Броня и снаряд - 8

Игорь Абросимов
Рис. 9. Танк Pz.IV с длинноствольной 75-мм пушкой.


Игорь АБРОСИМОВ

БРОНЯ И СНАРЯД: ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ



          VIII. Горькие уроки неудач: Май 1942 года на Юго-Западном направлении


      Серьезные испытания предстояли бронетанковым войскам Красной Армии в 1942 г. К весне были проведены организационные мероприятия по созданию танковых соединений. В течение первого квартала 1942 г. за счет подачи в войска новых машин, несмотря на потери, количество танков на фронте к 1 апреля 1942 г. возросло с 2,9 тыс. до примерно 4 тыс. Однако, ввиду увеличения с 1,3 тыс. до 2,4 тыс. количества неисправных танков, нуждавшихся в войсковом ремонте,  численность боевых машин, которые можно было послать в бой, практически не увеличилась. О причинах столь значительного количества неисправных танков уже упоминалось.

В апреле - мае, накануне крупных операций, за счет выдвижения дополнительных формирований общая численность танков на всех фронтах достигла 5 тыс. Если на 1 апреля в действующей армии и резерве Ставки находилось 57 танковых бригад и 49 отдельных танковых батальонов, то к 1 мая уже 88 танковых бригад (в т.ч. в составе 11 танковых корпусов) и 49 отдельных танковых батальонов. Ввиду прибытия сформированных или переформированных и заново укомплектованных корпусов и бригад сократилось относительное количество неисправных танков. Общее количество боеспособной бронетехники составило 3,5 - 4 тыс. ед., хотя во всех случаях точные данные вряд ли могут быть выявлены из-за непрерывных потерь и пополнения частей боеспособными танками, вновь поданными в войска или прошедшими войсковой ремонт.

В январе - апреле 1942 г., советская промышленность выпустила примерно 6,7 тыс. танков. Приведенное выше количество боеспособных машин в 3,5 - 4 тыс. - сравнительно небольшая часть от 7,7 тыс. танков, которые числились в Красной Армии на 1 января 1942 г. плюс общее количество новых танков, выпущенных заводами и поданных в войска, а также поступлений по ленд-лизу (даже с учетом крупных потерь за четыре первых месяца 1942 г.). Но такова реальность, которая упускается из виду при оценке численности вооружений воюющих армий.

Общее количественное превосходство оставалось за Красной Армией. Вермахт, понесший значительные потери, располагал на Восточном фронте почти 3 тыс. танков и штурмовых орудий - соотношение 1 : 1,3 в пользу советских войск. Но все равно, преимущество в бронетанковом вооружении, ввиду качественного состава техники, было на стороне врага.

В мае количество танковых частей в действующей армии и в резерве Ставки, а соответственно и количество танков продолжало расти. К 1 июня число танковых бригад достигло 128 (в т.ч. в составе 18 танковых корпусов), количество отдельных танковых батальонов составило 47. Возможности комплектования танковых частей обеспечивались, хотя далеко не в полной мере, наращиванием производства. Количество танков, выпущенных промышленностью в мае, превысило 2,3 тыс. ед., среди которых около 1 тыс. Т-34 и 0,35 тыс. КВ-1.

В мае 1942 г. в ходе Харьковского сражения в состав ударных группировок Юго-Западного фронта, на который была возложена основная задача по разгрому немецкой группировки и освобождению Харькова, впервые вводились в бой три вновь сформированных танковых корпуса. В войсках фронта находилось также 19 отдельных танковых бригад и 4 отдельных танковых батальона. При этом в период подготовки к операции Юго-Западный фронт, помимо управления 28-й армии, 10 стрелковых дивизий и 10 артиллерийских полков РВГК, получил дополнительно 26 танковых бригад (из них 9 - в составе танковых корпусов). По официальным данным в полосе наступления фронта в сражении приняло участие 925 танков, значительная группировка бронетанковых войск, примерно четверть всех боеспособных танков, имевшихся в действующей армии и резерве Ставки. 21-й и 23-й танковые корпуса использовались в качестве подвижного резерва и должны были войти в прорыв на втором этапе операции. Недоукомплектованные бригады 22-го танкового корпуса и все отдельные танковые бригады и батальоны выделялись для непосредственной поддержки пехоты.

