Гамлет

Нина Ган-Петрова
Давно уже Марина Николаевна с мужем живут в трехкомнатной квартире в одном из спальных районов Москвы. Въезжали они сюда вчетвером, с двумя маленькими дочками. Дочки выросли, вышли замуж и уехали. И теперь они одни здесь. Год назад супруги сделали ремонт, частично поменяли мебель, но большой книжный шкаф оставили. Конечно, люди теперь отказываются от бумажных книг, они громоздки, собирают много пыли, да и нет нужды их читать и перечитывать. Есть интернет, электронные читалки и все такое прочее. Но Марине Николаевне был дорог этот шкаф с книгами, многие из которых достались ей в наследство от родителей. В этом шкафу она хранила сувениры, купленные в поездках или подаренные. Вот и сейчас, вытирая пыль, она бережно брала в руки каждую вещицу: миниатюрную Эйфелеву башню, привезенную старшей дочерью из Парижа, макет маленького голландского домика, подаренный подругой, А вот забавный тролль. Его подарила младшая дочка, недавно побывавшая в Норвегии. А это фигурка Гамлета. Марина Николаевна улыбнулась, стирая пыль с Шекспировского героя. Очень старая история была связана с этой статуэткой…
      
Прошло более сорока лет, а она хорошо помнит тот день. Свое страшное унижение. Такого унижения, такого позора, кажется, никогда больше и не было в ее жизни. А, может быть, это просто случилось с ней в первый раз.

В 1963 году она окончила школу, и ей предстояло поступление в институт. Уже успешно было написано вступительное сочинение. Вторым на филологическом факультете МГУ шел устный экзамен по литературе, ее любимому предмету. Серьезная подготовка, активное участие в школьном литературном кружке, казалось, должны были обеспечить ей высокий балл на экзамене.

Стараясь выглядеть спокойной, Марина решительно вошла в аудиторию, подошла к столику, левой рукой, как все советовали, вытащила билет. Лысый с брюшком преподаватель, приподняв очки с потного носа, испытующе посмотрел на нее. Она назвала номер билета и села готовиться.

На первый вопрос о раннем творчестве М.Горького она отвечала уверенно. Преподаватель, молча, слушал, не выказывая никаких эмоций, а, может быть, он и вовсе не слушал. Марине показалось, что он дремлет. Она сделала паузу.

- Переходите к следующему вопросу, - произнес экзаменатор.

Второй вопрос «Трагедия Шекспира «Гамлет»» был для нее неожиданным. Шекспир не входил в школьную программу. Положа руку на сердце, Марина могла бы признаться, что она не готова отвечать. Она, правда, читала «Гамлета», но достаточных знаний для ответа у нее не было.  Марина постаралась выложить все, что могла, но речь получилась скомканной и сумбурной. Она занервничала. А преподаватель как будто проснулся, снял очки и посмотрел на нее, как ей показалось, насмешливым взглядом. Она невольно сжалась. А он, видя ее растерянность, стал над ней издеваться. Цеплялся к каждому слову, сбивал с мысли, а она все старалась выкрутиться, отвечала догадками, путалась, сознавая свою несостоятельность, и едва сдерживала слезы. Хотелось провалиться сквозь пол или хлопнуть дверью, или сказать экзаменатору какую-нибудь грубость. С мокрыми глазами Марина выскочила из аудитории и быстро протиснулась сквозь обступившую ее толпу абитуриентов.

Дома разразилась рыданьями, а потом долго неподвижно, словно остановилась в ней жизнь, лежала на диване. Стыд, позор! Все для нее кончено. Какой кошмарный день!
 
Вечером к Марине пришла подруга, уговорила пойти погулять. Марине было все равно. Вышли из дома, дошли до Парка культуры, благо жили тогда неподалеку. Пройдя по центральной аллее, углубились к пруду. Издалека слышалась музыка. Пошли на ее звуки. Сооружение, откуда доносилась музыка, было похоже на сарай и называлось танц-верандой.

До сих пор Марина никогда не была в подобных заведениях. В ее кругу это считалось неприличным. Танц-площадки относились к числу развлечений, которые не следовало посещать девочкам из приличных семей. Но сейчас Марине было все равно.
 
Подруги вошли внутрь слабо освещенного и душного помещения. В центре топтались пары, у стенок, как бедные родственницы, стояли ожидающие приглашения девушки. У подпиравших потолок колонн тоже толпилась молодежь.

Подруга потащила Марину вперед. Танцующие пары заполнили перед ними все пространство. Марину кто-то случайно толкнул, кто-то обдал запахом перегара. «Зачем я здесь? Это какая-то нелепость». Ей  очень захотелось уйти.

Марина повернулась назад, ища глазами выход. Движущиеся в разных направлениях люди не давали ей пройти. Она сделала несколько шагов в сторону, откуда просачивалась струя свежего воздуха, но вдруг остановилась. Видение, возникшее перед ней, поразило ее своей нереальностью. Чуть-чуть опершись спиной на колонну и скрестив на груди руки, стоял одетый во все черное молодой человек. Он явно скучал и совершенно не вписывался в пеструю толпящуюся массу. Марина заметила, как он красив. Светлые волосы, тонкий благородный профиль, стройная изящная фигура. Он кого-то ей очень напоминал. Он явно не принадлежал ни этому миру, ни этому времени, но точно был знаком ей. «Гамлет», - мелькнуло в голове. Молодой человек повернул голову в ее сторону, и Марина смущенно опустила глаза, боясь встретиться с ним взглядом. Она так и стояла, уставившись в пол, пока не услышала обращенный к ней голос: «Что ты тут делаешь, малышка?». Марина подняла глаза, уже зная, что это Он. Ей стало стыдно, как будто он угадал ее тайну.

