Эволюционное искусство

Олег Чеглаков
 http://culture-into-life.ru/evolucionnoe_iskusstvo/

I. Искусство в своём изначальном понятии несёт идею и смысл творческого выражения духа через поиск и устремление к красоте и прекрасному. Но в современной цивилизации, когда многие понятия извращены и перевёрнуты, искусство не осталось исключением и также обросло множеством условных представлений и понятий, за которыми уже трудно наблюдать Свет Красоты, ради которого это искусство и создавалось. Именно потребовался уточняющий термин «Эволюционное искусство». Это не новое направление, стиль, жанр или вид, но именно то искусство, которое ведёт в эволюцию. Это искусство, которое пробуждает к совершенствованию тех или иных положительных качеств, устремляет в область прекрасного, возвышает, утончает и развивает дух. Всё то, что развивает дух, и есть развитие, то есть эволюция. Исходя из этого рождается простой и ясный критерий эволюционного искусства – по принадлежности произведения к разряду тех, что ведут к развитию духа.

    Так, если литературное произведение обладает высоким художественным достоинством, и в нём присутствует герой или герои, зовущие к утверждению тех или иных положительных качеств, оно может быть причислено к разряду эволюционных. Труднее всего будет определиться с такими произведениями, как пейзажное полотно. Но и здесь критерием служит зов к возвышению духа. Если в картине заложен высокий огонь духа творца, пробуждающий сердца зрителей и ценителей искусства, то такой пейзаж будет эволюционным. Безусловно, значимым остаётся и художественный уровень, под которым следует понимать степень утончения и наложения на очевидно увиденный мир – Мира действительности, который сокрыт от обыкновенного зрителя, не имеющего утончения. Так творец сближает ценителя и зрителя с Миром Красоты. Такой критерий может и должен быть использован во всех видах и родах искусства: архитектуре, живописи, музыке, литературе, скульптуре, театре.

  II. Красота есть добро. Добро есть красота. Из сказанного можно заключить, что они тождественны и не различимы. Но тогда возникает вопрос: к чему мы применяем два различных термина?

   Определяя одно через другое, мы тем самым указываем на какие-то основные черты, характеристики или действия того или иного явления, качества или закона. Так же и красота. В своём действии она выражает гармонию её составляющих частей, являя образец относительного совершенства. И таким выражением примера красота вносит в жизнь идею упорядоченности. И добро, как понятие, выражает идею порядка, устремляя в утончённое развитие, именуемое Эволюцией. Так на стремлении к порядку мы утверждаем единство красоты и добра. Различие красоты от добра будет заключаться в том, что красота вносит в жизнь идею приближения к Идеалу в лучших сочетаниях частей между собою и в соотношении их к целому в звучании, в цвете и по форме.

   Добро, исполняя те же задачи, что и красота, в то же время вносит в жизнь идею действия, раскрывает знание о путях к действию, направляет, окрыляет и устремляет, выражает множество качеств, являющих Огонь, устремляющий к вечной жизни. Иными словами как добро, несущее в самом себе красоту, имеет множество других задач и функций, так и красота, несущая добро, являет и другое множество положительных выявлений. Разве красота не вносит в жизнь то, что мы называем эстетическим восприятием мира? Ведь именно эстетическое восприятие мира гармонизирует все наши видимые и невидимые оболочки, обогащающие дух новыми накоплениями.

   И особенно красота действенна, когда человек сам творит её. В этом случае он становится сотворцом её. Творец тот, кто сочетает части форм наилучшим образом. Он отрывает, уменьшает, удлиняет, обрамляет, выводит, присоединяет, отсоединяет, перемещает, то есть делает всё то, что принято называть искусом. А произведённые искусом действия, принятые считать наилучшими, получили наименование искусства. Так искусство можно назвать действием по зарождению красоты. Так люди в веках и тысячелетиях творческого наполнения жизни заложили в своём сознании неразделимость понятий красоты и искусства. Сердце стремится к совершенствованию духа. Дух стяжает красоту, ибо сам огонь устремлён к своему Идеалу, где властвует Красота. Так и сердце ищет повсюду красоту. Потому оно всегда устремлено и к искусству. Так Эпоха Сердца пройдёт под знаком искусства во всех его разнообразных сочетаниях.

1.  Выражение Эволюционного искусства
 
    Эволюционное искусство, также как и любое другое проявление деятельности человеческого духа, можно представить сферой, в которой сокрыто всё содержание. Во внешнем обрамлении этой сферы по всей её поверхности заложены знания об этой сфере, то есть именно то, что получило название представления или выражения. Выражение состоит из понятия о сфере, кратких формул понятия – определения и значения, то есть установления соответствия и соотношения с другими видами деятельности и степени важности в эволюции человека, которое занимает эта сфера деятельности.