Танковый парк соединений и частей Юго-Западного фронта по своему составу полностью отражал возможности Красной Армии по укомплектованию столь многочисленных формирований. Среди боевых машин преобладали легкие танки Т-60 и  ленд-лизовские Мk-2 «Матильда» и Mk-3 «Валентайн», которые не представляли значительной боевой ценности. Недостаток техники заставил поставить в строй даже некоторое количество старых изношенных легких танков Т-26 и БТ. В составе 22-го танкового корпуса, например, насчитывавшего 105 танков, состояло 12 Т-34, 20 Mk-3, 24 Мk-2, 18 Т-60, 25 БТ и 6 Т-26. В большинстве отдельных танковых бригад и батальонов из-за потерь в предшествующих боях насчитывалось по 30 - 45 танков, в некоторых меньше. Так в 5 гв. танковой бригаде на начало операции осталось всего 5 Т-34 и 8 Т-60. Близко к штатному уровню (30 КВ-1, 60 Т-34 и 60 Т-60) были укомплектованы 21-й и 23-й танковые корпуса, в которых насчитывалось в общей сложности 269 боеспособных танков.

Бронетанковые силы Вермахта в районе операции, объединенные в группу «Брайт», были сосредоточены под Харьковом и состояли из 3-й и 23-й танковых дивизий. В танковом полку 23-й танковой дивизии,сформированной во Франции и прибывшей на Восточный фронт в марте - апреле 1942 гт., находился на вооружении 181 танк - 34 Pz.II, 123 Pz.III, 22 Pz.IV, 3 командирских Pz.Bef. 3-я танковая дивизия воевала на Востоке с июня 1941 г., понесла в боях большие потери, но с февраля 1942 г., будучи выведена из боев, пополнялась и приводила себя в порядок. К началу мая основные силы дивизии сосредоточились в Харькове, причем только в составе 3-го танкового батаьона танкового полка, лучше всего укомплектованного,  числилось 45 танков - 5 Pz.II, 34 Pz.III, 6 Pz.IV. 

Большинство танков Pz.III в обеих дивизиях являлись машинами новой модификации, оснащенными 50-мм пушкой с длиной ствола 60 калибров, также длинноствольной 75-мм пушкой с длиной ствола 42 калибра были вооружены 12 из 38 Pz.IV. Кроме того в полосе ударных группировок Юго-Западного фронта действовал 194-й дивизион штурмовых орудий, вооруженный 30 StuGIII.

Несмотря на подавляющее количественное превосходство советской группировки Юго-Западного фронта в танках (925 машин против примерно 280, соотношение - 3,3 : 1), по крайней мере 130 боевых машин Панцерваффе с длинноствольными пушками, представляющие собой мощную танкоистребительную силу, выводили противника на более высокий боевой уровень. Не затрагивая вопросов подготовки и сколоченности частей и соединений, к сказанному следует добавить эффективное использование против советской бронетехники сильной противотанковой артиллерии. При этом возможности Юго-Западного фронта в части противотанковой обороны были крайне ограничены. Каждая общевойсковая армия располагала в качестве усиления одним - двумя артполками противотанковой обороны (по 16 - 20 45-мм или 76-мм пушек в полку), еще два полка состояло во фронтовом резерве. Такими силами, учитывая слабое артиллерийское вооружение стрелковых дивизий, создать необходимую противотанковую оборону было невозможно. Не могло существенно повлиять на обстановку наличие в каждой армии отдельного батальона ПТР, хотя и расчеты противотанковых ружей вносили свой вклад в противостоянии с вражескими танками.

12 мая на северном участке Юго-Западного фронта, занимавшего полосу шириной до 330 км (см. Приложение - Схема 3), перешли в наступление ударные группировки правофланговой 21-й армии генерал-майора В.Н.Гордова  (297-я, 301-я, 76-я, 293-я и 227-я стрелковые дивизии, 8-я мотострелковая дивизия НКВД, 1-я мотострелковая бригада при поддержке 10-й танковой бригады и 8-го отдельного танкового батальона - 48 танков), 28-армии генерал-лейтенанта Д.И.Рябышева (13-я гв., 244-я, 175-я, 169-я, 162-я и 38-я стрелковые дивизии, 3-й гв. кавалерийский корпус - 5 гв., 6 гв. и 32 кавалерийские дивизии, при поддержке 6-й гв., 84-й, 90-й и 57-й танковых бригад - 181 танк), развернутой в центре, и соседа слева - 38-й армии генерал-майора К.С.Москаленко (226-я, 300-я, 199-я, 304-я, 81-я и 124-я стрелковые дивизии при поддержке 133-й, 36-й и 13-й танковых бригад 22-го танкового корпуса — 105 танков.). В задачи северной группировки входило нанести удар север-восточнее Харькова, прорвать фронт и, развивая наступление, охватить город с северо-запада.

