Бизнес вчера и сегодня

Симион Волков
Рассказ
=======
В жанре мейнстрим
-----------------
Бизнесом по-английски называется то, что мы по-русски называем работа, дело. Писать я буду не последовательно, чтобы скучно вам не стало. Если честно признаться, то самое большое, что я не люблю - это последовательность и нудное однообразие.

Ещё я ненавидел сам себя когда рано утром, выйдя из трамвая, вливался толпу, идущую к проходной завода. Хотя я закончил в 60-х техническое училище, сейчас оно стало электроколледж, кроме знания я в нём получал стипендию. В период учёбы я с бОльшим желанием и рвением занимался художественной самодеятельностью и игрой в любимый настольный теннис. Я вёл конферанс на всех училищных вечерах, разыгрывал небольшие пьесы в драмкружке.

Ну а в пинг понге успехи были на уровне всей области. На областных соревнованиях профтехобразования наша команда, в которой я был капитаном, заняла почётное второе место. Я же вошёл в состав сборной области и ездил на республиканские соревнования аж в самую Москву!

Про училище и своих друзей в нём напишу, оно того стоит. После училища я не один год честно трудился на промышленных предприятиях. Для чистоты повествования я всё же должен сказать правду. Вливаться каждое утро в дружный поток заводчан, здороваться со знакомыми, закуривать и вместе идти в проходную гигантского завода мне не хотелось.

В нашем городе металлургов эта работа была в почёте, неплохо оплачивалась, было много профсоюзных преференций[льгот]. Работать я конечно работал, одевал каждый день на себя рабочий комбинезон и шёл разбирать и собирать электродвигатели. Но ни удовольствия в конце дня от сделанного, ни морального удовлетворения я при этом не испытывал. События в жизни, иногда бывает перекликаются так, что давно,  забытое старое, оказывается опять новым и блестящим.

Попробую рассказать о бизнесе, в широком смысле этого слова. В том смысле, в каком понимaю бизнес я и которому посвятил более сорока лет, самых пожалуй хороших из своих почти семидесяти. Пласт этой темы в жизни Страны Советов сложен, огромен и не изучен. Он как золотоносная жила на Колымской речке Ваче, ждёт своих искателей и старателей.

О бизнесе в советское время совсем ничего или мало чего хорошего написано, непонятно почему. Разве что сатирики и юмористы языки об нас точили, зарабатывая на эстраде, с нашей помощью, хорошую зарплату.  Понятно почему хорошего не писали - во времена "развитого социализма", когда мы росли в Союзе нерушимом, коммерция, торговля, снабжение и сбыт считались в народе чем-то греховным и стыдным, преступным по определению. Хотя знакомства с завскладом, с мясником или зубным врачом люди всё же искали.

Бизнес в те годы был разный - честный, грязный криминальный, "цеховой" незаконный. Законным советский бизнес начал становиться после смерти очередного кремлёвского старца. Пришёл молодой симпатичный Михаил Горбачёв, жена которого, Раиса Максимовна, была интересной дамой. Она любила дорогие модные наряды и  была влюблена в западный образ жизни. Она была университетски образованным человеком, чего не было у предыдущих жён вождей.

Разве что молодая Надежда Аллилуева тоже успела закончить Промакадемию перед трагической смертью. Я подозреваю, что именно Раиса Сергеевна дала мужу направление на то, чтобы началась перестройка нашего общества. Пошли первые кооперативы, разрешили ЧПД - частную препринимательскую деятельность. Ту самую, за которую меня дважды пытались осудить, как уголовного преступника.

М.Горбачёв вёл разумную политику постепенного открытия разных каналов для частного бизнеса. Но его политика "кому-то" очень не нравилась, кому я теперь примерно знаю. И после августовского незаконного переворота эти "кто-то" втащили танком во власть совсем другого человека.

При его попустительстве, после очередной "революции" в России бизнес превратился опять в занятие если не полностью, то где-то наполовину, в занятие криминальное. Когда высшее руководство оказалось в руках дилетантов - теоретиков, псевдо учёных, нарушения законов превратилось в занятие "законное".

Я никогда не занимался грязными преступным делами, если чуял, что это дурно пахнет и можно попасть на неприятности. Законы советские, этого я не скрою, обходить приходилось постоянно. Но это было в те годы, когда словo "бизнес"  вообще было почти нецензурным. Существовали негласные правила игры, которые я старался не нарушать, как и мои преследователи тоже.