    1.1. Определение Эволюционного искусства

Эволюционное искусство – творческий путь развития и совершенствования духа.

Эволюционное искусство – синтез этики и эстетики.

Эволюционное искусство – искусство, исключающее любые виды развлечений и отвлечений от развития духа.

Эволюционное искусство – это радостный труд творца, наполненного в сердце своём Идеалом Красоты и приближающегося к Нему во всём своём творчестве.


    1.2. Понятие Эволюционного искусства

    Выражение искусства будущего – Эволюционное искусство имеет вынужденное добавление – «эволюционное». Такая мера связана с особенностями развития человеческого сознания и мышления, когда под термином «искусство» стали понимать не только высшие творческие выявления человеческого духа, но и всё, что кому-либо заблагорассудилось, лишь бы деятельность отличалась от производственной, торговой, финансовой или военной. И если само по себе искусство есть наполнение духа и утверждение в нём Красоты и Прекрасного, и никак иначе, то потребность в добавлении «эволюционное» отпала бы сама собой. Искусство не должно быть сферой развлечения и отвлечения от самой важной задачи и цели человеческого существования – эволюции духа. Потому творчество, которое направлено на высокое качество совершенствования духа, получило наименование – Эволюционное искусство.

    Эволюционное искусство – это не новое искусство, хотя и направленное на поиск нового выражения содержания и формы. Всё то, что накоплено во всех веках и народах и составляет духовное богатство человечества и возвышает дух, взращивает чувство красоты, гармонии, меры, зовёт к проявлению всех лучших положительных качеств, призывает к подвигу и служению во имя общего блага, можно без сомнения отнести к Эволюционному искусству. Образцы такого искусства многочисленны и велики, их можно найти во всех видах и родах искусства: в музыке, литературе – как в поэзии, так и прозе, архитектуре, живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, театре. Впереди предстоит огромная работа не только для искусствоведов, но и для общественных деятелей в области Культуры, способных посмотреть на искусство новым взглядом открывателя Красоты и Прекрасного, подобно открывателям новых земель.

   Эволюционное искусство – это творческий путь совершенствования духа, ведущий в сочетании с другими путями – религиозным и научным, к синтезу – Культуре. Потому такое искусство в своём яром устремлении к красоте должно устремиться и к самому совершенному Идеалу – Богу. Без религиозности, без веры нет и не может быть устремления к Идеалу Красоты, а потому и к подлинному искусству. Так же и без определённого опытного знания, связанного с понятием науки, искусство остановится в своём развитии. Потому Эволюционное искусство – это творческое свершение, направленное на синтез Знаний во всех областях человеческой деятельности. В основе Эволюционного искусства лежит единство этики и эстетики.

    1.3. Значение Эволюционного искусства

    Человек, в основе имеющий бессмертный дух, и воплощается на Земле для развития своего духа. Но чтобы дух имел полноту своего проявления, его душа и тело должны прийти в гармонию и единство с духом в своём звучании. Приведение в гармонию души и тела происходит через звук, цвет, изысканную форму, ведущую к идеалу, образец жизни и всего того, что определяет их сочетание. Окружающая природа во многом напитывает человека образцами Красоты. Но чтобы полнее очувствовать внутреннее содержание природы, в котором присутствует Идеал, человеку необходимо стать со-творцом красоты, уподобиться создателю в творении, иметь идеал в творчестве. Так искусство становится незаменимым видом деятельности человека. И даже если человек сам не участвует в творческом процессе, он всегда может вдохновляться образцами Красоты и напитывать ими свои душу и тело, что в конечном итоге обогатит и дух. В то же время при творческом подходе к оценке искусства, при изучении его и сердцем и рассудком, сам процесс превратится в синтез науки и искусства.

    И можно представить какие изменения произойдут в мире, когда миллионы людей будут устремлены к Прекрасному и приобретут возможность прикосновения к искусству. Когда же эстетическая направленность искусства войдёт в синтез с этикой, то такое искусство, именуемое эволюционным, станет одним из путей развития и совершенствования духа.

2.  Философия Эволюционного искусства

    Может ли быть искусство философски представлено? – да, может. Может ли быть искусство философски задано? – да! И это мы видим в бесчисленных примерах всех видов и родов искусства. Но если философия присутствовала в искусстве в определённой мере и масштабе, то почему бы ей не присутствовать во всём искусстве? Разве мудрость не должна присутствовать во всём творчестве, являющемся основою искусства?