Охват Харькова по сходящимся направлениям с юга и юго-запада осуществляли ударные группировки 6-й армии генерал-лейтенанта А.М.Городнянского (337-я, 47-я, 253-я, 41-я, 411-я, 266-я, 103-я и 248-я стрелковые дивизий при поддержке 5-й гв., 37-й, 38-й, 48-й танковых бригад - 166 танков), в подчинении которой находились 21-й (64-я, 198-я, 199-я танковые бригады, 21-я мотострелковая бригада, 1-й отдельный мотоциклетный батальон) и 23-й (57-я, 130-я, 131-я танковые бригады, 23-я мотострелковая бригада) танковые корпуса (всего - 296 танков), и оперативной армейской группы пом. командующего фронтом по кавалерийским войскам генерал-майора Л.В.Бобкина (393-я и 270-я стрелковые дивизии, 6-й кавалерийский корпус - 26-я, 28-я, 49-я кавалерийские дивизии, при поддержке 7-й танковой бригады - 40 танков).

В резерве командующего Юго-Западным фронтом находились   277-я и 343-я стрелковые дивизии, 2-й кавалерийский корпус (38-я, 62-я, 70-я кавалерийские дивизии) и три отдельных танковых батальона (96 танков).

Артиллерийская поддержка войск фронта, в состав которых входило 30 стрелковых дивизий, 3 кавалерийских, 3 танковых корпуса, 10 отдельных танковых броигад и 4 отдельных танковых батальона, осуществлялась 21 армейским, пушечным и гаубичным артиллерийскими полками, 8 артиллерийскими полками ПТО, минометным полком, 2 гв. минометными полками и 2 гв. минометными дивизионвми «катюш» РВГК. При слабости войсковой артиллерии, характерной для стрелковых дивизий 1942 г., такую поддержку нельзя считать достаточной. Но и она не обеспечивалась в полной мере, т. к. к началу наступления на позициях успело развернуться немногим более половины перечисленной артиллерии. Не было накоплено достаточное количество боеприпасов. В войсковой и поддерживающей артиллерии на орудие приходилось по 1 - 1,5 боекомплекта, поэтому снаряды было предписано экономить как в ходе артподготовки, так и боев в глубине обороны противника.

Не оказали необходимого содействия войскам в самые напряженные дни операции и ВВС Юго-Западного и Южного фронтов. Воздушные армии фронтового подчинения в мае еще не были организованы, воздушную поддержку осуществляли ВВС общевойсковых армий и немногочисленные силы фронтового подчинения. Маневр авиаций и массирование на решающих участках оказался затруднен, сокращение количества боеспособных машин в ходе боев и наращивание численности Люфтваффе обеспечили через несколько дней после начала операции господство врага в воздухе.

Три общевойсковые армии северной ударной группировки поддерживало в общей сложности два бомбардировочных полка ((10 Су-2 и 15 Пе-2)) и один штурмовой полк (16 Ил-2), южную — один бомбардировочный полк (11 Су-2) и два штурмовых полка (19 Ил-2).  В резерве фронта оставались один штурмовой полк (20 Ил-2) и один бомбардировочный полк (26 СБ и 1 Пе-2). Кроме того в интересах наземных войск фронта действовало семь ночных бомбардировочных полков (до 60 легкомоторных У-2 и Р-5). Прикрытие войск с воздуха и действия ударных самолетов обеспечивали 8 истребительных авиационных полков (немногим более 80 ЛаГГ-3, Як-1, И-16). Таким количеством ударных самолетов, учитывая уровень взаимодействия с наземными частями и боевой опыт большей части летного состава, трудно было оказать войскам действенную помощь. Аналогичный вывод можно сделать и относительно истребительной авиации. При этом, учитывая, что наземные войска и тылы Юго-Западного фронта прикрывались всего 18 зенитными артиллерийским дивизионами (в каждом по штатам 16 85-мм/76-мм орудий или 37-мм/20-мм автоматов), уровень ПВО можно охарактеризовать как предельно низкий. 