Знаком хорошо со многими "бизнесменов", с такими,кто зарабатывал деньги, принося беду и горе другим. Будет у меня и о них речь - о тех, кто не скрываясь, не один год грабили рабочий коллектив огромного металлургического завода. Но я с ними никогда не был заодно и держался на как можно дальнем расстоянии. Хотя это и стоило нам с женой часто очень и очень дорого. Мы заплатили за свою самостийность и нежелание кланятся своим здоровьем. Но зато сегодня я этим могу гордится и прямо смотреть в глаза любого миллиардера. Кстати, парочку таких я знаю лично, я с ними был рукопожатным и даже подарки мои они принимали.

Я к коммерции тянулся со школьной скамьи, любил и не стеснялся продавать чужие вещи, когда меня об этом просили. В школьные годы я придумывал, где можно было достать денег, но чтобы не воровать и не просить у родителей. Отец работал тяжело, жили мы скромно и привычки клянчить что-то у родителей у меня не было.

Любил я ходить по вокресеньям на городской вещевой рынок, тогда они назывались "барахолками" или "толчками". На них можно было купить тогдашний дефицит. Правда, с большой переплатой, но это все знали и на "толчке" всегда было много народа. Денег у меня в юные годы было немного, родители нас не баловали, не с чего было и я просто ходил по рядам и толкался. Энергетика базарной торговли меня заряжала.

Я с тех пор так и занимался коммерцией, где придётся, а последние сорок пять лет серьёзный бизнес в разных областях был моим источником доходов для нормальной жизни. Я и сейчас по мере сил и возможностей стараюсь от бизнеса не уходить, писать, анализировать. В последние десять лет мой интерес привлекло христианство и прикладное искусство на эту же тему. Благо там, где живу с прошлого века, родина этого вероучения. А когда находится покупатель, то с желанием и знанием предмета продаю в интернете оригинальные изделия наших мастеров. Опять же без посредников, через мною придуманный сайт, разработанный моим сыном. Владеть эксклюзивной информацией, как и оригинальным товаром, тоже достойный и честный бизнес. Надеюсь, что мы с ним имеем перспективу развития.

Но это лишь при условии, что я смогу найти на него покупателя и продать свой продукт. В этих трёх-четырёх фразах я выразил вам всю суть любого вида коммерции. Может быть только нынешний бизнес не такой заметный, как тот, который был у меня до эмиграции. Хорошо вставленные золотые коронки ярко сверкали во рту клиентов. Они приносили неплохой доход и известность в городе. Двадцать два года я продуктивно, с  желанием отдал напряжённой работе у зубного кресла.

Привезённые в середине 90-х годов в мой родной Махогорск израильские арбузы без семечек и в картоне, тоже создавали мне определённый пиар, известность, если по-русски.  В те же годы я первый привёз в город знаменитую в начале 90-х годов фруктовую израильскую водку "LEMON". Для полной картины бизнеса тех лет - ещё и полиэтиленовые пакеты, привезённые контейнером оттуда же.

Кто-то удивиться, эка невидаль, пакеты. Дело в том, что эти прозрачные пакеты совсем не рвались. Порвать их можно было, но с большими усилиями. На вид тонкий пакет выдержиал запросто ведро уральской картошки! Ну а про бизнес женскими подкладками и туалетной бумагой расскажу отдельно, в другой раз, если напомните. Хороший был бизнес, приятно вспомнить.

Сегодня по возрасту и по привезённым с рiдного Урала болячкам я мог бы уже себе позволить просто гулять по морском пляжу, нырять в горячее Мёртвое море или молиться, надев кипу, у Стены Плача. Не скрою, я очень люблю ходить по Иерусалиму, по его Святым камням. В Иерусалиме свят даже воздух, так мне иногда кажется.

Писать про такую тему, как торговля, коммерция, бизнес, вспоминая, что семьдесят пять лет частная инициатива и предприимчивость была запрещена законом, тяжело.  Она была наказума мнолетним сроком и даже высшей мерой наказания. Коммерсантов в советские годы, когда правили коммунисты, ловили настойчивее, чем убийц и расстреливали, как самых тяжких преступников.

Большевики понимали, что свободная торговля и свободный человек, с деньгами в кармане - это конец диктатуре военного коммунизма. К сожалению, в нынешней России и сейчас коммунисты и комсомольцы продолжают оставаться у власти. Только "новые" коммунисты стали очень богатыми людьми. Они завладели самыми большими и прибыльными предприятиями огромной страны. Забывая при этом о тех, кто эти богатства для них создавал много много лет.

