Заповедь

Ирина Поволоцкая
(Из автобиографической повести в миниатюрах «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»)

Я часто по памяти  повторяю  слова «Заповеди» Редьярда Киплинга. Чувствую в нём каждую букву…  В переводе Лозинского это стихотворение звучит особенно мощно и душевно...  Оно для меня – больше, чем просто красиво написанный стих…

Это – девиз жизни. Это – слова настоящей поддержки в трудные минуты.

«Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя наперекор вселенной
И маловерным отпусти их грех;»

Каждый раз эта строфа, когда звучит в душе – она звучит как предупреждение, как некий момент остановки карусели ненужных мыслей.

«Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.»

А эта строфа – краткое выражение упрёка, когда мои мысли и чувства теряют правильность направления... Очень хорошо помогает перестать думать о ненужном.

«Умей мечтать, не став рабом мечтанья;
И мыслить, мысли не обожествив;»

Вот это – про меня – я, ведь люблю мечтать, люблю фантазии. Я пишу стихи, и чтобы не ударяться в глупую романтизацию, надо помнить, что слово – не воробышек... И держать линию мысли в стихе в сторону глубины, а не красоты эпитета.

«Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив.
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб ублажать глупцов,»

С этим чаще всего встречаюсь... С извращением сказанного тобой. Даже когда написано. А уж разговоры… И умение не беситься, когда приходит такое вот – это важное – умение...

«Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.»

Самое мучительное место. Часто-часто бывало так, что выстроенное с трудом – оказывалось разрушено. И я повторяла эти слова – это нормальный процесс, просто цикличность разрушения и созидания, в моей жизни особенно ускорены...

«Умей поставить в радостной надежде,
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.»

Непростое умение! Но я надеюсь – я им овладела.

«Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только Воля говорит: "Иди!".»

Вот это – основной Девиз Жизни. Эти слова – моя суть...

«Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями;
Пусть все в свой час считаются с тобой.»

Общение с людьми не должно застилать человеку его истинного предназначения – развивать в себе Человека.

«Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!»

Вот именно. Жизнь – конечна. Если не наполнять каждую секунду, то этот Дар – человеческая жизнь – оказывается просто выброшенным на ветер шансом. Шансом чего? А вот это уже у каждого – своё. Для меня – человеческая жизнь – это ступенька к обретению Высшей Свободы.

Октябрь 2014 г.