Сущность и личность

Иван Осокин
Сущность и личность. Георгий  Иванович Гурджиев.
   
       Настоящей психологии современного человека можно дать следующее определение: психология есть изучение лжи. Психология занята в особенности той ложью, которая говорится и думается людьми о себе самих. Эта ложь делает изучение человека очень трудным. Человек, как он есть, не представляет собой что-то подлинное, это имитация чего-то иного, и очень плохая имитация.
   Вообразите себе ученого на какой-нибудь отдаленной планете, получившего с Земли образцы искусственных цветов, который ничего не знал о действительных цветах. Ему будет необычайно сложно определить их, объяснить их форму, цвет, материал, из которого они сделаны, т. е. проволока, хлопок, цветная бумага, и хоть как-то их классифицировать.
   Психология оказывается в сходном положении, когда речь идет о человеке. Она вынуждена изучать искусственного человека, не зная ничего о настоящем.
Очевидно, что нелегко изучать существо вроде человека, которое само не в состоянии различить реальное и воображаемое в себе самом. Поэтому психология начинается с различения реального и воображаемого в человеке.
   Изучать человека как целое невозможно, так как человек подразделяется на две части. Одна из них в некоторых случаях может быть почти полностью реальной, другая в некоторых случаях может быть почти полностью воображаемой. У большинства обычных людей эти две части смешаны, и их нелегко отделить друг от друга, хотя обе они присутствуют и наделены собственным смыслом и содержанием.
В изучаемой нами системе эти две части называются сущностью и личностью.
 Нам необходимо понять и помнить, что в каждом человеке есть две совершенно отдельные части, как бы два разных человека - его сущность и его личность.
       Сущность - это "я", наша наследственность, наш тип, характер, природа, наши центры.
       Личность - случайная вещь: воспитание, образование, взгляды, т.е. все внешнее, это наполнение центров. Это как одежда, которую вы носите; ваша искусственная маска, результат вашего воспитания, влияний вашего окружения, мнений, состоящих из информации и знаний: такие мнения ежедневно меняются, одно из них аннулирует другое.
Сегодня вы убеждены в одном, верите этому и желаете этого. Завтра под воздействием другого влияния ваше убеждение и ваши желания становятся другими. Весь материал, составляющий вашу личность, можно полностью изменить при помощи искусственных способов или случайно, вместе с переменой окружающих вас условий и места. Такая перемена может произойти за очень короткое время.
"Сущность – это истинное в человеке; личность – нечто ложное. Но пропорционально росту личности сущность проявляется всё реже, всё слабее; и очень часто случается, что сущность останавливается в своём развитии в очень раннем возрасте и более не растет. Нередко бывает, что сущность взрослого человека, даже весьма интеллигентного и "образованного" в обычном смысле слова, останавливается на уровне ребёнка пяти или шести лет. Это значит, что всё, видимое нам в этом человеке, на самом деле является для него "чужим". А собственное в человеке, т. е, его сущность, обычно проявляется в инстинктах и простейших эмоциях. Однако бывают случаи, когда сущность человека растет параллельно его личности. Такие случаи являют собой редкие исключения, особенно в условиях культурной жизни. Сущность имеет больше шансов для развития у тех людей, которые живут в окружении природы, в трудных условиях непрерывной борьбы и опасностей.
"Но, как правило, личность у таких людей развита очень слабо. Они имеют много своего собственного, но мало "чужого", т.е. им не хватает воспитания и образования, не хватает культуры. Культура создаётся личностью; но в то же время личность представляет собой продукт и плод культуры. Мы не понимаем, что вся наша жизнь, всё, что мы называем цивилизацией, наукой, философией, искусством и политикой, создано личностью людей, т.е. "чужим" элементом в них. Чужой элемент отличается от "собственного" в человеке; "чужое" можно потерять, изменить, убрать при помощи искусственных средств.
Культурный человек живёт в отдалении от природы и естественных условий существования, среди искусственной жизни; он развивает свою личность за счёт сущности. Успешное начало работы над собой требует счастливого совпадения: равного развития личности и сущности. Такое совпадение гарантирует ему успех. Если сущность развита очень мало, потребуется долгий подготовительный период работы; а если сущность разрушена изнутри или в ней развиваются какие-то неисправимые недостатки, эта работа вообще будет бесплодной. Подобного рода условия встречаются довольно часто. Ненормальное развитие личности очень часто задерживает развитие сущности на столь ранней стадии, что сущность остаётся крохотной и бесформенной вещью; а какой прок от крохотной и бесформенной вещи?  Кроме того, нередко случается, что сущность человека умирает, когда его личность и тело продолжают жить. Значительный процент людей, которых мы встречаем на улицах большого города, – это люди, пустые изнутри, т.е. на самом деле они уже мертвы.
Личность питается воображением и ложью. Если уменьшается ложь, в которой живёт человек, если уменьшается роль воображения, личность очень скоро слабеет, и человек становится подвластным или судьбе, или линии работы, которая в свою очередь находится под управлением воли другого человека: эта воля будет вести его до тех пор, пока не сформируется его собственная воля, способная противостоять как случаю, так – при необходимости и судьбе.
"Очень важный момент в этой работе над собой наступает тогда, когда человек начинает делать подлинное различие между своей личностью и сущностью. Подлинное "я" человека, его индивидуальность произрастает только из его сущности. Можно сказать, что индивидуальность человека – это его сущность, выросшая и зрелая. Но чтобы дать сущности возможность расти, необходимо прежде всего ослабить постоянное давление, которое оказывает на неё личность, потому что сопротивляется росту сущности именно личность.  Когда мы говорим здесь о развитии и изменении, мы говорим о сущности.
    Необходимо начать понимать, что человек действительно не знает, как он думает, двигается или чувствует. Жизнь обычного человека, который управляется Ложной Личностью, не будет иметь никакого смысла. Ложная личность говорит: "Я сделала все", "Я подумала это", "Я почувствовала это" и т.д. И поэтому все ревнивы и ненавидят других, делают слишком поспешные выводы, ходят целые дни обиженные, проводят жизненное время в жалобах, объясняя, как на них не обратили внимания и т.д.. Замечайте, где вы бываете обиженными, и пытайтесь наблюдать, почему. Если же что-либо вырастает на почве Сущности, все становится совершенно иным. Рост на почве Сущности - реальный.
Человек ссорится, спорит только из-за ощущения нереальности, своей внутренней потерянности. То, что реально в человеке, никогда не ссорится и не спорит ни о чем. И так как ложная Личность пропитывается тем, что приобретено из жизни и поэтому совершенно не реально, не наше собственное, то люди ссорятся. Но тот, кто имеет то, что исходит из Сущности, не желает ссориться ни с кем, потому что это является реальным и поэтому это так и есть.
Может ли каждый из нас сказать, что является реальным? Чем больше вы раздуваетесь, как жаба в волшебной сказке, тем более нереальным и несчастным вы будете себя чувствовать и тем более раздраженным и мелодраматичным вы будете и т.д. Почему? Потому что все эти претензии, жалобы - искусственное, нереальное. Раздражительное лицо это обязательно то лицо, которое чувствует нереальное. Замечайте, где вы становитесь раздражительным, и тогда наблюдайте, из-за чего вы так раздражаетесь.
Так как Сущность исходит от звезд, она находится на более высоком уровне, чем Личность, которая формируется в нас жизнью на проявленной Земле. Сущность, будучи поэтому более высокой вещью, является гораздо более реальной вещью. Но все-таки она не развита, это ребенок, которого нужно обучить…