Одним из тех, кто оказался на пути Молоха оказался был и мой дед Абрам. По отрывочным рассказам, он до революции занимался недвижимостью. После неё, когда его дело закрыли, они с бабушкой продавали излишки молока от своих коров. Это был период НЭПа, в это время партия разрешила частный бизнес на некоторе время. Это время быстро закончилось, вместе с моим дедом, которого забрали "органы" ещё в 1931 году. Забрали вместе с женой, по статье "За спекуляцию".

И это при наличии у них шестерых детей и всего трёх коров. Бабушка через три года вышла а свободу из лагеря, а дед так и сгинул в аду ГУЛАГа.  Бабушка говорила, что её спасло умение хорошо готовить фаршированную рыбу. Начальник лагеря был гурман, высоко оценил золотые руки моей бабушки.

Я намериваюсь писать, для удобства читателй, короткими рассказами. Тема бизнеса для меня не просто мемуарная. Она для меня живая и в моих рассказах, из которых, как я надеюсь, со временем сплетётся интересный документальный роман. В нём будет разговор и о сегодняшнем бизнеса в разных странах и в разных областях. Правда и только правда, фантазий мне хватило в жизни.

И о деловых людях, с которыми я общался за пятьдесят лет работы. О людях, у которых я научился чему-то доброму и полезному. Но надо будет не забыть и тех представителей рода человеческого, кто меня обманл. Про тех, кому я помогал от всей души, когда видел, что могу это сделать. А в ответ получил совсем не то, что ожидал. Что сделаешь, бизнес для многих стал важнее дружбы и человеческих отношений.

В 90-е годы, которые почему-то стали называть "лихими", было много жертв среди моих коллег-коммерсантов. Да и я сам едва не потерял свою жену в результате бандитского нападения и ограбления в 1997 году. В конце этого рассказа скажу без бровады - бизнес это как минное поле, а тот, кто работает в нём - сродни сапёру.

Вспомню я и о тех, кто из нас, коммерсантов, честных торговцев, делает дойных коров. Это большой список претендентов - тут и налоговые инспекторы и милиционеры и полиционеры. Тут и работники управления городской недвижимостью - бывшие партийные бонзы. Ну и конечно те мои "друзья" в кавычках, которых не смущало название их профессии - "бандиты".

Русский пародокс - то, что в европейских странах вызывало бы отвращение и презрение, в России спокойно воспринимают как случившуюся данность.

Зубному врачу часто приходилось копаться в гнилых зубах, нам к грязи не привыкать. Да и работа ночным санитаром в хирургии  и морге в студенческие годы тоже была далеко не стерильной. Поэтому надо  написать и о тех, кто сидел со мной за столом, с кем были общие интересы много лет. Не забыл я тех, кого считал своим тылом, но в час испытаний на прочность, мой тыл оказался предательским.

Как сейчас принято говорить в России - хорошо "подкинули".   Дружба для бывших друзей оказалась первобытным атавизмом. Победила патологическая тягя к деньгам, особенно к чужим. О друзьях, которые мне действительно помогли в трудные дни, я скажу обязательно. Тем более их осталось совсем у меня немного.

Я обязательно напишу о людях, которых считаю своими учителями с большой буквы. Хотя не у всех моих наставников было среднее образование, не говоря уже о высшем. Напишу о делах, о которых я читал и слышал, о деловых людях - советских бизнесменах, которые заплатили своей свободой и даже жизнью за любимое дело. К сожалению, это было не только в советские годы, когда мы, "цеховики"[так звали тогда тех, кто работал "назаконно" и дружно], но и в годы поле революции 1991 года.

В советское время бизнеса не могло быть законного, Уголовный Кодекс за это строго карал. А в 1961 году по личному указу Н.Хрущёва закон переделали так, что за хищения в особо крупных размерах наказанием мог быть применён в качестве наказания даже расстрел.

И тогда же несколько человек, которые занимались скупкой и продажей иностранной валюты, это в начале 60-х годов-то, были приговорены в высшей мере наказания. Я тогда был совсем юным, но меня это дело потрясло и заставило по другому посмотреть на нашу советскую действительность.

Я много читал про эту группу валютчиков, а фамилии расстреляных дельцов запомнил навсегда - Ян Рокотов, Борис Ройфман и Владислава Файсбишенко. Сегодня эти "теневики" были бы уважаемыми в обществе людьми, конечно они были бы очень состоятельными. Банкирами, девелоперами или хозяевами торговых центров. Но госпожа История фантазий не принимает.

2014 год. октябрь.Израиль
Для издателей, спонсоров, литературных агентов, редакторов и продюсеров:skype:semen-volkov; semen_v47@yahoo.com