   Время Новой эпохи, Эпохи Огня, в тоже время есть время Эпохи Мысли. Именно потому всё отвлечённое, лишённое возвышенной мысли, должно отмереть вместе с уходящим Ветхим миром. Возвышенная мысль и будет выражать любовь к мудрости, к познанию Бытия. Потому в Эволюционном искусстве каждое творение должно взывать к познанию Божественного Начала, к Силам, выражающим Божественное Присутствие, ставить вопросы о соотношении человека и Космоса, в единстве которого человек пребывает, устанавливать меру, число и гармонию, тем самым призывая к Красоте. Утверждать красоту вообще как основу Бытия, устанавливать принципы человеческих взаимоотношений. Всё это достигается во всех видах изобразительного искусства, – архитектуре, литературе, театре и музыке. Да, музыка также должна обрести философское звучание.

    Главное, чтобы искусство не перепутало философию и софистику. Последняя быстро бы лишила все виды и жанры искусства огненного начала, определяющего жизненность, и тогда оно выразилось бы в сухие умствования в литературе, полные нагромождений и оторванности от жизни, в насаждение механических новшеств в музыку, которая стала бы напоминать своим звучанием шелест сухих листьев, грохот и лязг металла, сопровождаемого имитацией ритма. А живопись призывала бы к нравственности пошлыми агитационными образами, лишёнными правды жизни. Имитация есть ложь, а ложь есть магнит, ведущий в бездну. Именно потому так важно отличать пустую философию, умствования, являющуюся софистикой, от подлинной философии, в которой звучит жизнь и которая востребована самой жизнью. Мудрость, любовь, красота, созидание, Высшее Начало, Иерархия Света, будущее человечества, радость, счастье, героизм, подвиг – далеко не полный перечень пути творцов, соответствующего философии Эволюционного искусства.

      2.1. Творчество духа в Эволюционном искусстве
http://culture-into-life.ru/tvorchestvo_duha/

Можно ли отделить? Можно ли разделить творчество и творчество духа от Эволюционного искусства. Ведь именно дух является началом и инициатором творчества, ибо оно заложено в духе как отражение Закона. И хотя Закон сам по себе выражает идею распространения везде и во всём, тем не менее сознательное его воплощение может проявляться из материи, принадлежащей вечности – от духа. Именно дух является целью и смыслом совершенствования, именуемого эволюцией. Потому в духе заложена, порождается и выражается идея эволюционного творчества. Такая потребность в духе имеется всегда, но нужно её допустить, осознать и направить к действию. И таким вдохновителем к творению высших и лучших форм будет искусство, ведущее в эволюцию. Участие же в самом процессе – творчестве в Эволюционном искусстве тем более даёт, открывает духу возможности для обогащения, развития и роста его.

   Признаком творчества в Эволюционном искусстве будет являться создание не только новых выразительных форм, но в первую очередь содержание их: мысль, творческий огонь, влекомый по созвучию в высшие области Мира. И хотя форма остаётся важной составляющей творения, содержание будет и должно занять ведущее место в творческом процессе.

    2.2.Проявление Мира Невидимой материи

Невидимая материя, но для кого? Для человека, воплощённого в теле и обратившего всё своё сознание на обеспечение телесной жизни. Для него материя за пределами пяти общепризнанных и наиболее развитых чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, не существует. Так мыслят, хотя и большинство, но люди с огрубевшим восприятием окружающей действительности.

Люди с утончённым сознанием, одарённые в творческом выражении, нередко не только чувствуют присутствие так называемой невидимой материи, но и видят её с разной долей и чистотой её представления и дальнейшего воспроизведения. Конечно, видят Мир Тонкой Материи, или Тонкий Мир, и обыкновенные люди, но лишь во сне, который они относят к разряду мозговых явлений. Так неслучайно люди с тонким видением материи, утончённые люди, получили наименование художники. Художники – от слова «худой», то есть тонкий или утончённый. Здесь следует понимать слово художник в более широком значении, нежели как относящийся лишь к живописцам или рисовальщикам, но и к поэтам, писателям, композиторам, скульпторам, архитекторам – то есть ко всем тем, кто принадлежит к тому или иному виду искусства.

Следует лишь подчеркнуть, что творец только тогда становится художником, когда он приводит два из трёх миров в единство, путём наложения увиденного и запечатлённого невидимого мира на формы и образы видимого обычным глазом или когда он частично выражает средствами видимого мира мир невидимый в относительных формах, способных частично передать увиденное. Именно так, благодаря искусству происходит проявление невидимой для большинства материи для расширения сознания этого большинства. Так художники жизни участвуют в едином эволюционном процессе.

    2.3.Огонь в форме и содержании
http://culture-into-life.ru/ogon_v_forme_i_soderjanii/

Рассматривая вопрос о явлении творчества духа в Эволюционном искусстве, мы затронули мысли об утверждении огня в форме и представление о содержании в виде огня. Так огонь, его постижение, становится основой основ эволюционного искусства. Качество огня определяет качество в Эволюционном искусстве. Качество самого огня, его утончение, его источник - важная, но не единственная составляющая качества самого произведения в эволюционном искусстве. Важна будет мысль, ведущая или влекущая к цели истинной и благородной.

