Аукаясь через степь - о творчестве Ольги Марковой

Дина Немировская 2
С Ольгой Марковой и с её творчеством я знакома более тридцати пяти лет, с тех самых пор, когда обе мы в школьных фартучках, прямо с уроков из разных городских школ прибежали на одно из собраний областной писательской организации. Уже тогда я осознала, что «послал мне Господь второго», вернее, вторую, с которой можно «для сердца, не для оваций, на два голоса спеть».

Об Ольге Марковой «спеть» звучит не в переносном смысле. О.Маркова – поэт поющий. Именно так. Не бард. Поющий поэт. Её называют певицей городских окраин. Но только ли «город – аквариум разбитый» да его «бесцветные улицы» воспевает она?..

В последней на день сегодняшний из изданных Марковой книг чётко прослеживается связь времён. Поэту Марковой привычно «аукаться через степь» не только с современниками, но и с самим великим будетлянином Велимиром Хлебниковым, олицетворённым ею в облике большого кузнечика, хранимого встречными ветрами перекрёстка столетий:

Расправив крылья дерзкие,
Сквозь невозможный звон
Большой кузнечик Хлебников
Бредёт за горизонт.

Подобный метафоризм для О.Марковой не нов. В поэтическом сборнике под названием «Небесные колодцы» с юркающими по улицам креветками она сопоставляет горожанок. Насколько оправданы подобные сравнения – судить читателям.

В личностном плане Ольге Марковой свойственно то сокровенное сопереживание, которое дано отнюдь не многим. Это она четверть века самоотверженно руководит литературной студией при музее культуры Астрахани. Это во многом её стараниями увидело свет посмертное издание Александра Сахнова, и ведущей вечера памяти нашего общего друга была также Ольга.

Наверное, лишь ей в синдикате с Татьяной Иванченко под силу было издать три выпуска литературного альманаха «Мосты», объединивших под своими обложками без оглядки на регалии и членство в каких-либо творческих объединениях многих интересных авторов. При этом «издать» - это не только отыскать авторов, но и найти спонсоров в наше не слишком щедрое на меценатство время, отредактировать написанное собратьями, отыскать типографию, продумать и создать концепцию оригинал-макетов будущих книг.

Думаю, что и сборник «Астраханский вернисаж» был бы куда интереснее в литературном плане, если бы его редактировала единолично Ольга Маркова, если бы лишь она подбирала авторов для этого издания.

Для многих земляков памятен концерт, состоявшийся прошедшим летом в Музее Боевой Славы, средства от проведения которого были перечислены в помощь беженцам с братской Украины.

А ведь Ольга могла бы, как многие, проявлять заботу не о других, а о себе, хлопоча об издании не тоненькой книжицы «Стражник степи», а красочного издания к юбилею, благо, будьте уверены, издавать ей есть – что. Могла бы?.. Скорее, нет. Поскольку сочувствие, сострадание, хранение памяти об ушедших друзьях – в ней неотъемлемы. Сопереживание – одна из основополагающих черт не только личности, но и творческого начала поэта Марковой:

Из поколения сторожей
Мало тех, кто остался с нами.
Кого не успели выгнать взашей –
Снова работают сторожами.
Швыряют лопатами стылый снег,
Портвейн потягивают «для сугрева»,
Но и у них был свой успех –
Их любила одна королева.
Теперь не время стенать и ныть,
Вышло то, что должно было выйти.
Главное - всех их не позабыть
В вечных суете и обиде.

Вот в этом стремлении не дать позабыть романтиков, выкинутых недобрым временем из жизни или отринутых жизнью на обочину – вся Ольга Маркова. Или – почти вся, потому что осознать истинную сущность поэта можно только таким же чутким сердцем.

Стихи Ольги Марковой читайте здесь: