Бендер - Половцев

Стефан Эвксинский Криптоклассик
Однако вернемся к Бендеру. 
Имя героя скомбинировано ,  на то он и   великий комбинатор.  Где-то читал о том, что Ильф или Петров (Катаев младший),  увидели вывеску Андрей Бендер, и обыграв имена сыновей Тараса Бульбы, придумали или скомбинировали Остапа Бендера.
Тендем Ильф и Петров,  образован, точнее, скомбинирован Валентином Петровичем  Катаевым.
Сам факт того, что писатель  задумал роман и не стал его писать . а перепоручил дело двум авторам помоложе, - тоже своего рода комбинация, равно как  и позаимствованный у Василия Шульгина эпизод с крашением усов и бороды… 
Комбинаций великое множество, что   вполне соответствует жанру плутовского романа, к коему Валентин Петрович, как автор идеи, относил «Двенадцать стульев».
Но нас интересует Бендер. «Откуда ты взялся, Рабле?»
Одесский чекист, с которого внешне срисован герой,  совершенно не есть  его прототип.   
Неважно, соответствует ли истине рассказ об этом чекисте  Катаева или нет,   - это удачный отвлекающий ход, нелишний даже в  оттепельно-постоттепельные времена, когда был опубликован «Алмазный мой венец. 
Многочисленные интернет исследователи личности Бендера  приводят массу фактов о о  возрасте Бендера, - 30-33 года, - об истоках его турецкого подданства, коим пользовались одесские евреи-коммерсанты, дабы не платить лишних налогов.  Следуют указания на его полукриминальное  прошлое, что отчасти подтверждает его пребывание в Таганской тюрьме, и  связях с контрабандистами, - сее, последнее, примечательно и необходимо сохранить в памяти.   
  Надежда  Мандельштам ,  упоминает о «бандитском  шике», Катаева, каковой ее муж, поэт Осип Мандельштам заметил в начинающем литераторе.
Бендер, молодой  человек, с гимназическим образованием,  конечно, незаконченным , склонный к авантюризму, чьи отрочество и  юность приходится на первую мировую  войну или, ( по крайней мере, на ее последние годы), на революцию и начало гражданской войны.   Эти обстоятельства позволяют предположить, что его еврейское происхождение,его антропоним, то есть, имя и фамилия, равно, как и турецкое подданство  папы,    допустимо рассматривать как легенду, в  спец-служебном  понимании этого слова.   
Типологически  слишком  уж, он  вписывается в пост-декадентское, именно в военное поколение  высших сословий российского юношества. Когда, как заметил Николай  Бердяев,  в России неожиданно возник новый тип    молодого человека, волевого, энергичного, деятельного, мужественного, иногда жестокого, дерзкого и предприимчивого, а если дело касалось высших сословий, то, разумеется, и образованного, а  часто и остроумного.  Речь идет о поколении, впоследствии разделившемся  на белых и красных.  При этом,  большая часть разделенных,  как с той, так и с другой стороны  ни белыми, ни красными, по сути дела, и не были.
Писатель Гайто Газданов, признается, что воевать на бронепоезд к белогвардейцам пошел лишь в силу стечения обстоятельств.  Точно так же, он вполне  мог оказаться и  в Красной армии, на красном бронепоезде.
Примерно  то же самое, говорил о себе и генерал Слащев, не единожды побеждавший и красных, и  жевтоблокытных петлюровцев, и черно-знаменных  махновцев,  удержавший за белыми Крым, за что был наречен Слащевым-Крымским, много пивший и устроивший, по свидетельству Барона Врангеля  в своем личном вагоне небольшой орнитопарк из разных прирученных птиц: орла, ворона. журавля.    Слащев, чей образ увековечен в драматургии  Булгаковым, в лице генерала Хлудова, а в кинематографе гениальным Дворжецким,  признавался,  что не имел желания становиться белым генералом,  и возглавил белые дивизии в силу все тех же, обстоятельств, - знакомые попросили помочь. 
Валентин Петрович Катаев, если не ошибаюсь,  в  произведении «Зимний ветер», своего неизменного героя Петю Бачея,  писанного с самого себя, определяет к красным, командиром батареи, (кажется на бронепоезд: читал тому назад лет сорок).  Но отчего Петя выбрал красных? Отчасти, благодаря своим друзьям, отчасти, что бы как-то  определиться, найти место в жизни, совсем не будучи идейным большевиком. И на службе в красной артиллерии  его огорчает новая форма, без погон и аксельбантов, которые были так ему к лицу. То есть, опять стечение обстоятельств и никаких убеждений.
И белые, и  красные были достаточно криминализированы.  Тем не менее жестокость, неизбежная во время гражданской войны, едва ли всегда выливалась в беспощадно-садистские формы.  Шолоховский Мишка Коршунов в компании  с офицерами-карателями, кокаинистами и живодерами, - все же маргиналы.   Разумеется,  белогвардейцы грабили  и мародерствовали,  но не всегда, при этом,  впадали в звериную  жестокость.   
Так, опять же. основатель белого движения Василий Шульгин рассказывает, как зимой на Украине, отряд белогвардейцев заходит в село раздетым  и оборванным , а выходит  поголовно в новых полушубках.      
- Откуда полушубки?
-От благодарного  населения.
А ведь, есть в этом ответе что-то Остапо-Бендеровское.
Не так ли Остап Бендер  добывал стулья в богодельни «голубого воришки»  Альхена или  в квартире  Ляписа-Трубецкого, цинично, дерзко и не без юмора.   
Обратите внимание, никакого аристократического высокомерия, никакой боярской спеси: не «хамы вонючие, быдло, холопы»,  а «благодарное население»…  По свидетельству очевидцев,  во время  эвакуации из Новороссийска офицеры у трапа парохода напомнили  автору толпу уголовников. 