- Пойдем, потанцуем, - предложил Гамлет и взял ее за руку. Она послушно пошла за ним, чувствуя, как пол поднимается и опускается под ее ногами.
 
После танца молодой человек привел ее на то же место и встал рядом.
 
- Как же ты сюда попала? – удивленно спросил он.

- Случайно, - пробормотала она.
- Я тоже здесь совершенно случайно. Может быть, уйдем отсюда?

- Да-да, уйдем, - поспешно ответила она.
 
Они вышли из душного помещения, медленно пошли вдоль аллеи. Пройдя метров двести, сели на свободную скамейку, и он, с улыбкой глядя на нее, опять спросил: «Как же ты здесь оказалась?»
 
Она не знала, что ответить, а он так просто, будто они знали друг друга всю жизнь, произнес: «Ну, давай, рассказывай, что с тобой произошло». И не выдержав эмоционального напряжения этого дня, она вдруг расплакалась, сквозь слезы приговаривая: «Я провалилась, я провалила вступительный экзамен в МГУ». Потом она немного успокоилась и рассказала все, как было, и даже то, как увидела его у колонны и про себя назвала Гамлетом. Он внимательно слушал, не перебивая.

- Ты обязательно поступишь в институт, и даже в этом году, - уверенно сказал он.

- Нет, нет! Я больше не буду сдавать. Я больше этого не выдержу.

- Успокойся. Вот, увидишь, ты поступишь в этом году в институт. Гамлет ласково обнял ее за плечи, стараясь утешить. Его лицо было совсем близко.

«Сейчас он меня поцелует», - пронеслось в ее голове. Нет, нет, нельзя, незнакомый, первый встречный…» Марина отодвинулась.
 
- Пойдем, я тебя провожу домой - сказал Гамлет.

Они медленно направились к выходу из парка. Около фонарного столба он остановился. Повернул Маринино лицо к свету и спросил: «Как тебя зовут, малышка»?

- Марина, - ответила она, - и посмотрела на него. Он радостно заулыбался.

- Я так и думал.

- Почему? - удивилась она.

- У тебя глаза цвета морской волны, - с улыбкой ответил он, - Ты же морская, Ма-ри-на, - нараспев произнес он ее имя. Потом помолчал и добавил: «Я когда-то мечтал встретить девушку с глазами цвета моря на рассвете, и звать ее будут Марина».

Он пристально смотрел на нее, улыбаясь, потом перестал улыбаться и сказал: «А меня зовут Андрей. Я здесь в командировке, а живу я в Вильнюсе. В прошлом году окончил Вильнюсский архитектурный институт. По специальности я архитектор. Сегодня последний мой день в Москве».
 
Андрей замолчал, потом добавил:

- Вот мы и познакомились.

В тот вечер они долго бродили по Москве. Она не помнила, о чем они говорили, но помнила волнующее чувство незнакомой радости, когда они стояли рядом на мосту, глядя в черную воду Москвы-реки, и он обнял ее за плечи.
 
- Ты даже не представляешь, какая ты чудесная, - прошептал ей на ухо Андрей.

Он проводил ее до дома, и они еще постояли у подъезда. Наконец, Андрей открыл дверь парадного и довел ее до самой квартиры.

- Прощай, Мариночка.
 
- Мы больше не увидимся?! – то ли вопросительно, то ли утвердительно сказала она, и он почувствовал сдерживаемые слезы в ее голосе.

Он наклонился так низко, что она видела только одни его сияющие глаза. Она растворилась в этих сияющих глазах и почувствовала прикосновение его губ. «Не надо», - попыталась прошептать она и закрыла глаза. Время исчезло, а когда оно вернулось, Андрей сказал:

- Мы обязательно еще увидимся.
 
Андрей сжал ее так крепко, что ей показалось, у нее хрустнули кости, и быстро пошел по лестнице вниз. Обернулся и еще раз сказал: «Мы увидимся».

В этом же году Марина поступила в Педагогический институт, где вступительные экзамены были позже, чем в МГУ.

Студенческая жизнь захватила ее. Время теперь было подчинено учебе, а досуг она проводила с сокурсниками. Вместе с ними ходила в кино и на устраиваемые в Москве выставки, участвовала в институтских вечерах. Гамлет потихоньку уходил из ее жизни, и все реже перед сном она вспоминала его сияющие глаза и свой первый в жизни поцелуй.

Прошло примерно полгода, уже наступала весна, и однажды вечером в Марининой квартире раздался звонок. Марина открыла дверь и замерла на пороге. Перед ней стоял Гамлет. Он был очень красив. Андрей смущенно улыбнулся и тихо сказал:

- Здравствуй, Марина!

Марина, не отрываясь, растерянно и удивленно вглядывалась в его лицо.

 - Я же говорил, что мы еще увидимся.
 
Андрей протянул ей букетик белых подснежников и небольшой сверток.
 
- Это тебе.

- Спасибо, - совсем растерявшись, пробормотала Марина.
 
- Что это? - спросила она, беря в руки сверток.

- Это тебе на память, чтобы ты меня не забыла, - улыбнулся Андрей.
 
Марина развернула бумагу и увидела миниатюрную статуэтку. На камне сидел, в глубоком раздумье, глядя на человеческий череп, самый известный в мире принц.

Марина улыбнулась, хотела что-то сказать, но Андрей опередил ее.

- Я завтра улетаю на Кубу, в командировку. Я бы очень хотел быть с тобой. Но вернусь я не скоро, может быть, через год или через два… А ты должна быть счастлива, обязательно будь счастлива. Он так же крепко, как и в прошлый раз при прощанье, обнял ее и поцеловал. И быстро, не дав ей опомниться, исчез за дверью.

Больше Марина никогда его не видела. Через два года она вышла замуж за своего однокурсника.