Страна, отвоёванная у моря

Феликс Цыганенко
На снимке: Заандам, Голландия. Памятник молодому русскому царю (плотнику судоверфи в Заандаме) Петру I.


   Много лет, работая на судах Мурманского морского пароходства, мне доводилось бывать в Голландии. Но самым памятным для экипажа «Шуры Кобер» был заход судна в небольшой голландский порт Заандам. Именно на судоверфи этого города три века назад плотничал молодой российский царь Пётр I под вымышленным именем Петра Михайлова. В порт Заандам регулярно заходят наши моряки, они непременно посещают музей Петра I.  Не побывать здесь - грешно для русского человека! Хозяйка исторического местечка, женщина строгая и в годах, к тому же уставшая от нашествия нашего брата, повела моряков в домик. А затем - в удивительно маленькую и скромную келью, где царь отдыхал от трудов праведных.  Будущий правитель России не гнушался учиться корабельному делу у голландцев.
 
   И ещё одно историческое место в Заандаме. В центре города красуется  памятник царю Петру I, подаренный в 1911 году российским царём Николаем II, в знак хранимой жителями Заандама совместной истории. В цивилизованной Голландии бережно относятся ко всем памятникам старины, за ними ухаживают, у подножия постоянно находятся цветы. И мы не забываем об этом ритуале. Достаём фотоаппараты, будет что показать и рассказать дома друзьям и близким! Память о русском царе, покорившем Голландию, останется навсегда в нашей памяти…

   А теперь расскажу о «Голландии» или всё же…  «Нидерландах»? И в чем между ними разница? Это сбивает с толку, ведь «Нидерланды» часто называют «Голландией».  Много информации мы почерпнули из рассказа представителя торгпредства России, кстати, бывшего капитана пароходства. А также из информационного бюллетеня по туризму. Официальное название страны — (Королевство) Нидерланды, которое состоит из двенадцати провинций. Две из этих провинций, а именно Северная и Южная Голландия, вместе составляют Голландию. Благодаря морской и экономической мощи этих провинций в 17 веке, Нидерланды стали известны во всем мире как Голландия.

   Сорок процентов территории Нидерландов  –  это осушенная и отвоёванная у Северного моря и реки Рейн прибрежная полоса. Веками рослые, и не больно разговорчивые, рыжеволосые жители насыпали дамбы и сооружали дренажные каналы. Удивительно,  но работая даже на таких землях, по экспорту сельхозпродукции Голландия в 90-х годах занимала второе место в мире после США. Результатом титанических земляных работ были созданы  и причалы крупнейшего, перевалочного порта мира Роттердама, протяжённостью в сорок километров.

   На причалах порта Роттердам мы наблюдали горы металла: алюминия, меди, никеля, кобальта. Значительная часть груза -экспорт из России. Цветной металл Норильского горно-металлургического комбината и Таймырских рудников перевозили из порта Дудинка мурманские суда, в том числе, наш «Шура Кобер». Особую активность в перевозке и продаже металла проявили в 90-х годах небольшие судоходные компании. Кто стал их руководителями  -  тайна, покрытая мраком. Мы видели лишь исполнительных директоров, с которыми было непривычно и тяжело работать.

   В многочисленных каналах и дельтах Рейна отстаивается огромное количество судов малой флотилии. Эти картинки мы наблюдали на всех водных артериях страны. Что такое самоходная баржа в Голландии? Это счастливая семья, путешествующая по Европе на воде, а заодно и перевозящая груз. Подкрашенная и помытая утренней, забортной водой из шланга, баржа – это симпатичная квартирка на корме с цветочными горшочками, что просматриваются сквозь стёкла иллюминаторов. В обязательном порядке и свой сухопутный транспорт!

   На крышке трюма, будьте любезны, легковой автомобиль, а на кормовой палубе – велосипеды. Приплыл, к примеру, в Германию, да и покатил в продуктовую лавку или к друзьям на рандеву. Красота! Но экипаж – это не только семейная идиллия, но и родственный подряд. Глава семьи, он же шкипер, крутит на мостике рулевое колесо, а супруга, как бывалый матрос, при швартовке набрасывает концы на причальные кнехты. Завидуешь, им по-хорошему, наблюдая с палубы «Шуры Кобер» да вспоминая, сколько месяцев не видел собственных жену и детишек.

   О стерильной чистоте улиц Роттердама, как впрочем, и всей Голландии, ухоженности дорог и тротуаров, скверов и парков – говорить излишне. А городской общественный транспорт? Запрыгнув в трамвай второго маршрута, что катил в сторону базара с предпраздничной распродажей, по старой советской привычке «забыли» приобрести билеты. Было не до того -  как иностранцы – мы любовались салоном бесшумного трамвая. Откровенно говоря, он отличался от нашего транспорта, примерно, как салон немецкого автомобиля «Опель-вектра» от кабины «Запорожца».

   И всё  же лицо страны, её визитная карточка – это знаменитые голландские тюльпаны. Ведь до чего дошли ушлые голландцы?! Реактивными самолётами развозят цветы по миру. Неожиданно повезло и нашей симпатичной буфетчице Наташе. Торговый клерк, сбывавший морякам подержанные машины, подарил ей великолепные тюльпаны...

   Яркий, красивый автобус мчался по автостраде Роттердам – Амстердам. Моряки теплохода «Шура Кобер» добирались в столицу Голландии. Амстердам – одна из жемчужин Европы, причём не только благодаря поразительным каналам 17-го века. Наша цель – посетить памятные места Амстердама  и в первую очередь – музей Ван Гога. А пока из больших окон автобуса моряки любовались зелёным оазисом сельской местности. Чёрно-белые лакированные коровки, словно со страниц учебников зоологии, да кудрявые овечки мирно паслись на сочных лугах. На полях – традиционные ветряные мельницы, словно увеличенные копии сувениров и многочисленные, похожие на редкий перелесок, мачты с ветрогенераторами.

   Среди памятных мест Амстердама запомнились столь разные по стилю достопримечательности: музей великого живописца Ван Гога, а для любознательных мужчин – «розовый» квартал на берегах канала. Любопытно, что женщины древнейшей профессии здесь под охраной закона -  в стране легализована проституция. Потому и не крутится подле девиц рой криминального элемента, лицензия даёт право на медицинское обслуживание и даже защиту. Кроме того, в сексиндустрии - порядка миллиарда долларов, что даёт государству приличный доход в виде налогов.

   По свидетельству представителя консульства, в Голландии разрешены лёгкие наркотики, потому и собираются зачастую на площадях Амстердама хиппи со всей Европы. Страну никак не назовёшь пуританской. Тем не менее, по количеству умышленных убийств и преступлений на сексуальной почве Голландия – одна из самых безопасных стран мира.

   В нашем морском обществе нашлись и подлинные ценители искусства. С трудом отрывали в музее от полотен великого художника штурмана Юру Манилова, любителя – филателиста и буфетчицу Наташу, по береговой профессии – художника книжного издательства. В холлах музея за посетителями внимательно наблюдали вооружённые короткоствольными автоматами охранники, окинувшие и нас холодным, нордическим взглядом.

   Такой мы увидели страну в начале 90-х годов, отвоёванную у моря и приютившую в своё время молодого царя Петра I. Голландия - это величавые памятники истории и архитектуры, морской и экономической мощи, страна тюльпанов, живописцев, каналов и современной демократии…