План операции разрабатывался командованием Юго-Западного направления, объединявшего войска участвовавших в сражении Юго-Западного и Южного фронтов. Главнокомандующим направлением и командующим войсками Юго-Западного фронта был  Маршал Советского Союза С.К.Тимошенко. зам. командующего Юго-Западным фронтом генерал-лейтенант Ф.Я.Костенко, нач. штаба фронта генерал-лейтенант И.Х.Баграмян. Вокруг Харькова должны были сомкнуть окружение 21-й и 23-й танковые корпуса, вводимые в прорыв южной группировкой фронта, и 3-й гв. кавалерийский корпус, который входил в прорыв, обеспеченный северной группировкой. При этом 6-я и 28-я армия встречным ударом отсекали и окружали основные силы противника юго-восточнее Харькова между населенными пунктами Змиев — Балаклея - Печенеги. Одновременно введенный в прорыв в полосе южной группировки 6-й кавалерийский корпус наносил удар в глубину, обеспечивая внешний фронт окружения.

Операция была спланирована смело и красиво, но без учета реальных возможностей войск. Необходимо было не только быстро и успешно прорвать оборону противника и стремительным наступлением в тесном взаимодействии всех армейских объединений и подвижных групп сомкнуть кольцо, но и надежно блокировать окруженную группировку, обеспечив ее полный разгром или, в крайнем случае, нанести чувствительные потери, отбросив врага на значительные расстояния. Боевые возможности и уровень руководства стрелковых, бронетанковых и артиллерийских частей и соединений Красной Армии, их  вооружение и обеспечение, отсутствие опыта в проведении операций, столь сложных по замыслу, масштабу и глубине, изначально ставили под сомнение успешную реализацию плана. 

Немаловажное значение имело еще одно существенное обстоятельство. Особенностью наступления войск южной группировки являлись их исходные позиции на Барвенковском выступе, который нависал над боевыми порядками противника, что обеспечивало определенные преимущества советским войскам. Однако, положение выступа таило в себе и большие опасности.

6-я армия и армейская группа Л.В.Бобкина занимала фронт по северному фасу выступа, южный фас обороняли 57-я и 9-я армии соседнего Южного фронта, которым в данной операции ставилась пассивная оборонительная задача. По мнению Маршала Советского Союза Б.М.Шапошникова, который до 11 мая 1942 г. занимал пост начальника Генштаба, наступательные действия с использованием в качестве плацдарма района Барвенково — Лозовая могли вызвать непоправимые осложнения. Дальнейшее вклинивание наступающих войск (в данном случае ударных групп 6-й армии и армейской группы Л.В.Бобкина) в расположение противника с неизбежным растягиванием флангов приводило при нанесении фланговых контрударов к превращению Барвенковского выступа из своеобразного «оперативного мешка» в «котел».

Выступ необходимо было расширить и укрепить, чего сделать ранее не удавалось. Тем более, советскому командованию стало известно о планах командования группы армий «Юг» Барвенковский выступ срезать и войска левого фланга Юго-Западного и правого фланга Южного фронтов окружить. В этих условиях следовало выбить противника из-под Балаклеи, по возможности спрямив фронт по линии Чугуев - Змиев. Таким образом горловина «оперативного мешка», составлявшая всего 70 км, могла стать менее уязвимой и риск окружения для советских войск, развернутых на Барвенковском выступе, уменьшался.

Однако, при планировании операции С.К.Тимошенко и член Военного совета Юго-Западного фронта Н.С.Хрущев, поддержанные Сталиным, мнение Б.М.Шапошникова практически проигнорировали. Вероятно надеялись, что Красной Армии удастся нанести мощный упреждающий удар и выполнить все задачи до того, как Вермахт соберет силы для наступательной операции по окружению советских войск. Кроме того до последнего момента предполагалось, что 57-я и 9-я армии успешно выполнят задачу по прочному удержанию рубежей на южном фасе выступа.