Америка, 29 марта 1929 г.

...Вам необходимо понять, что в каждом человеке есть две совершенно отдельные части, как бы два разных человека - его сущность и его личность.

Сущность - это "я", наша наследственность, наш тип, характер, природа.

Личность - случайная вещь: воспитание, образование, взгляды, т.е. все внешнее. Это как одежда, которую вы носите; ваша искусственная маска, результат вашего воспитания, влияний вашего окружения, мнений, состоящих из информации и знаний: такие мнения ежедневно меняются, одно из них аннулирует другое.

Сегодня вы убеждены в одном, верите этому и желаете этого. Завтра под воздействием другого влияния ваше убеждение и ваши желания становятся другими. Весь материал, составляющий вашу личность, можно полностью изменить при помощи искусственных способов или случайно, вместе с переменой окружающих вас условий и места. Такая перемена может произойти за очень короткое время.

Сущность не меняется. Например, у меня смуглая кожа, и я останусь таким, каким родился. Это принадлежность моего типа.

Когда мы говорим здесь о развитии и изменении, мы говорим о сущности. Личность пребывает в рабстве; она способна измениться очень быстро, буквально за полчаса. Например, посредством гипноза можно изменить ваши убеждения. Это возможно потому, что они чужды вам, не являются вашей собственностью. А то, что относится к нашей сущности, - это наша собственность.

Мы всегда создаем мнения внутри сущности. Всякое влияние механично возбуждает соответствующее мнение. Вы можете любить меня механически; и таким образом механически регистрируете это впечатление обо мне. Но это не вы. Это впечатление приходит не от сознания; оно приходит механически. Симпатия и антипатия - это вопрос соответствия типов; глубоко внутри вы любите меня, и, хотя знаете умом, что я - плохой человек, что я не заслуживаю вашего расположения, вы не в состоянии разлюбить меня. Или еще: вы можете видеть, что я хороший человек, но вы меня не любите и таким образом дело остается на прежнем месте.

Но можно и не создавать внутренних мнений. В настоящее время вы не способны сделать это, потому что ваша сущность представляет собой функцию. Сущность состоит из многих центров, но личность имеет только один центр - формирующий аппарат.

...Дело в том, чтобы восстановить утраченное, не приобретать ничего нового. Это цель развития. Для этого необходимо различать сущность и личность, разделять их. Когда вы научитесь этому, вы увидите, что и как изменить. Тем временем у вас остается лишь одна возможность - учиться. Вы слабы, зависимы, пребываете в рабстве. Трудно вот так, сразу разрушить привычки, накопившиеся за целые годы. Позднее удастся заменить некоторые привычки другими, которые также будут механическими. Человек всегда зависит от внешних влияний; но некоторые влияния мешают ему, а некоторые нет.

Начнем с того, что нам необходимо подготовить условия для работы; таких условий много. В настоящее время вы можете только наблюдать и собирать материал, который полезен для работы; вы не в состоянии различать, откуда исходят ваши проявления-от сущности или от личности. Но если вы станете тщательно смотреть, вы, возможно, впоследствии поймете это. Пока вы собираете материал, вы не можете ничего увидеть: обычно у человека бывает лишь одно внимание, направленное на то, что он делает. Его ум не видит чувств и наоборот.

Для наблюдения необходимо многое, и прежде всего искренность с самим собою. Это очень трудно; гораздо легче быть искренним с другим. Человек боится увидеть что-то плохое, боится, что, заглянув случайно глубоко в себя, он увидит собственную дрянь, свое ничтожество. Мы имеем привычку отгонять мысли о себе, потому что боимся угрызений совести. Искренность может оказаться ключом, который откроет дверь, и сквозь нее одна часть нашего существа увидит другую. Обладая искренностью, человек способен смотреть и что-то увидеть. Искренность с самим собой очень трудна, потому что сущность обросла толстой коркой. Год за годом человек надевает на себя новую одежду, новую маску. Все это необходимо постепенно удалить; мы должны освободить себя, раскрыться. До тех пор, пока человек не раскроется, он не увидит. Есть одно упражнение, очень полезное в начале работы, оно помогает нам видеть себя, собирать материал. Это упражнение заключается в том, чтобы войти в положение другого человека. Нужно принять его как задачу. Объясню, что я имею в виду. Возьмем простой факт. Я знаю, что к завтрашнему дню вам нужны сто долларов, а вы их не достали, пробовали достать, но неудачно. Вы удручены. Ваши мысли и чувства заняты этой проблемой. Вечером вы сидите здесь, на лекции: одна ваша половина продолжает думать о деньгах. Вы невнимательны, нервозны. Если бы я был груб с вами в другой раз, вы бы не рассердились так, как сегодня. Возможно, завтра, когда вы достанете деньги, вы над собой посмеетесь. И вот, увидев, что вы сердитесь. я, зная, что вы не всегда бываете таким, пытаюсь войти в ваше положение. Я спрашиваю себя, как бы я поступил на вашем месте, если бы кто-то проявил ко мне грубость. Часто задавая себе этот вопрос, я скоро пойму, что если грубость вас рассердила или оскорбила, значит, в тот момент для этого имелась какая-то причина. Я скоро пойму, что все люди похожи друг на друга, и никто из них не бывает всегда хорошим или всегда плохим. Все мы одинаковы: как меняюсь я. так меняется и другой. Если вы поймете это и хорошо запомните, если вы подумаете о своей задаче и станете выполнять ее в нужное время, вы обнаружите много нового в себе и в своем окружении, много такого, чего раньше не видели. Это первый шаг.