В Шульгин был заманен ГПУ в Советскую Россию в 1925 году, дабы белый лидер мог увидеть положительные изменения, пришедшие  в страну вместе  с НЭПом. И чекисты,  что помогли ему перейти советскую  границу,  назвались  контрабандистами. А сам Щульгин предположил, что сопровождавший его агент в очках и пенсне, выдававший себя  контрабандистом, ко всему прочему еще и бывший доброволец -деникинец. (Мы помним,  что великого комбинатора иные филологи подозревали в связях контрабандистами, да и сам Бендер хорошо разбирался в том, где в Одессе производится «контрабанда»). 
Заметим,  в другой куда менее трагичный период истории России, когда  катаклизмы не были столь масштабны и вековые устои не рушились так катастрофично,  а аккуратно демонтировались сверху, так же появлялись дворянчики-авантюристы, изумлявшие общество  свей дерзостью и артистизмом, - знаменитые  «Червоные валеты», по отношению к которыми предприимчивые циники эпохи гражданской войны и НЭПа являются потомками по прямой линии.   
 
Однако, речь не идет о не криминальной природе Бендера, а о том, что он действительно  мог бы быть добровольцем,  психологически вполне соответствуя типу золотопогонника авантюриста либо красного командира, у которого  в силу железной пролетарской дисциплины и провозглашенной Ильичем борьбы с «партизанщиной» пространство для  маневра  было ограничено, однако часто ограничено условно и далеко не всегда.
В жизни всегда найдется место комбинированию.
Поэтому, оставить  поколение,  к которому принадлежал  Бендер, в одной лишь области мошеннических мистификаций и афер, было бы не справедливо.  Комбинирование обладает куда более широкими возможностями, и способно решать  куда более сложные задачи, чем отъем денег  всеми известными Бендеру сравнительно законными способами.
Все  технические  достижения  довоенного периода: в авиации и радиолокации, реактивной артиллерии и физике элементарных частиц,  были невозможны без  комбинаторов, впрочем,      абсолютно законопослушных, получивших в своем техническом творчестве  добро от Ильича, а от его учеников и последователей, кто пулю, кто место на нарах,  кто в шаражке, кто сталинскую премию. – это большевики тоже возжелали покомбинировать.
Более того,  даже объединение  таких  далеких тем,  как комбинаторы из гимназистов и Великая отечественная Война имеет право на существование.  И тому подтверждение Герой-комбинатор генерал-кавалерист  Осликовский, который начал войну с  великолепной комбинации, не потеряв не только ни единого бойца, но даже и ни единой лошади из своей кавдивизии, в то время как ее расположение немецкая авиация смешивала с землей,  и закончил эффектной комбинацией, изумив  фельдмаршала Монтгомери конным почетным  караулом из казаков-кубанцев,  в черкесках,  с кинжалами и шашками в серебряных ножнах.   Подвиги Осликовского в Отечественную Войну заслуживают глубокого исследования профессиональными историками,  мы воздержимся о них распространяться.   Любопытно, что этот полководец был связан с кинематографом. Постановка сцены конных сражений в фильмах «Тихий Дон».  где, по мимо точной динамики и ритма кавалерийских баталий,  съемки идут с документальной точностью. и  донских казаков мы видим на лошадях именно донской золотистой породы;  а так же в фильмах «Война и мир»  и «Бег». Последний можно рассматривать как  встречу  двух замечательных комбинаторов в знакомой и общей для обоих стихии гражданской войны: Слащева (Хлудова) и самого Осликовского.   
У  читателя могут возникнуть по отношению к автору подозрения в антисемитизме.
Еврейская  природа Бендера настолько естественна, что попытка ее заменить  на какую-то другую напоминает акт вандализма. Но во-первых:  немецкая природа семеновского  чекиста Исаева, более известного,  как штандартенфюрер Штирлиц, тоже абсолютно естественна и органична.
В советской литературе, по степени универсальности психотипа) Остап Бендер – предтеча Штирлица. Да, и все граждане этой великой и ужасной, нежной и жестокой страны, - все мы опытные разведчики, не лицемеры, но лицедеи.
А во-вторых:  особенно менять природу освобожденных из черты оседлости, освобожденных от жесткого  регламента жизни в кагалах  еврейских  местечек, под гоняя ее под природу этих вчерашних гимназистов, прапорщиков и подпоручиков  первой мировой, а затем белых офицеров и красных командиров не имеет смысла.  И те, и те вкусили свободы,  первые освободились от местечкового бытия, - а что оно из себя представляло, - почитайте Шелома-Алейхема, – вторые, были свободны от рождения, и вместе с революцией и войнами не  утеряли ее,  как дома, имения, усадьбы,  двенадцатикомнатные квартиры  и  прочую собственность. Наоборот, прежнюю относительную  свободу,  обусловленную  привилегиями,   заменила свобода близкая к абсолютной.  О чем говорил Лев Толстой: «…не свобода, а воля…».  Прибавьте, к этому образование, кругозор в его возрастающих фазах:  из  отрочества к юности с  Нордман-Серовой, супругй Ильи Ефимовича Репина и Рабиндранатом Тагором. Сознание принадлежности к некоторому меньшинству, противостоящему большинству, не всегда враждебному,  а иногда близкому и понятному, но всегда иному.
Наконец, герой-комбинатор,   в силу политической ситуации в стране  в эпоху позднего НЭПа без еврейской легенды, просто нес мог бы появиться и остаться в советской литературе того времени.
Сами посудите,  если бы главный герой «Двенадцати стульев»  и «Золотого теленка», - позволим и себе немного покомбинировать,  -   звался, скажем, Половцевым и редакторы и читатели догадались бы, кто он, да и у авторов не обошлось бы без неприятностей.