Надежда на стойкую оборону южного фаса Барвенковского выступа силами Южного фронта генерал-полковника Р.Я.Малиновского не основывалась, однако, на реальных возможностях, которыми войска располагали. В 57-й армии под командованием генерал-майора К.П.Подласа состояли 99-я, 150-я, 317-я, 351-я стрелковые дивизии первого эшелона, поддержанные всего одним пушечным артиллерийским полком и двумя артиллерийскими полками ПТО РВГК, и резервной 14-й гв. стрелковой дивизии. Ширина полосы обороны армии составляла 80 км. 9-я армия генерал-майора Ф.М.Харитонова, развернутая в полосе 96 км у основания выступа на барвенковском направлении, самом опасном участке, которой предстояло в ходе сражения отразить главный удар противника, включала в свой состав 51-ю, 106-ю, 333-ю, 335-ю, 341-ю, 349-ю стрелковые дивизии  (с пятью дивизиями в первом эшелоне), 78-ю морскую стрелковую бригаду, 15-ю, 121-ю танковые бригады (всего 42 танка). Артиллерийская поддержка осуществлялась тремя армейскими артиллерийскими полками и двумя артиллерийскими полками ПТО РВГК. Кроме того в тылу полосы обороны 57-й и 9-й армий находились фронтовые резервы - 5-й кавалерийский корпус (30-я, 34-я, 60-я кавалерийские дивизии) с 12-й танковой бригадой (10 танков) и 2-й кавалерийский корпус (62-я, 64-я, 70-я кавалерийские дивизии).

Выполнявшим главную задачу Харьковского сражения  войскам Юго-Западного фронта противодействовали основные силы 6-й полевой армии под командованием генерал-полковника Ф.Паулюса. Против северного фронтового крыла - 21-й, 28-й и 38-й армий были развернуты — 57-я, 168-я и 75-я пехотные дивизии 29-го армейского корпуса, 294-я и 79-я пехотные дивизии 17-го армейского корпуса, 297-я и 44-я пехотные дивизии 51-го армейского корпуса. Войскам 6-й армии и армейской группы Л.В.Бобкина на южном фронтовом крыле противостояли 62-я пехотная дивизия, усиленная 194-м дивизионом штурмовых орудий, 454-я охранная дивизия и 108-я легкопехотная дивизия (венгерская) 8-го армейского корпуса. При реальных угрозах устойчивости обороны генерал Ф.Паулюс мог задействовать резервную 113-ю пехотную дивизию и рассчитывать на соединения, находившейся в подчинении командования группы армий «Юг», в первую очередь подвижные в районе Харькова - 23-ю и 3-ю танковые дивизии, а также 71-ю пехотную дивизию и подходившую к фронту 305-ю пехотную дивизию.

Таким образом 30 стрелковым дивизиям, 3 кавалерийским и 3 танковым корпусам Юго-Западного фронта противник противостоял  13 пехотными и 2 танковыми дивизиями. Численное превосходство Красной Армии в определенной степени нивелировалось следующим обстоятельством. Харьков являлся крупнейшей тыловой базой группы армий «Юг», где расквартировывались многочисленные части и подразделения, находившиеся на отдыхе и переформировании. В первые же дни наступления советских войск были собраны ударные группы различного состава, которые выдвигались на угрожаемые участки, а также маршевые команды для пополнения действующих частей. Отметим, что до начала и даже в ходе операции советское командование до конца не представляло, с какими силами противника придется столкнуться.   
 
Выше упоминалось, о невысокой боеспособности, которую удалось достичь формированиям советских танковых войск. Тем более, не могли похвастаться своей боеспособностью стрелковые соединения, даже укомплектованные личным составом близко к штатному уровню. К примеру, 41-я стрелковая дивизия 6-й армии под командованием полковника В.Г.Баерского, сформированная зимой 1942 г., насчитывала 11,5 тыс. чел. Из них только 1,5 тыс. имели опыт боев, а 2,8 тыс. поступили во вновь комплектуемое соединение сразу после досрочного освобождения из заключения. Наличие столь большого количества военнослужащих с криминальным прошлым приводило к массовым грубым нарушениям порядка и дисциплины, как в период формирования и боевой подготовки соединения, так и после включения в состав действующей армии. Только чрезвычайные усилия командиров и политработников, предпринятые для восстановления порядка, расстрельные приговоры военного трибунала с показательным приведением приговоров перед строем, помогли в какой-то мере восстановить порядок. Как и ряд других соединений, дивизия имела большой некомплект вооружения. В частях насчитывалось 60 45-мм и 76-мм орудий, 76 ручных пулеметов, полностью отсутствовали 122-мм гаубицы, 37-мм зенитные автоматы,  станковые пулеметы, снайперские винтовки. Огневые возможности дивизии были снижены до предела.