Так сливаются в единстве понятия: творчество, огонь, форма, содержание, качество, мысль, цель и смысл произведения, эволюционное значение.

3.  Этика в Эволюционном искусстве
http://culture-into-life.ru/etika_v_evolucionnom_iskusstve/

Этику принято рассматривать как науку о морали и нравственности. Отнесение этики к разряду науки связано с тем, что в современном цивилизованном обществе, несмотря ни на какие религиозные маски, принято признавать лишь условные правила, принципы и законы жизни. Условные – те, что приняты элитой того или иного общества или государства в зависимости от той или иной выгоды. Таковы и нравственные законы. По условно понимаемым нравственным законам выстраивается и этика. Такая этика далека от жизненности, а потому требует определённого научного обоснования, чтобы быть ей принятой в обществе.

    В то же время Высший Мир, Силы Света через лучших и сознательных людей постоянно Дают всё новые и новые знания о существовании жизни в Космосе, о его единстве, объединении Космоса едиными законами, которые так и принято именовать Космическими. Так через лучших представителей человечества в жизнь входят и нравственные законы, соответствующие Космическим и не требующие какого-либо научного обоснования, ибо их восприятие происходит через сердце человеческое. Безусловно, когда речь идёт именно об Эволюционном искусстве, в котором присутствует принцип развития духа, этика входит в него не как случайный гость, занесённый волею творца, но как неотъемлемая, обязательная и наиважнейшая часть самого искусства. Напомним, что речь идёт об этике, основанной на Космических законах, присутствующих во всех религиозных системах, и устремлённой в Будущее. Без такой этики нет и Эволюционного искусства. В эволюционном искусстве обязательно должны присутствовать высокие идеи и идеалы: красоты, смысла жизни, устремления в будущее, утверждение положительных качеств, зов к Высшему. Всё это и будет составлять Этику, неотделимую от творчества.

    Этика зримо или незримо, а также в различной мере условности, присутствует во многих системах и представлениях искусства, выражающем в основном эстетику. Так этика в определённой мере взаимосвязи и взаимодополнительности составляет часть эстетики.

    В Эволюционном искусстве, направляющем все средства эстетического воспитания на развитие духа, этика присутствует безусловно. Этика является не только частью искусства, но ведёт, направляет и утверждает необходимость самого произведения. Она определяет наряду с эстетикой и качество каждого творческого произведения.

    Назовём несколько примеров разных родов эволюционного искусства. Так, если на живописном полотне мы обнаруживаем сцену исторического сражения, то для того, чтобы причислить такую картину к эволюционной живописи, на ней должны присутствовать те или иные образы людей, выражающих положительные качества, такие как: героизм, мужество, подвиг, любовь к Родине, бесстрашие, самопожертвование и самоотверженность. Иными словами, картина должна воспевать проявление духа человека. Другой пример, трудный для определения степени присутствия этики, может быть рассмотрен на полотне, изображающем пейзаж. В оценке такого полотна на предмет соответствия этическим принципам ведущую роль занимает сердце. В Эпоху Сердца доверие должно быть отдано сердцу. И тогда оно укажет присутствует ли в картине, изображающей пейзаж, огонь творца, ведущий к утончению сознания. Утончению, а следовательно, и возвышению сознания. А это уже будет положительным качеством являющимся частью этики.

    Другой пример возьмём из литературы. В ней значительно удобнее и нагляднее рассмотреть утверждение духовных начал в произведении. Если в литературном произведении добро побеждает зло, утверждается цель и смысл жизни в духовном совершенствовании человека, герои повести, рассказа, очерка или романа являют положительные примеры в различных жизненных ситуациях, – то такое произведение, безусловно, с позиции этики отвечает требованиям Эволюционного искусства. Остальная часть его оценки будет происходить уже с эстетической и художественной точки зрения.

    Следующий пример возьмём из музыки. Понятно, что «Богатырская симфония» А. П. Бородина имеет в себе утверждение целого ряда положительных качеств: героизма, любви к Родине, мужества. Но как быть с произведениями, в которых заложены идеи лирического характера? И здесь, как в случае с оценкой пригодности по этическим принципам пейзажа, определителем может быть только сердце. Если то или иное музыкальное произведение пробуждает чувство самоотверженной любви, возвышающей дух, но не той земной любви, которая призывает к присвоению и наполнена страстью и ревностью, то такое музыкальное произведение достойно по принципу этики быть причисленным к разряду эволюционного искусства. Так искусство Нового Мира будет определяться тремя ключевыми словами: этика, эстетика, эволюция.