Второй шаг - практика в сосредоточенности. Благодаря этому упражнению, вы сможете достичь другого. Самонаблюдение очень трудно, но может дать многое, большой материал. Если вы помните, как вы проявляете себя, как желаете, как регулируете, как чувствуете, вы узнаете многое. Иногда сразу же сумеете понять, что такое мысль, что такое чувство, что такое тело.

Каждая наша часть находится под разными влияниями; и если мы освобождаемся от одного, то становимся рабами другого. Например, я могу достичь свободы в сфере ума, но не в силах изменить эманаций своего тела - тело реагирует иначе. Человек, сидящий около меня, воздействует на меня своими эманациями. Я знаю. что мне следует быть с ним вежливым, но испытываю к нему антипатию. Каждый центр имеет свои собственные эманации, и временами от них нет спасения. Очень полезно сочетать упражнения в том, чтобы ставить себя на место другого, с самонаблюдением.

Но мы все забываем и вспоминаем только "задним числом". В нужный момент наше внимание оказывается занято, например. тем, что нам не нравится этот человек, и мы с этим чувством ничего не можем поделать. Но факты забывать не следует: их надо регистрировать в памяти. Вкус переживания сохраняется лишь в течение некоторого времени. Оставленные без внимания, проявления исчезают. Нужно отмечать происходящее в памяти, иначе вы все забудете. А ведь мы хотим - не забывать. Есть много вещей, которые редко повторяются. Случайно вы что-то увидели; но если не закрепить увиденное в памяти, вы забудете его и утратите. Если вы хотите "узнать Америку", вам необходимо запечатлеть ее в памяти. Сидя в комнате, вы ничего не увидите; нужно наблюдать жизнь. В своей комнате вы не сумеете стать мастером. Человек может быть сильным в монастыре, но слабым в жизни, а мы нуждаемся в силе для жизни. Например, в монастыре человек может неделю обходиться без пищи, а в жизни он не способен обойтись без нее и трех часов. Какой в таком случае толк от его упражнений?

Идея работы по самосовершенствованию в том, что необходимо работать против механичности. Попытайтесь наблюдать свою механичность, иначе вы останетесь под Законом Случая (Кармы).

Механический человек не может стать Сознательным Человеком. Сознательность Сознательного Человека не происходит механически. Механический человек остается механическим человеком всю свою жизнь, если он не начнет работать над собой и не даст самому себе необходимые толчки, чтобы пробудиться.

Человек может быть механически хорошим или плохим человеком. Но в том и в другом случае он - механический человек, машина. Будучи таковым, он находится не под Законом своей Судьбы, а под Законом Случая.

Существуют различные порядки законов, под которыми может находиться Человек. Самый низкий - это Закон Случая. Он включает всех механических людей, хороших или плохих в обычном смысле. Исходя из этого учения, первоначально данного, Гурджиев сказал: "Человек может находиться под Законом Случая, или он может быть под Законом своей Судьбы, или он может находиться под Законом Воли". Он добавил: "Человек, то есть настоящий Человек, сознательный Человек, находится под Законом Воли".

При других обстоятельствах, когда он сказал, что Человечество в общем находится под Законом Случая, его спросили о психологии. Он ответил: "Механический человек не имеет психологии. Он является машиной. Он реагирует всегда одинаково на любые внешние влияния. Машина не имеет психологии. Как могла бы машина иметь психологию? Только о Человеке, который начинает познавать самого себя и работать над собой, можно сказать, что он начинает приобретать психологию. И если человек имеет Истинное "Я" и таким образом Истинную Волю, тогда он действительно имеет психологию".

Механические люди получают ложную Личность путём «воспитания» родителями. Приобретенная ложнаяЛичность, которая управляет ими, так как она активна, не является реально ими самими, а лишь внешней стороной их самих и зависит от того, как другие ведут себя в жизни по отношению к ним. По этой причине они должны искать бесконечные внешние изменения, возбуждения, разнообразия, а также похвалу, награды, поздравления и т.д., чтобы поддерживать эту фикцию самих себя, которую они могут принимать за самих себя и которая зависит от внешней жизни. Фиктивная Личность, например, сочетается браком с другой фиктивной Личностью, и ничего нет реального, а все представляет собой род претензии, рядящихся в столь многие одежды, маскирующихся столь многими способами.

Теперь, если вы сознательны хоть на мгновение в Сущности (Дуще), все становится, как сказал Гурджиев, богаче, более живым, более реальным. Человек, который осознал в себе ложную Личность уже не хочет жить по-старому - быть ведомым ложной Личностью. Он будет стремиться достичь воссоединения с Сущностью (Душой). Относительно говоря, все, принадлежащее Сущности, является реальным, а все, принадлежащее Личности, нереально.

Необходимо начать понимать, что человек действительно не знает, как он думает, двигается или чувствует. Жизнь обычного человека, который управляется Ложной Личностью, не будет иметь никакого смысла. Ложная личность говорит: "Я сделала все", "Я подумала это", "Я почувствовала это" и т.д. И поэтому все ревнивы и ненавидят других, делают слишком поспешные выводы, ходят целые дни обиженные, проводят жизненное время в жалобах, объясняя, как на них не обратили внимания и т.д.. Да, замечайте, где вы бываете обиженными, и пытайтесь наблюдать, почему. Если же что-либо вырастает на почве Сущности, вместо почвы Личности, все становится совершенно иным. Рост на почве Сущности - реальный.