Продвижение 28-й армии 12 мая, в первый день наступления, начатое после часовой артподготовки, а также удара авиации по позициям артиллерии и опорным пунктам, и направленное своим острием на стык 294-й и 79-й пехотных дивизий, несмотря на введение в бой до 180 танков, особым успехом не увенчалось. Продвижение не превысило 2 - 4 км. Успешнее действовали соседи справа и слева - 21-я и 38-я армии, которые продвинулись на 6 - 10 км. Лидером наступления стала 226-я стрелковая дивизия генерал-майора А.В.Горбатова, из состава 38-й армии, усиленная 36-й танковой бригадой полковника Т.И.Танасчишина.

Все три танковые бригады 22-го танкового корпуса генерал-майора танковых войск А.А.Шамшина, действовавшие в качестве непосредственной поддержки пехоты,  были введены в бои 12 и 13 мая. За двое суток 36-я танковая бригада  Т.И.Танасчишина потеряла 37 танков, 13-я танковая бригада полковника И.Т.Климчука - 32 танка и 133-я танковая бригада подполковника Н.М.Бубнова  - 21 танк. Потеряв 90 боевых машин из 105 на начало операции - большую часть материальной части, бригады корпуса были отведены в тыл и боевых действий до 17 мая не вели, занимаясь восстановлением техники. Такой результат использования танков непосредственной поддержки пехоты которые поддерживали наступление 38-й армии, вполне объясним. Бригады 22-го танкового корпуса, разгромленного за два дня боев,  которые были вооружены в основном легкими танками Т-60, БТ, Т-26 и Mk-3, встречали в ходе атак не только слабо подавленный огонь вражеской артиллерии, но и противодействие бронетехники противника, насчитывавшей в разные периоды боя до 100 - 130 машин, причем значительная их часть являлась мощным танкоистребительным средством.

Достаточно успешно наступала южная группировка фронта - 6-я армия и  армейская группв Л.В.Бобкина, которые прорвали боевые порядки 7-го армейского корпуса на 15-км фронте, вклинившись в глубину обороны на 12 - 15 км. 13 мая наступление продолжалось, южная группировка расширила фронт прорыва до 50 км и глубину вклинивания до 20. За три дня южная группировка продвинулась на 25 - 40 км при ширине фронта прорыва до 55 км.

Обеспокоенный неблагоприятным развитием событий командующий группой армий «Юг» фельдмаршал Ф. фон Бок приказал собрать сильную группировку, в которую вошли 44-я и 113-я пехотные дивизии 6-й полевой армии, 23-я и 3-я танковые дивизии, а также 71-я пехотная дивизия из резерва группы армий. Для обеспечения контрудара с воздуха из Крыма в Харьков дополнительно перебрасывались эскадра пикировщиков  StG77  и истребительная эскадра JG52. Во второй половине дня 13 мая ударные группы противника отбросили правофланговые части 38-й армии в направлении Старого Сватово. В результате отхода советских войск обнажился левый фланг 28-й армии, что замедлило дальнейшее продвижение. Д.И.Рябышев вынужден был выделить в качестве флангового прикрытия 13-ю гв. стрелковую дивизию (полковник А.И.Родимцев), а также 90-ю танковую бригаду (подполковник М.И.Малышев) и 57-ю танковую бригаду (генерал-майор В.М.Алексеев).

Несмотря на подобное осложнение, к исходу дня 14 мая 28-я армия продвинулась вперед в общей сложности на 20 -25 км при ширине прорыва, который осуществила северная группировка Юго-Западного фронта, достигшей 56 км. В ходе наступления значительные потери, как и в полосе 38-й армии, понесли танковые части. Так в 84-й танковой бригаде  (полковник Д.Н.Белый) к исходу дня 14 мая в строю осталось только 13 танков.  Не вызывает сомнений, однако, что потери бронетехники с лихвой компенсировались пехотинцами, сохраненными в строю, как бы размениваясь на жизни красноармейцев и командиров. Не будь танковой поддержки, успехи оказались бы куда скромнее, а потери значительно выше.