    3.1. Утверждение Бога и Высшего Мира

    Искусство подлинное всегда эволюционно. Оно всецело направлено на раскрытие и развитие духа человеческого. И если в таком искусстве всё творчество проистекает от духа и во имя духа, то дух и определяет цель и назначение творчества. Дух порождён от Вечности или Беспредельности, Того Единого, невыразимого словами, Несказуемого, что принято именовать Богом. Именно потому дух, будучи единосущным с Богом и пытается выразить себя в Нём и во Имя Его. Так, выражая духовное, человек устремлён и к выражению Божественного.

    Но к Божественному можно и следует подходить через Высший Мир, в котором и происходит утверждение лучших достижений творчества в Вечности. При таком подходе возникает вопрос: а не следует ли понимать, что сто;ит в искусстве, например, в литературе, заговорить или написать о Боге, как таковое творение следует уже причислить к бессмертным? Божественное не может исходить без участия духа, выражаемого через сердце, а потому рассудок не способен будет обмануть, если возжелает за счёт лишь одной формы создать имитацию того или иного произведения. Но и дух, чтобы выразить своё проникновение должен овладеть материей более грубой и несовершенной. В данном случае речь идёт как об оболочках, или низших телах, через которые проистекает творчество на Земле, о самом рассудке как выразителе мысли земной, так и о тех видах материалов, из которых создаётся творение.

    Эволюционное искусство – это единение духа и материи под руководством духа, который и сам представляет материю, но утверждённую в Вечности и самую утончённую. Так творческий дух, проникая в материю, упорядочивает её, извлекает необходимые элементы для преломления своих энергий в индивидуальные накопления, и утверждает их в себе самом. Утверждая элементы Вечности, Божественного, Эволюционное искусство само устремлено в самые Высокие Сферы и устремляет за собою человечество, внося существенный вклад в его эволюцию.

    3.2. Утверждение высокого предназначения человека

    Идея высокого предназначения человека исходит из двух составляющих: знания того, что человек есть дух, и потому он и бессмертен, ибо дух един с Богом, и, исходя из этого, подчинение всей жизни совершенствованию духа. Так дух утверждается в высоком своём превышнем назначении. Задача искусства, а точнее Эволюционного искусства, заключается именно в убедительной демонстрации человека как духа, воплотившегося в теле своём для собирания «жемчуга».

    Этическая идея высокого предназначения человека, например, в изобразительном искусстве – архитектуре, скульптуре и живописи, может быть отображена через светоносный и вдохновенный облик человека, изображение его подвигов во имя всего Высшего и человечества, утверждение красоты ради приближения к Миру Высшему, из которого и исходят образцы, или идеалы, Красоты, утверждение вечной жизни, наполнение творений привнесением радости счастья и мудрости, заповеданных от Бессмертных через утверждение бессмертия бессмертным.

     3.3. Утверждение единства жизни
http://culture-into-life.ru/utverjdenie_edinstva_jizni/

     Для проявления жизни первоначально зарождается Образ или множество Образов. Эти Образы приуготавливаются Высшими Силами для подражания Им в особых формах в зависимости от уровня сознания лучших представителей человечества, их утончённости и расширения сознания. Такие Образы получили название Образцы. Те творцы, художники жизни, кто в высшем приближении к Образцам проявляет их в своём творчестве для восприятия теми, кто устремлён к поиску красоты, имеет в этом потребность, а так же теми, кто, хоть и в меньшей степени, но желает приобрести соучастие своё с красотой, становятся истинными сотрудниками Высших Сил. Именно они своим творчеством утверждают Образцы жизни, необходимые для эволюции всего человечества. Сами же Образцы призывают к чистоте мыслей и всех помыслов, к постоянству духовного совершенствования, чтобы хотя бы в какой-то степени соответствовать Образцу. И действительно: как можно приобрести это соответствие, если не будут проявлены любовь, вера, надежда, самоотверженность и другие высокие качества? Так приближение к Образцам и утверждение их будет путём нравственного совершенствования, которое являет собою этику в искусстве. Памятуя о том, что Образцы рождены от Образов, а Образы – от Единого и Целого, являющего саму жизнь, то можно безошибочно указать на взаимосвязь Образцов с эволюционным искусством, этикой и единством жизни. Так в мировую практику вошло признание общественного выражения о едином языке искусства, понимаемом всеми народами мира. Неслучайным является понятие и мирового искусства как такового, которое перерастает границы национального. Такие Образцы можно найти и в музыке, и в живописи, и в литературе, и в архитектуре. Все вместе они составляют перечень великих творений именуемых классическим искусством, утверждающим единство жизни в соответствии с Образцом, явленным Едиными Силами Света.

    3.4. Утверждение Красоты и Прекрасного

    Трудно представить искусство без красоты и красоту без искусства, когда человеческое царство на планете существует в своём состоянии самосознания.