Человек ссорится, спорит только из-за ощущения нереальности, своей внутренней потерянности. То, что реально в человеке, никогда не ссорится и не спорит ни о чем. И так как ложная Личность пропитывается тем, что приобретено из жизни и поэтому совершенно не реально, не наше собственное, то люди ссорятся. Но тот, кто имеет то, что исходит из Сущности, не желает ссориться ни с кем, потому что это является реальным и поэтому это так и есть.

Источник так называемого комплекса (чувства собственной неполноценности) есть Личность и особенно ее руководящая сила - Ложная Личность

Может ли каждый из нас сказать, что является реальным? Чем больше вы раздуваетесь, как жаба в волшебной сказке, тем более нереальным и несчастным вы будете себя чувствовать и тем более раздраженным и мелодраматичным вы будете и т.д. Почему? Потому что все эти претензии, жалобы - искусственное, нереальное. Раздражительное лицо это обязательно то лицо, которое чувствует нереальное. Вы согласны? Ну, осознайте это в самих себе через самонаблюдение. Замечайте, где вы становитесь раздражительным, и тогда наблюдайте, из-за чего вы так раздражаетесь.

Мы должны помнить, что работа (самосовершенствование) все время говорит о Сознании, как об основной теме, о том, что необходимо лучше осознать самого себя, осознать, что за человек ты на самом деле, без красивых одежд. Работа говорит об идее, что мы должны стать более сознательными по отношению к другому человеку - фактически видеть другого человека в самом себе.

Если вы убиваете, то вы и убитый являетесь одним и тем же, а если поносите кого-либо, то вы и поносимый являетесь одним и тем же.

Так как Сущность исходит от звезд, она находится на более высоком уровне, чем Личность, которая формируется в нас жизнью на проявленной Земле. Сущность, будучи поэтому более высокой вещью, является гораздо более реальной вещью. Но все-таки она не развита, ребенок, которого нужно обучить.

Так как однажды Человек целиком впал в сон, то если он не проснется, то уже не будет больше сколько-нибудь полезным и будет отнесен в сторону, уничтожен или истреблен самим собой либо войнами. Человек подходит к критической точке в нашем Луче Творчества - к толчку, который чрезвычайно труден хотя бы только потому, что человек был предназначен (задуман) так, чтобы держать связь между высшим и низшим, чтобы быть Третьей Силой между верхними и нижними частями мирозданья.. Эта идея и помогает человеку вспоминать самого себя, то есть превратиться в ЧЕЛОВЕКА.

Необходимо растворить ложную личность. Для этого используйте самонаблюдение (сталкинг).

Замечали ли вы в себе, когда вы отрицательны? Замечали ли вы в себе, где вы слишком отождествляетесь? Замечали ли вы пустые мечты? Замечали ли вы дурные разговоры? Замечали ли вы, что означает в вас ложная личность? Замечали ли вы, где вы оправдываете себя? Замечали ли вы ложь в себе? Замечали ли вы, что значит сон? Замечали ли вы, что значит делать оценки? и т.д. Начинайте с одной единственной вещи, которую вы заметили, наблюдайте за ней и пытайтесь работать против неё.

Самонаблюдение есть внутреннее внимание. Человек должен начать видеть для себя, на что он похож и что происходит в нем. Например, он должен начать видеть путем внутреннего внимания свои собственные отрицательные эмоции вместо того, чтобы видеть их только у других людей своим внешним вниманием. Он должен видеть, что значит отождествляться со своими отрицательными эмоциями и что значит не отождествляться с ними. Если он видит это, он получил в свои руки ключ к работе с практической стороны.

Если в вас возникло отрицательное состояние, смотрите на это «я» в себе, а не на человека, к которому вы относитесь отрицательно. Истинной причиной отрицательного состояния является «я», называемое ложной личностью. Спросите себя: «Что это за часть меня? Откуда она взялась?». Если вы позволяете этому «я» продолжать говорить, прислушиваетесь к нему, реагируете в соответствии с его приказами - вы будете становиться более и более отрицательным, всё более механистичным. Его единственная цель - сделать вас отрицательным и поглотить из вашей силы столько, сколько можно. Всякое отрицательное «я» имеет только одну цель - овладеть вами и питаться вами и усиливать себя за ваш счет. Истинная причина отрицательных состояний в вас - в отрицательных «я», которые живут только для того, чтобы убедить вас своими полуистинами и ложью и управлять вами, разрушить вас, уничтожить ваши жизни. Задавайте себе всё время вопрос:: «Кто сейчас управляет мной?» Это очень хорошее упражнение для практики - разобраться со своими отрицательными эмоциями и их источниками.

Гарри Бенжамин

В данной главе мы подошли к одному из самых важных разделов эзотерической психологии. Мы уже выяснили, что известная нам индивидуальность представляет собой личность, – "личину", а не истинное Я, которое остается нам неведомым на протяжении всей жизни, пока мы не узнаем о его существовании благодаря эзотерическому научению и воспитанию. Личность как таковая может быть разделена на две части: ложную личность и личность в собственном смысле слова. Согласно Системе Гурджиева, ложная личность составляет б;льшую часть того, что мы считаем своей личностью, и складывается из всех тех элементов, которые наполняют наше "я": гордости, тщеславия, самомнения, воображения и т.п.; напротив, личность в собственном смысле слова – это та часть личности, которая развивается в процессе жизни благодаря образованию, профессиональной деятельности, воспитанию и разного рода обучению. Короче говоря, личность в собственном смысле – это та часть личности, которая представляет подлинную ценность в качестве результата нашей жизни и благодаря которой мы познаем "секреты" существования. Она включает в себя все склонности, способности и достоинства, которые мы можем обрести или развить в течение жизни. Собственно личность – это нечто в самом деле ценное, хотя она и не является частью истинного Я. С другой стороны, ложная личность, то есть та часть личности, в которой мы проводим большую часть жизни, не представляет для нас истинной ценности. В процессе эзотерического воспитания эта ложная личность подлежит ослаблению. Иными словами, ложная личность – наш главный противник, который притаился внутри нас в постоянной готовности разрушить и уничтожить любое наше достижение на нелегком пути становления подлинным человеком.