В результате трех дней операции советским войскам удалось достичь заметного успеха, неожиданного для нашего противника. В оборонительных порядках группы армий «Юг» зияли бреши, грозившие потерей Харькова и разгромом всей харьковской группировки. Позднее командующего Юго-Западным фронтом и 6-й армией обвиняли в том, что они промедлили с введением в прорыв эшелона развития - 21-го и 23-го танковых корпусов и 3-го гв. кавалерийского корпуса, не обеспечив тем самым успешного завершения операции. Но в условиях замедленного продвижения северной ударной группировки трудно было надеяться, что кольцо окружения вокруг Харькова удастся успешно замкнуть. Поэтому с вводом в прорыв танковых корпусов А.М.Городнянский не спешил, а С.К.Тимошенко не счел возможным его торопить. Тем более, сомнения в реальном боевом потенциале подвижных соединений и их возможностях действовать самостоятельно, в отрыве от основных сил, у советского командования, безусловно, были.

В этих условиях для срыва дальнейшего наступления Красной Армии германское командование посчитало необходимым нанести ранее запланированный удар на южном фасе Барвенковского выступа, из района Славянска - Краматорска в северо-западном направлении на Изюм и далее на Балаклею. Тем самым горловина «оперативного мешка» перекрывалась, причем в окружение попадали 6-я армия, армейская группа Л.В.Бобкина, 57-я армия Южного фронта, а также, возможно, часть сил 9-й армии этого фронта, по оборонительным порядкам которой наносился главный удар.

Между тем наступление северной группировки после 14 мая осложнилось и замедлилось. Соединения 38-й армии и левого крыла 28-й армии вынуждены были перейти к обороне, обеспечивая растянувшийся фланг наступления основных сил. Прорваться через оборонительные порядки левофланговых 13-й гв. и 244-й стрелковых дивизий армии Д.И.Рябышева. противнику не удалось, но под нажимом 3-й танковой дивизии один из полков 244-й стрелковой дивизии (полковник И.А.Истомин) вынужден был отойти почти на 10 км. Контрудары противника помешали продолжению наступления, но 175-я (генерал-майор А.Д.Кулешов) и 169-я (полковник С.М.Рогачевский) стрелковые дивизии, продвинулись еще на 5 км до реки Липец и 16 мая не оставляли попыток пробиться вперед.

Продолжилось дальнейшее наступление южной группировки в направлении Краснограда. Несмотря на выдвижение частей 305-й и 113-й пехотных дивизий, армейской группе Л.В.Бобкина удалось перехватить рокадную железную дорогу между 6-й и 17-й полевыми армиями противника. Только 15 мая командование решилось, наконец, отдать приказ о введении в бой 21-го танкового корпуса генерал-майора танковых войск Г.И.Кузьмина и 23-го танкового корпуса генерал-майора танковых войск Е.Г.Пушкина, но инженерная подготовка путей выхода на исходные позиции заняла немало времени. Паводковые воды еще не сошли, обычно узкие и мелкие реки и водоемы представляли собой значительные препятствия, ряд участков полей и леса оставались под водой.

Ввод танковых корпусов в сражение в зоне наступления 6-й армии А.М.Городнянского состоялся только 17 мая. И как раз в этот день противник нанес мощный удар по обороне 9-й армии, который должен был спасти армию Ф.Паулюса от разгрома. В наступление перешла армейская группа «Клейст», составленная из соединений 17-й полевой и 1-й танковой армий (до октября 1941 г. - 1-я танковая группа), во главе которой был поставлен командующий 1-й танковой армией генерал-полковник Э.фон Клейст. Развернутая в полосе обороны 57-й армии группа «Корцфлейш» в составе 6-го корпуса - 1-я и 4-я пехотные дивизии (румынские), 2-й пехотной дивизии (румынская), 298-й и части сил 68-й пехотных дивизий активных действий не вела. В ее задачи входило сковать соединения армии  К.П.Подласа.

                (Продолжение следует)

Продолжение - http://www.proza.ru/2014/10/07/1444
Начало очерка - http://www.proza.ru/2014/07/18/1578

Карта-схема 3: Харьковское сражение 12 - 29 мая 1942 г. - см. http://www.proza.ru/2014/10/07/1412
Примечания - http://www.proza.ru/2014/07/18/1656
Использованная литература - http://www.proza.ru/2014/07/18/1672