Под эмблемой 61-го Берлинского кинофестиваля

Тина Скон 1
                ПОД ЭМБЛЕМОЙ 61-ГО БЕРЛИНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

          Плакат, в центре которого находится большая  буква «В»,появится сначала на Потсдамерплатц,  основной площадке фестиваля, а затем по всему Берлину. Также плакат будет соответствовать публикациям о Берлинале в печати. Дизайн, на котором светящиеся лучи расходятся за его пределы, корнями уходит к плакатному искусству 20-х годов и напоминает об ауре Берлинале, который пройдёт с 10-го по 20-е февраля 2011 года. В последний день фестиваля будут названы призёры.

Возглавляет Берлинский кинофестиваль с мая  2001 года Дитер Косслик. С его приходом  Берлинале стал площадкой для политического и социального кинематографа. Когда Дитер Косслик стал директором Берлинского кинофестиваля, он поставил конкретные задачи. Одна из них – более полно представить немецкое кино на Берлинале. Другая задача – возвращение на фестиваль молодёжи. И фестиваль остался и солидным, и не «устарел». Почти 3,5 тысячи человек из 133 стран – режиссёры, актёры, операторы – прошли программу берлинского Talant  Campus. Третьей задачей стало укрепление Берлинского рынка. На данный момент существуют три крупных рынка – Каннский, American Film Market и Берлинский.

Дитеру Косслику нравится, что Берлинале называют самым политическим фестивалем в мире, сфокусированным, прежде всего, на социальное кино. Критика распекает директора, что его волнует не качество фильмов, а их политический аспект. Но существуют и противоположные мнения. Косслик полагает, что фестиваль – не только площадка для просмотра интересных фильмов, но и мощный инструмент влияния: нельзя забывать старых мастеров, нужно открывать новые имена, но нелья позволить себе быть просто кинофестивалем.

Ни директор фестиваля, ни кто-либо иной не может влиять на решение жюри. Единственная манипуляция, доступная  руководителю – это выбор членов жюри. И пока существует независимое жюри, никто не сможет предугадать, каким будет его решение.

В нынешнем ( 2011) году жюри воглавит известная актриса и режиссёр Изабелла Росселини. Директор фестиваля охарактеризовал её как «многогранную талантливую художницу, обладающую обширным опытом работы с кинематографистами из Европы и Америки. Изабелла Росселини родилась 18 июня 1952 года в семье известной шведской киноактрисы Ингрид Бергман и итальянского кинорежиссёра Роберто Росселини. Актёрская карьера Изабеллы началась во второй половине 70-х годов. Широкую известность актриса получила после съёмок в фильме Дэвида Минча «Синий бархат» (1986г.). В 1990 г. она сыграла роль ещё в одной картине Минча – «Дикие сердцем». В 2008 г. Росселини привозила на Берлинале свой новый проект – сериал «Зелёное порно», в котором выступает в качестве продюссера, режиссёра и сценариста, а также исполнителя главых ролей. Изабелла Росселини – автор трёх книг, активистка по защите дикой природы. Участвует в подготовке собак-поводырей.

В начале декабря прошлого года в состав международного жюри 61-го Берлинского кинофестиваля был также приглашён известный иранский режиссёр Джафар Панахи. Берлинале уже пытался привлечь к своей работе Панахи в рамках прошлогоднего (юбилейного) фестиваля. Но иранские власти не выдали разрешения на его выезд ни на Берлинский, ни на Каннский кинфестивали. Лауреат Каннского и Венецианского фестивалей Джафар Панахи приговорён к шести годам тюрьмы и 20 годам изоляции за «антигосударственные выступления» ( ему запрещено снимать фильмы, выезжать за рубеж и давать интервью местной и зарубежной прессе). Джафар Панахи давно находитсяв оппозиции к иранскому правительству из-за остросоциальных и политических фильмов, которые он снимает. В Иране были запрещены к показу фильмы «Круг» (о тяжёлой жизни иранских женщин), получивший «Золотого льва» на Венецианском фестивале и «Багровое золото». Первая награда появилась у режиссёра появилась ещё в 1995г. за фильм «Белый шар». В 2006 г. за фильм «Офсайд» Панахи был награждён «Серебряным медведем» на Берлинале.

В декабре 2010 г стал известен состав жюри короткометражных фильмов. В него вошли фотограф Нан Голдин (США0, режиссёр Ренен Шорр (Израиль), режиссёр Ибрагим Летаиеф (Тунис).
На фестивале будет вручён почётный  «Золотой медведь» немецкому актёру Армину Мюллер-Шталю.

В рамках небольшой статьи невозможно изложить всю программу кинофестиваля. Но хочется назвать первые восемь фильмов-участников.

Открывает 61-й Берлинале фильм-вестерн братьев-режиссёров Итана и Джоэла Коэнов «Истинная доблесть» (True Grit), или «Железная хватка»(кстати, под таким названием он пойдёт в российском прокате). Фильм получил 11 номинаций крупнейшего сообщества в США Brjadcast Film Critics Association. Вестерн, который будет показан вне конкурса,считается одним из основных претендентов на премию Оскар. «Железная хватка» является экранизацией одноимённого романа Чарльза Портиса. Картина братьев Коэн – не первая киноадаптация романа. В 1969 г. он был снят кинорежиссёром Хенри Хатаузем, а легендарный Джон Уэйн получил Оскара за лучшую мужскую роль.