А теперь о сущности. Человек от рождения обладает тем, что Система называет "сущностью", полагая ее выражением нашей истинной натуры. Личность начинает развиваться сразу после рождения благодаря воспитанию, образованию, обучению, подражанию старшим и т.д.; но это не сопровождается соответствующим ростом сущности. Несмотря на то, что человек взрослеет, сущность его остается в младенческом состоянии. Она может оставаться в этом состоянии всю жизнь, даже если человек обрел известность на каком-нибудь поприще, которому он себя посвятил. Короче говоря, рост личности и сущности не взаимосвязан; напротив, чем больше на личности развивается нарост ложной личности, тем меньше возможности для роста сущности. В результате наша естественная природа оказывается полностью подавлена ложной личностью, и это происходит с абсолютным большинством так называемых цивилизованных людей.

У людей более первобытного склада, у которых ложная личность развита слабо, может наблюдаться некоторый рост сущности; это происходит у людей, живущих близко к природе или занятых творческим трудом. Их сущность имеет некоторые возможности для роста, но также весьма ограниченные. Только в результате эзотерического воспитания мы действительно понимаем, в чем дело, и начинаем придавать меньше значения личности (особенно ложной личности), вкладывая в нее меньше сил, но посвящая их вместо этого построению и развитию своей сущности. Говоря языком Системы, сущность должна расти за счет личности, то есть мы должны стараться сделать личность пассивной, создавая тем самым возможность для все более полного проявления в нашей жизни истинного Я. В результате ложная личность постепенно слабеет. В ней нет ничего хорошего, и она должна быть искоренена; но лучшие черты истинной личности могут быть использованы для роста сущности и развиваться в качестве умений и способностей, через которые последняя может выражать себя.

Проиллюстрируем этот процесс на примере яйца, состоящего из желтка, белка и скорлупы. Если мы представим ложную личность как твердую скорлупу, а личность как белок, то увидим, что для превращения в живую птицу желток (сущность) должен не только съесть белок (личность), но и разрушить скорлупу; то же происходит и с нами, если мы хотим стать действительно живыми людьми, а не той пародией на них, каковой сейчас являемся, даже если кажемся в своих глазах и глазах других людьми значительными и преуспевающими. Мы пытаемся показать читателю необходимость такого отношения к себе, которое вытекает из взаимоотношений между личностью и сущностью. Для роста истинного Я личность должна быть приведена в подчиненное положение, а ложная личность подавлена.

Говоря о личности, важно указать, что в Системе Гурджиева возникает большое напряжение в связи со следующим моментом. Для вхождения в Систему человеку предварительно требуется достичь положения так называемого "хорошего домохозяина", то есть он должен успешно зарабатывать средства к жизни, свидетельствуя тем самым, что в состоянии справляться с проблемами повседневного существования и отвечать за выполнение взятых на себя обязательств. Человек, неспособный совладать с обычной жизнью, считается не готовым к Системе, ибо пока он не продемонстрирует определенного умения во внешних предприятиях, его нельзя отнести к тем, кто способен выработать надлежащее умение в управлении собой и своими внутренними делами. Это положение находится в резком противоречии с воззрениями многих эзотерических систем, которые нередко говорят, что чем больше человек неспособен жить обычной жизнью, тем больше у него шансов для истинного эзотерического развития (последнее предполагается полностью оторванным от обычной жизни). Система, о которой мы говорим, не разделяет этого взгляда. Она категорически утверждает идею хорошего домохозяина в качестве предварительного условия эзотерического развития; с учением о хорошем домохозяине связано и другое учение – о существовании так называемого магнитного центра, о котором будет сказано ниже.

Множество людей, потерпевших жизненное фиаско, пытаются найти спасение в некоем более идеалистическом образе жизни. Они находят обычную жизнь для себя слишком затруднительной и надеются облегчить свою участь путем приобщения к нематериальным источникам жизни. Но этот метод, несмотря на его эффективность в качестве одной из форм ухода от действительности, никогда не приносил успеха в плане истинного внутреннего развития. Уход от жизни и настоящий эзотеризм – это полярные противоположности, в чем убеждается каждый, кто пытается освоить Систему. Истинное развитие требует суровейшего реализма по отношению к себе, и в этом процессе нет места уходу от действительности.

Тот факт, что прежде, чем пытаться освоить систему Гурджиева, надо стать хорошим домохозяином, отвращает от нее многих молодых людей. Так и должно быть. Прежде, чем человек сможет работать над личностью (особенно ложной личностью), должно пройти много лет, в течение которых ее черты могли бы развиться и вызреть. У очень молодых людей для этого как правило просто не было времени, – в личностном плане они находятся на эмбриональной стадии развития. И дело не в том, что мы считаем развитие личности самоценным (хотя лучшая часть личности, несомненно, представляет определенную ценность). Сущность может расти только за счет личности; поэтому если развитой личности нет, сущности развиваться некуда. Это очень важная часть учения Гурджиева.

Другой важный момент состоит в следующем. Обращаясь к Системе, многие люди думают, что могут дополнить ею свою личность. Они думают, что могут оставаться такими, какие они есть, и, работая над собой, в дополнение к этому развиться эзотерически. Но это совершенно исключено. Суть эзотеризма в том, что мы должны изменить себя, то есть стать другими существами. Мы не можем сделать этого, храня верность своей прежней личности. Чтобы превратиться в подлинное Я, личность должна подвергнуться радикальной переработке. Это еще одна сторона Системы Гурджиева, которая заметно отличает ее от псевдоэзотерических систем. В таких системах личность продолжает надстраиваться без подавления, так что духовная гордыня добавляется к той гордыне, тщеславию и самомнению, которые уже составляют значительную часть ложной личности.

