерить их к тем или иным стихам, совсем не обязательно думать при этом о каких-то конкретных кулинарных изделиях. Но такие изделия существуют, и они обладают не только вкусом, но и цветом, формой, структурой и текстурой, то есть теми же качествами, которыми обладают и стихи. Вот краткий перечень:

Картофелина - вареная или запеченная, в плите или на углях
Яйцо – всмятку, вкрутую, фаршированное (несколько различных видов фарша, икры)
Пирожное – очень большое разнообразие по виду, вкусу, фактуре
Перец фаршированный - несколько различных видов фарша
Пирожок – печеный или жареный (большое разнообразие начинок); отдельный вид –  ватрушка с творогом
Яблоко – запеченное или моченое; различные виды добавок и специй
Огурец – соленый или маринованный, иногда с хреном или с горьким перцем

Прежде чем предложить этот список, я опробовал его на посетителях ресторана. Я раздавал им по два листка: на одном – несколько небольших стихотворений, на другом – список упомянутых изделий, и просил их выбрать для каждого стихотворения подходящее с их точки зрения кулинарное изделие. Все посетители получали одинаковые листки и сдавали их потом официанту, за что получали некоторую скидку к окончательному счету. Через неделю я просмотрел все ответы, и оказалось, что хотя посетители - люди очень-очень разные, совпадение ответов составило более восьмидесяти процентов. То есть кулинарная шкала работает.

На этом я заканчиваю, полагая, что свою работу выполнил. Желаю всем поэтам приятного стихописания, всем читателям – приятного стихочитания и стихопочитания, а критикам – практичного отношения к кулинарной шкале, которую они смогут использовать по крайней мере в кулуарах.

До встречи в ресторане, где у меня для вас есть кое-что новое. Заходите - увидите!