В нынешнем вестерне актрису на главную роль – юную неизвестную Хейли Стайнфельд – режиссёры нашли за 3-4 недели до начала съёмок. Актриса играет роль 14-летней девочки Мэтти Росс, которая пускается в опасное путешествие, чтобы отомстить за смерть своего отца. На прослушивании она сыграла в совместных сценах с Джеффом Брииджесом (роль пристава Рубена «Задиры» Когберна), а также с Барри Пеппером и Дэйкином Мэтьсом.

Мораль вестернов проста – есть плохой герой и хороший. Режиссёры решили, что и в наше время есть место для такого жанра. Тем более, что книга дала благодатный материал. К тому же у обоих режиссёров дети такого же возраста, как  и главная героиня. Режиссёры Джоэл и Итан Коэны, по мнению директора фестиваля, -ярчайшие символы первоклассного и независимого американского кино. Они любят иронию, их герои не ординарны, их сюжеты оригинальны и уже длительное время не только привлекают, но и очаровывают публику. «Истинная доблесть» («Железная хватка» - замечательная работа для открытия фестиваля.

После картины «Просто кровь»(1984), которая стала сенсационным режиссёрским дебютом Коэнов, они оставили внушительный след в истории кинематографа, завоевав много наград и призов. Это и «Фарго» (Оскар 1996г. в номинации «Лучший оригинальный сценарий»),  картина «Старикам здесь не место» (три статуэтки Оскара в различных номинациях»).  Не остались без наград и ленты «После прочтения сжечь» (2008) и «Серьёэный человек» (2009).
Одними из первых  конкурсных фильмов, являющимися мировой премьерой, можно назвать следующие: «Наше великое отчаяние» (турецкий реж. Сейфи Теоман; в ролях – Илькер Аксум, Фатих Ал); «Губная помада» (израильский реж. Джонатан Сэгалл; в ролях – Клара Хури, Натали Аттийя, Моран Розенблатт); «Кто, как не мы?» (немецкий реж.Андрес Вайель; в ролях – Аугуст Диль, Лена Лауземис, Александр Фелинг); «Вопль в небо» (дебют в качестве режиссёра американской актрисы Виктории Махони; в ролях – Габури «Гэбби» Сидибе, Зуи Кравец, Тим Блейк Нельсон); «Будущее» (американская актриса, певица и режиссёр  Миранда Джули; в ролях – Хэмиш Линклейстер, Миранда Джули, Дэвид Варшофски).

Вне конкурса покажут фильм «Кориолан» - режиссёрский дебют британского актёра Ральфа Файнса по одноимённой пьесе Вильямв Шекспира. В фильме также сыграли Ванесса Редгрейв и Джерар Батлер. Во внеконкурсную программу вошёл также документальный фильм немецкого режиссёра Вима Вендерса «Пина», посвящённый покойному хореографу и танцовщице Пине Бауш. Фильм-биография снят в формате 3D. Пины Бауш не стало в прошлом году. Работа над фильмом началась ещё в 2009 г. Свой фильм реж. Вендерс снимал с её труппой – Вупертальским театром танца.

Уже второй год подряд в конкурсной прграмме Берлинале участвует российская картина. В прошлом году одним из главных призёров был фильм Алексея Попогребского (4 награды) «Как я провёл этим летом». В нынешнем 2011 году фестиваль включил в основной конкурс картину «В субботу». Это чернобыльская катастрофа глазами сценариста и режиссёра Александра Миндадзе. Художественный фильм о Чернобыле рассказывает о поведении человека в самых экстремальных условиях. Главный герой (актёр Антон Шагин), узнав в числе первых правду, стоит перед выбором: спасти людей или выполнить приказ и не сеять панику.

За свою карьеру Александр Миндадзе написал более 20 сценариев, большинство из которых ставил режиссёр Вадим Абдрашитов. Первый режиссёрский проект Миндадзе драма «Отрыв» вошла в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля 2007 г.

Ещё во время отбора фильмов для участия в показе на 61-ом Берлинале начали ходить слухи, кто будет фаворитом конкурсной программы. Предсказывали, что трио Филипп Клодель (Philippe Claudel) с фильмом «Tous les soleils», режиссёр Режи Варнье (Regis Wargnier) c «Ligne Droite»  (The Straight Linie) и Мартин Провост (Martin Provost) с «Ou va la nuit» (The Long Falling) – главные претенденты на призы кинофестиваля.

Филипп Клодель открывал Берлинале 2008 года фильмом «Я так давно тебя любдю». Теперь он возвращается в Берлин с фильмом с великолепным актёрским составом: итальянскими актерами Стефано Аккорси и Нери Маркоре, французскими актрисами Клотильдой Куро, Анук Эме и Лизой Киприани.

 На Берлинале 2005 года фильм «Человек Человеку» Режи Варнье был одним из претендентов на  «Золотого медведя». Сюрпризом 61-го Берлинского фестиваля может стать работа Провоста, чья популярность значительно выросла после триумфального успеха фильма «Серафина из Санлиса». В новом фильме, который снят по роману ирландского писателя Кита Ридгвея (Keith Ridgway) играет актёр Иоландо Моро.

...Ждать недолго. «20 февраля станут известны призёры 61-го Берлинале.