Многие последователи восточной религиозной философии слышали о конфликте между "низшим я" и "высшим Я" в борьбе за подлинное внутреннее развитие. По их мнению, эта борьба происходит внутри личности: лучшие ее качества борются против худших качеств, и в конце концов полностью их побеждают. Если мы хоть раз соприкоснемся с Системой, то поймем, что эта точка зрения совершенно неверна и служит причиной неудачи многих серьезных искателей. На самом деле нет конфликта, с которым следовало бы бороться в границах личности. Это ошибочная концепция, мы не должны бороться за духовный прогресс. Все, что в наших силах, – это пытаться делать личность как можно более пассивной, одновременно развивая и активизируя беспомощную сущность. Благодаря этому истинное Я даст почувствовать свое присутствие в нашей жизни. Истинное Я – это ключ ко всей проблеме; оно уже там, на своем уровне, даже если мы не сознаем его существования. Сознавание его существования и служит тем действием, которое в конце концов позволит истинному Я активно войти в нашу жизнь.

Мы не можем сделать себя совершенными. Истинное Я уже совершенно; это наша связь с Божественным. Оно ждет случая, чтобы войти в нашу жизнь. Благодаря нашей работе над личностью это чудо случится. Оно произойдет по своим собственным законам. На эти законы невозможно повлиять ни борьбой, ни какого-либо рода деятельностью. Все, что мы можем сделать, – объединить с ними свои усилия сделать личность пассивной, как это описано в Системе. Таким образом, ситуация радикально отличается от того, как ее обычно понимают люди, которые изучают восточную религиозную философию, не имея настоящего ключа.

Эту ошибку (в различных формах) допускает и подавляющее большинство последователей ортодоксальных религиозных вероучений. Они также верят, что должны бороться за "спасение". Но дело вовсе не в борьбе. Дело в том, чтобы в нашей жизни возобладало истинное Я. Это благая весть – узнать, что истинное Я уже здесь, совершенное и цельное, готовое взять власть как только вы создадите для этого благоприятные условия. Вызывайте мысль о нем на поверхность сознания по многу раз на день, и вы будете вознаграждены. Этому служит учение о самопамятовании, играющее такую важную роль в Системе. Нам надлежит почаще вспоминать себя в течении дня, в напряжении и конфликтах ежедневных дел, – это и есть наше истинное Я, о котором мы обычно не думаем, пребывая под гнетом личности.

В завершение этой главы о личности и сущности упомяну о еще двух важных положениях Системы Гурджиева. Это учение о центрах, а также о человеке №1, 2 и 3. Согласно Системе Гурджиева, у каждого из нас имеется умственный и эмоциональный центр. Каждый из этих центров разделен на 3 части: внешнюю, среднюю и внутреннюю. Умственный центр имеет дело с мыслью, эмоциональный – с чувством. Существует также инстинктивно-двигательный центр, связанный с вопросами поддержания тела, движения, активности и т.д.

Умственный и эмоциональный центры разделены на высшую и низшую части. У обычных людей высший умственный и эмоциональный центры почти не задействованы. Каждый из них вполне активен на своем уровне, но мы никогда не знаем, что они нам говорят или приказывают, так как наша личность не дает нам их услышать. Одна из главных целей эзотерического воспитания – сделать нас способными сообщаться со своими высшими умственным и эмоциональным центрами, чтобы дать им возможность руководить нашими мыслями и чувствами.

Учение о человеке №1, 2 и 3 состоит в том, что каждый человек полагается в своей жизни преимущественно на физическое, эмоциональное или умственное начало, то есть что мы живем главным образом одним из своих центров. Некоторые из нас относятся к инстинктивно-двигательному типу человека (человек №1), другие – к эмоциональному типу (человек №2), третьи – к умственному типу (человек №3). Таким образом, мы склонны жить односторонней жизнью, что, в частности, затрудняет взаимопонимание между людьми разных типов.

Цель Системы – создать внутренне уравновешенного человека №4, то есть человека, все центры которого развиты и работают в полной гармонии. Высший умственный и эмоциональный центры у него также полностью задействованы и координируют все виды деятельности.

Система упоминает еще об одном центре, "магнитном". Говорится, что воспринять Систему и почувствовать к ней тягу могут только люди с таким центром. Поскольку они ясно ощущают бессмысленность и пустоту обычной человеческой жизни, их влечет к чему-то иному. У среднего человека нет магнитного центра и поэтому Система для него ничего не значит, даже если ему все старательно объяснить. Он, конечно, не удовлетворен своей жизнью, но лишь постольку, поскольку недополучил от нее то, чего хотел (денег, положения, власти и т.д.). Напротив, люди с магнитным центром чувствуют, что такого рода ценности неспособны дать им истинного удовлетворения в принципе, и поэтому ищут более достойных целей, – таких, о которых говорит эзотеризм.*

* Магнитный центр – метафора ярко выраженного и устойчивого стремления к росту, как бы "притягивающего" к человеку различные развивающие ситуации и обстоятельства, а по сути позволяющего ему воспринимать их таковыми. – Прим. ред.

Учение о центрах, а также о человеке №1, 2 и 3 проливает свет на обычное человеческое поведение. Так как центры по большей части функционируют неправильно, это порождает привычную нам картину однобокой и беспорядочной жизни, характерной для подавляющего большинства людей. Чтобы стать гармонически развитым человеком №4, нужно вступить на "четвертый путь", что является другим названием Системы. Выражение "четвертый путь" используется потому, что до сих пор искателям духовного развития были доступны только три пути:

    Путь факира, который работает преимущественно над своим инстинктивно-двигательным центром.
    Путь монаха, который работает над эмоциональным центром.
    Путь йога, который работает над умственным центром.

Согласно Системе Гурджиева, человек должен работать над всеми этими центрами одновременно. Это четвертый путь.