    Но в Эволюционном искусстве красота, так же как и превышняя красота – прекрасное, являются в своём творчестве его необходимой и неотъемлемой частью. Красота становится не только потребностью или видением того или иного творца, но и обязанностью, выражаемой доброй волей духа. Эволюционное искусство, основанное на духовных, нравственных законах, в каждом своём выражении именно направлено на созвучие, согласование и соразмерность с Космосом, тем самым устремляется и устремляет к гармонии и, в конечном итоге, к красоте и прекрасному. Для Творца, раскрывшего свой дух через сердце в наступающую эпоху сердца, свойственно подчинение всей своей жизни дисциплине духа. Но дисциплина духа основана на ритме, гармонии и готовности и служит всецело способности выражать красоту. Так красота в Эволюционном искусстве будет утверждена и как потребность, и как мера всей жизни. Из жизни исчезнут все уродливые образы. А дух, устремлённый в своём совершенствовании в Беспредельность, будет находиться в постоянном совершенствовании и своего творчества, высшим выражением которого является искусство.

4.  Творчество в Эволюционном искусстве

   Искусство есть высшее выражение творчества. А потому, возможно, кто-то скажет, что творчество в искусстве будет ничем иным как творчеством в творчестве. Если в живописи, архитектуре, поэзии или музыке проявляется творческий процесс ради самовыражения, утверждения своего рода или вида искусства, то, скорее всего, излишним будет словосочетание творчество в искусстве. Но если в творческом процессе любого вида искусства само творение будет направлено и подчинено высоким целям и идеалам человечества, то тем самым в такое искусство будет привнесён дополнительный творческий процесс, единый с уже существующим. Так рождается подлинное искусство, устремляющее человечество к духовному развитию. Так творчество в искусстве становится основной характеристикой Эволюционного искусства.

    4.1. Живопись
http://culture-into-life.ru/jivopis/

   Живопись – живое письмо. Живое письмо – огненное письмо. Огненное письмо – письмо, написанное рукой и увиденное взором, огнём наполненных от сердца, пылающего в творческом горении духа художника жизни. Огонь, исполняющий Танец жизни в красках и цвете на бумаге, холсте или картоне, зовёт и влечёт зрителя магнитною силою. Образы и мысли, заложенные в той или иной картине определяют, куда привлечёт магнит изображения Творца. Даже в графике, где, казалось бы, не присутствует цвет и нет его игры, может быть ярко выражен свет, заложенный мастерством художника в оттенках чёрно-белого изображения. И тогда свет, как явление огненное, будет близок по значению живописи. Именно потому и рисунок, и графика по силе огня могут быть причислены к живописи.

   Живопись – один из важнейших видов искусства, без которого оно не мыслится в своей цельности. Она на время может быть вытеснена в музеях и художественных галереях интерактивными представлениями и мультимедийными средствами, но лишь временно. Пройдут времена затемнения, и человечество вновь востребует живое письмо как живую связь с Высшим. Нет и не может быть жизни без творческого её отображения!

     4.2. Литература
http://culture-into-life.ru/literatura/

Литература – описание языком символов жизни, отображённой в сознании творца и выраженной через создание картин взаимодействия людей и окружающей их природы. Подлинная литература в различной степени стремится решать задачи духовного развития человека, а потому она философична. В такой литературе писатель становится художником и творцом, создающим образец нравственной и эстетической красоты человеческих взаимоотношений, приобретения смысла жизни в служении Общему Благу. Литература, которая не несёт в себе духовно-нравственных идеалов, не может считаться литературой. Помнить должен каждый пишущий, что «литература» переводится как «написанное», а написанное было первоначально то, что несло духовно-религиозную, а следовательно, нравственную основу. Всё написанное в древности являлось отражением того, что именовалось Письмена.

По ритму и сложению текстов литература делится на прозу и поэзию.

Перспектива развития к единению и синтезу видимо приведёт к большей ритмизации прозы и к более свободному стилю стихов, иногда именуемых белыми. Возможно возвращение и к единому строю, подобно былинам, сказаниям и другим эпическим произведениям.

Литература также подразделяется по видам и жанрам. Для духовного совершенствования очень важно знать следующие виды литературы:

      1) Художественная литература есть литература, которая написана художественно или, иными словами, утончённо. Обязательным условием принадлежности к ней будет возвышение и утончение духа и, соответственно, души и тела. Художественная литература всегда направлена на выявление, демонстрацию и поиск всего того, что определяется чувством красоты и прекрасного, а также воспитанием вкуса к прекрасному, и устанавливает нравственный идеал жизни.

      2) Духовная литература – литература, ведущая и направляющая человека к развитию духа и утверждающая его бессмертие.