Июль 1984 Джирард Хэйвен

Сущность, согласно П. Д. Успенскому, — это то, с чем человек рожден, это его собственность, и по сравнению с личностью она определен; и неизменяема. В этом смысле, развитие сущности предполагает закрепление в самом себе способностей, умений и отношений таким образом, чтобы позже их нельзя было бы потерять или утратить.
Некоторые способности, такие как умение ходить, в скрытой форме заложены уже при рождении и проявляются при попытке их реализовать. Тем не менее, возможности сущности не ограничиваются наиболее сильными врожденными склонностями. Совершая намеренное усилие, можно что-либо добавлять к своей сущности, а также развивать ее менее выраженные склонности. Примером первого случая может служить проверка: когда после длительного периода размышлений, изучения и усилий человек что-то для себя увидел, и больше не может этого не видеть. Тогда это становится постоянным отношением, лежащим глубже случайных проявлений личности в моменте. В качестве примера для второго случая возьмем фортепиано: каждый может учиться играть, но лишь немногие смогут давать концерты.
Человек номер четыре должен стремиться одновременно использовать все три подхода — развивать сильные, “естественные” склонности, склонности более слабые, а также совершенно новые отношения, ибо его цель не столько в том, чтобы раскрыть какую-то определенную сторону сущности, сколько в том, чтобы развить и воспитать ее в целом, совершенствуя тем самым ее умение полнее воспринимать процесс жизни в настоящем, полнее в нем участвовать.
Подобно многим другим аспектам эволюции, этот процесс, начавшись однажды, может дальше себя поддерживать. По самой своей природе усилие развивать нечто в машине (а сущность к ней относится) приносит с собой новые переживания и привлекает к ним внимание. Это создает память, а моменты памяти, находясь за пределами времени, не могут быть утрачены, и поистине становятся частью человека. Накапливаясь, их совокупная масса изменяет восприятие мира и реакции человека на окружающее, примерно так же, как и в случае накопления проверок.
Этот процесс, однако, не может происходить, когда имеется ожидание результатов или отождествление с функциями. Естественные склонности сущности поглощаются ложной личностью прежде всего посредством отождествления. При этом теряется всякое чувство масштаба. Незначительные особенности, например, несколько черт, по которым можно отличить одну машину от других, захватывают все внимание и потому воспринимаются как очень важные. С этих позиций мы начинаем рассматривать мир и соответственно судить о себе и о других. Чем бы “это” ни было, мы начинаем об этом беспокоиться, воспринимаем очень серьезно и, в результате, сталкиваемся с “обязанностью” принимать в связи с этим “решения”. Постепенно простое удовольствие жизни оказывается погребенным под нагромождениями внутреннего учитывания и негативности.
Общим фактором во всем этом выступает отождествление. Оно превращает нейтральные склонности сущности в черты и источники тщеславия или самоуничижения. Таким образом, чтобы развивать сущность, не давая пищу ложной личности, необходимо учиться не отождествляться с функциями. Разумеется, это одна из главных задач, стоящих перед человеком номер четыре, когда он начинает работу над собой, и до тех пор, пока в этой области не будет достигнут определенный успех, усилия развивать сущность служат в основном как средство для самоизучения. Со временем они могут привести к проверке и принятию истинной природы своей сущности.
Приводя нас в соприкосновение с сущностью, принятие себя открывает возможность непосредственной работы над нею, и в то же время оно освобождает от многих ненужных законов. Например, когда мы действительно понимаем, что являемся машинами, и все случается, мы освобождаемся от тяжести собственной важности и бремени принятия решений, и обретаем свободу делать то, что кажется наилучшим в моменте в соответствии с нашим пониманием и уровнем бытия. Когда мы действительно себя принимаем, мы больше не испытываем желания быть кем-то еще и согласны просто оставаться собою и с этим работать. Тогда, что бы ни пришлось делать, мы получаем возможность во всем находить удовольствие и совершенствовать почти все что угодно. В конце концов, у каждого из нас, как и у любого человека, есть все четыре центра со всеми их различными частями. У нас есть все органы и железы и, таким образом, до некоторой степени в нас представлены все человеческие типы. Следовательно, если нечто приносит радость и имеет значение для кого-либо, то и каждый из нас также имеет возможность научиться находить в этом удовольствие.
Конечно, некоторые способности приходят легко и естественно, в то время как другие являются лишь слабо выраженными возможностями. Тем не менее, когда в результате терпеливого изучения, практики и работы человек начинает узнавать одну из таких своих сторон, выраженных слабее, даже если он никогда не сумеет вполне ею овладеть, сам опыт открытия новых миров оказывается по крайней мере столь же увлекательным, эмоциональным и радостным, как и усилие совершенствовать склонность, выраженную сильнее.
Тогда, с некоторой точки зрения, совсем не так важно, что мы развиваем, важнее как мы это развиваем. Как сказал Г.И.Гурджиев, мы всегда извлекаем прибыль, и в данном случае, возможности испытывать восторг развития и радость жизни кажутся приблизительно равными, развивает ли человек уже “заложенное в его сущность” или же нечто новое. Процесс изучения и роста, особенно когда нет отождествления с результатами, никогда не может быть неинтересным или скучным, наоборот, он всегда увлекательный, эмоциональный и стимулирующий. Это процесс человеческого существования, — что же еще может доставить машине большее удовлетворение?
Но если не особенно важно, — чт; развивать, то как же тогда выбирать? Это вопрос цели, и потому, отчасти на него каждый должен ответить сам. Однако если цель человека — пробудиться и использовать для этого Содружество, то можно предложить некоторые рекомендации.
Прежде всего, необходимо развивать оценку классического искусства, поскольку именно такой путь выбрал Учитель, чтобы сообщить нам, насколько возможно, об опыте высших состояний. Каждый, привлекает его такое искусство механически или нет, способен это делать, если подходит с позитивным отношением, исследовательским интересом и чувством благодарности к Высшим Силам.
Когда человек начинает понимать то, что Учитель пытается передать через эмоциональный язык искусства, его цель становится более определенной: он может использовать свое новое понимание, чтобы видеть различие между разными видами деятельности. Для этого необходимо умение беспристрастно наблюдать себя и спрашивать, приводит ли выбранная деятельность ближе к тому, что “объясняет” о высших состояниях Учитель. Именно то, что действительно приводит ближе — как раз желательно развивать в своей сущности или, если это необходимо, к ней добавить. То, что не приводит ближе — а в сущности заложены многие способности, которые приятны и даже полезны сами по себе, но не продвигают человека эффективно к высшим состояниям, — следует оставить как бесполезное, даже если само по себе это может и не быть вредным.
Сознание, особенно в тех аспектах, в которых нам его не хватает, означает порядок, единство и гармонию, а также, что не менее важно, необходимые для этого усилия и дисциплину. Принимая этот критерий, можно найти примеры как желательных, так и вредных направлений деятельности, не только в области искусства, где такие примеры, возможно, наиболее очевидны, но также и почти в любой мыслимой сфере жизни: работа, еда, спорт, навыки, взаимоотношения с людьми, жизненные ситуации и т.д. Конкретные примеры будут различны для каждого человека, и их можно найти лишь путем изучения себя и исследования высших состояний, но если человек серьезно относится к пробуждению, то ради достижения состояний, приближающих его к сознательности, он будет, если необходимо, жертвовать удовольствиями, удобством и комфортом, которые можно получать, выбирая деятельность “естественным” образом.
В то же время, необходимо стараться постоянно перепроверять и применять принципы Системы. И тогда выработанные вами отношения становятся постоянными, и вы начинаете видеть на уровне сущности, что человек является машиной, что все случается, и что “я” не реальны. В сущность также приходит понимание, что не требуется ничего большего, чем простое присутствие, что негативность не нужно выражать, и она действительно может быть трансформирована, что самовоспоминание всегда доступно. Эти отношения не обязательно принесут способность присутствовать и не выражать негативные эмоции, но это — необходимая ступень. Более того, с этими новыми отношениями в сущность приходит новое восприятие мира, совместимое с восприятием высших центров, и потому способствующее их появлению.
Для человека номер четыре в этом и заключается конечная цель развития сущности. На каком-то очень глубоком уровне человеческая сущность испытывает потребность распознавать себя в чем-либо1 (англ. — identity). У большинства людей эта потребность выражается и удовлетворяется через отождествление, создающее иллюзорное чувство опознавания себя в машине или во внешних вещах. Чтобы освободить себя от этой иллюзии, человеку номер четыре нужно воспитывать и обучать свою сущность так, чтобы она могла выдерживать жизнь без необходимости опознавать себя в чем-либо. Если человек достаточно подготовлен (и потому способен не потерять рассудок), он открывает, что осознание собственного существования в полной мере обеспечивает необходимое для него чувство самого себя1, а также приносит сопутствующее состояние внутреннего мира и благополучия.
Вероятно, невозможно описать, — чт; означало бы такое состояние сущности, но задача Школы — вести своих учеников к этой цели. Мы отыскали Школу, и если сумеем принять ее руководство, ничто извне не помешает каждому из нас реализовать наивысшую возможность в своей сущности — возможность самоосознания. Когда мы этого достигнем, центр нашей работы переместиться от воспитания и развития сущности к воспитанию и развитию души.