      3) Эзотерическая литература – неправильное и искажённое наименование, по замыслу использующих его раскрывающая особые, тайные знания. Эзотерическая литература не может быть таковой по причине того, что термин «эзотерическая» или «эзотерическое» принадлежит к Знаниям, передаваемым из уст в уста. Но напечатанные и опубликованные знания в книгах не могут уже быть таковыми. Эзотерической могла бы называться литература по признаку принадлежности к Эзотерическому Источнику. Но в таком случае она именовалась бы Учением, а не литературой. Но наименование «эзотерическая» чисто условно, и самим Учением отвергается, как не соответствующее действительности.

      4) Оккультная литература по сути та же, что и духовная. Она указывала на раскрытие всего того, что лежит за пределами общепринятых пяти чувств среднеразвитого духовно человека. Но в связи с тем, что термин «оккультная» стал использоваться и для наименования литературы, способствующей развитию психизма и медиумизма, Учителя человечества отказались от использования этого термина для наименования книг духовного содержания.
 
     4.2.1. Проза
http://culture-into-life.ru/proza/

   Проза – вид литературы, в котором нет ярко выраженной ритмизации и с этой целью системного выделения текста на стихи. И на первый взгляд может показаться, что если нет очевидного ритма – нет и принадлежности к огненной стихии, а потому и к высоким сферам Бытия. Но так кажется только на первый взгляд. Высокое произведение, изложенное в прозе, будь то роман, повесть, эссе, очерк или рассказ, потому и принадлежит к истинной литературе, которую впоследствии причисляют к классической, что в ней заложены мысли и образы, устремляющие к Идеалу жизни, установленному в самых высоких сферах Бытия. Но Высший Мир наполнен именно самой чистой огненной стихией, так и проза, созданная духом, устремлённым к Идеалу и зовущему человечество последовать за образами, указывающими путь к лучшей жизни. Утончённая проза требует и восприятия утончённого, и оно возможно лишь сердцем. Высокая проза прочитываемая сердцем потому является показателем духовности того или иного народа, и даже человечества в целом. Есть потребность в высокой классической литературе – существует духовный рост, нет потребности – падение духа.

    В ближайшем, будущем, в наступающую Эпоху возрождения духовности, в Эпоху сердца, высокая проза не только будет очувствована в ритмах, звучащих в её глубине, но сама она усилит своё огненное присутствие. Проза будущего вернётся к формам, близким к сказаниям и былинам, но на новом уровне спирали развития.

     4.2.2. Поэзия
http://culture-into-life.ru/poeziia/

    Поэзия – ритмы огненных волн, в которых заложена мысль творца. Поэзия – это огненные волны мысли высокой, уловленные утончённым сознанием – художником жизни – поэтом и записанные на бумаге. В любом случае огненные волны требуется уложить в гармоническое звучание, а потому и размер – стих, определяющий стихосложение. Чем выше сфера созданных или уловленных и осознанных огненных волн, чем чище эти волны, тем выше поэзия. Именно в этом заключается и звучание, и привлекательность, зависящая от магнетизма, и красота, и глубина мысли, а потому и её действенность. Высотою поэзии определяется и её музыкальность, и утверждение её в длительности существования.

   Истинная поэзия ритмизирует пространство и человека. И особенно, когда она осознанно воспринята. Поэзия наполняет человека чувством гармонии и возвышает дух.

     4.2.3. Литературоведение
http://culture-into-life.ru/literaturovedenie/

   Литературоведение – одно из подразделений искусствоведения. Литературоведение – одно из направлений творческой деятельности человека, принадлежащее, как и искусствоведение в целом, синтезу науки и искусства.

   Цели и задачи литературоведения могут быть самыми разнообразными. Но всё же следует отметить одну цель наиважнейшую – отбор плодов литературного творчества для содействия совершенствования духа человека. И задачи есть наиважнейшие, среди которых отметим: выявление лучших образцов литературы по художественному, эстетическому принципам и установление критериев разоблачения всего того, что непригодно эволюции. По существу литературоведение сродни критике в подлинном, изначальном её применении. Но литературоведение подразумевает и философское осмысление литературы, поиск разбросанных крупиц мудрости, радостное их собирание и разработку путей для приложения их в жизни.

    4.3. Музыка
http://culture-into-life.ru/literaturovedenie/

   Музыка! При одном только упоминании этого чарующего слова поёт сердце. В нём словно сидит большой симфонический оркестр, который может исполнить и соло, и трио, и квартет. Слово музыка произошло от древнегреческого слова «муза» или «музы». Богини творческого выявления человеческого духа, что мы именуем искусством, были разнообразны, но их объединяло движение и ритм огня. Этот огонь выражался в танце, в поэзии, архитектуре, но объединяло их звучание музыкальных инструментов и человеческого голоса. Только в современной цивилизации значительная часть того, что называется музыкой, превратилось в развлечение, но в древности ей придавали особое, и порою даже сакральное значение.

   Так, в древнем Китае особенно уделяли внимание музыкальному образованию и воспитанию. Потому соблюдались строгие правила, направленные на поддержание высокого и утончённого отношения к музыке. Назначались при императорском дворе особо ответственные люди из числа самых утончённых музыкантов. Они отвечали за соответствие звучания стеклянных инструментов основной ноте Земли. Даже использование стекла было не случайным процессом. Именно стекло, как изделие, полученное через огненный процесс, в котором участвует человек, было материалом для образцовых инструментов. Так музыка, отражала степень утончения и готовности восприятия невидимых ритмов огня пространства.

    Музыка как сакральное действо, наполнявшее человека чувством красоты и гармонии, вновь должна вернуться к человечеству в виде творческого процесса, выражающего утончённое проявление духа. Без музыки огонь духа не облагородит и не утончит душу, в которую он и должен войти для нового опыта. Не будет опыта, не будет и смысла жизни. Без смысла жизни нет и собственно человека. Так музыка должна войти в жизнь каждого дня.

    4.4. Песня

Песня призвана возвышать душу. Если песня её не возвышает, то она вовсе не будет и песнею.

Песня выражает звучание души.

Кто-то возразит: «Но ведь те, кто занижают душу, всё же её тоже имеют, и если песня есть звучание души, то и их песни надо называть песнями!» Это было бы так, но они забывают одно обстоятельство: душа занижает, когда она без духа. Душа без духа – это своего рода лишь отражение души, её жалкое подобие, ибо душою называется то, что существует как проводник для духа.

    4.5. Скульптура
http://culture-into-life.ru/skulptura/

    Скульптура как вид изобразительного искусства известна с древнейших времен и завоевала своё весомое и заслуженное место в такой мере, чтобы человечество утвердило её как одну из важнейших частей человеческого творчества. Но для того, чтобы решить вопрос о будущем скульптуры, о месте её в эволюционном искусстве, следует наиболее чётко представить сущность самого процесса создания скульптуры, а также рассмотреть вопрос о воздействии скульптуры на человеческое сознание. Известно, что скульптура – искусство лепки, высечения, вырезания, отливки, вырубки того или иного образа из плотной материи, но мягкого и твёрдого материала: гипса, глины, камня (мрамора, гранита…), дерева, металла. Термин ваяние употребляют ограниченно, когда под созданием скульптуры понимают сам процесс изготовления формы. Но в изготовлении скульптуры, особенно крупных форм, сам скульптор, как правило, создаёт лишь модель, по которой резчики-мастера далее изготавливают саму скульптуру. Следовательно, для скульптуры важен образ. Именно в нём выражается искусство творца-скульптора. Искусство же мастера-резчика заключается в том, насколько он может приблизить образ самой скульпторы к образу модели, созданной скульптором. Модель, создаваемая скульптором, потому должна изготавливаться из пластичного материала, то есть того материала, который легко принимает форму мысли творца. Само творение может быть временным и вечным. Временное не устремлено к Идеалу – тому Образу, который исходит из Мира Высшего. Вечное творение – именно устремлено и порою достигает определённого впечатления во время творческого горения или экстаза. И если скульптору удаётся запечатлеть в своём сознании высокий Образ, сохранить и в значительной мере вложить в модель скульптуры, то он становится творцом-создателем шедевра – высшего выражения. Скульптору в таком случае удаётся запечатлеть огненный, подвижный Образ в процессе запечатления. По сути только такой скульптор и может называться ваятелем, ибо ваятель тот, кто ведает Огонь невидимый в твёрдых материалах и управляет им в соответствии с творчеством духа своего, или сознания высшего Я. Так, по принадлежности скульпторы истинной к творчеству духа отнесём её в будущее и утвердим ей место в Эволюционном искусстве.

    4.6. Театр
http://culture-into-life.ru/teatr/

   Театр – это жизнь. Жизнь – театр. Но должны быть и образцы: и постановки спектаклей, и игры актёров, а самое главное, и демонстрации нахождения истинной цели жизни, и пути достижения этой цели. На сцене должна быть разыграна мистерия приближения к идеалу жизни. Этот идеал должен быть ярким и зрелищным. Чем ярче образцы, тем более вероятно, что они будут запечатлены в сознании и станут Путеводной звездой, следуя за которой, человек станет совершеннее по мере движения за ней. Вдохновляет образ красоты. И театр должен не прельщать и обольщать, а привлекать именно созданием образа красоты. Красота во всём: в декорациях, костюмах, внешнем облике, манерах, речи и особенно мысли, зовущей и ведущей в Мир Прекрасного. Не может быть красоты и без героя. И вообще не может быть ничего интересного без героя, ибо только герой может открыть Врата сердца зрителя.