Газета Содружество

Та часть в нас, которая может присутствовать и сознательно выйти за свои границы - это то, что система называет сущностью. Как сказал П. Д. Успенский: “Сон, пробуждение, сознание—все это относится не к личности, это относится к сущности. Истинное развитие - в сущности."

Сущность - это то, что мы есть от рождения: наша раса, наши физико-химические свойства, наши склонности и таланты, и то, как мы реагируем на внешний мир. Например, каждый из нас в разной степени склонен к таким вещам как физическая работа, спорт, путешествия, учеба, бизнес, искусства. Наши естественные интересы и предпочтения - это не то, чему мы можем научиться. Они просто часть того, что мы есть.

Личность, с другой стороны, это то, чем мы становимся. Это все то, чему мы учимся, все, чему нас обучили, все, что мы имитируем. Например, мы учимся вести себя в обществе, нас обучают различным работам и профессиям, мы имитируем мнения, позы и выражения лица. Все это начинает жить своей воображаемой жизнью как личность, которая постепенно вытесняет сущность. Мы становимся искусственно сложными и теряем связь с нашей простой природой.

Мы можем видеть сущность в очень маленьких детях, которые все еще невинны, чисты, и интересуются всем вокруг себя. Они никем не притворяются и не заняты одними собой. Они не живут для завтрашнего дня. Они просто существуют такие, как они есть, в настоящем моменте. Как отмечает Роберт Эрл Бертон: "Дети видят то, что вокруг них, тогда как взрослые становятся невосприимчивыми." Это потому, что внутреннее состояние детей очень близко к третьему состоянию сознания. Отличие в том, что сознание детей не включает в себя разделенное внимание, и поэтому они пребывают в состоянии очарованности, а не присутствия.

Сущность в своей чистейшей форме - это состояние простоты, не осознающее само себя. В то время как личность состоит из функций, которые включают большинство наших "я", наши отношения, предрассудки, поведение. Эти функции имеют определенное назначение, но они не могут быть сознательными по отношению к самим себе - они не могут присутствовать. Состояние сущности, однако, может начать присутствовать путем разделения внимания. Оно может тогда наблюдать функции и осознавать само себя, наблюдающее их. Как г-н Бертон часто напоминает нам: "Вы не то, что вы наблюдаете. Вы то, что наблюдает." Когда состояние сущности начинает осознавать себя, присутствие трансформируется в высшие состояния сознания.

Для того, чтобы это было успешным, некоторые функции личности должны поддержать сущность в усилии присутствовать. Например, наивысшая часть личности - это управляющий и интеллектуальные части центров, которые генерируют рабочие "я". Эти части не могут присутствовать сами по себе, но они могут поддерживать присутствие тем, что дают толчок сущности в этом направлении. Они выступают в роли вспомогательных строительных лесов, чтобы сущность постепенно научилась присутствовать сама по себе. Как говорит г-н Бертон: "Развитие личности - это правильная личность, развивающая рабочие "я" и сущность, желающую присутствовать." Он добавляет, что рабочих "я" самих по себе недостаточно, и что сущность должна подкрепить это делом и начать присутствовать.

П. Д. Успенский объяснял, что в своей правильной роли личность - это щит сущности, защищающий ее от вредных планетных влияний и экстремальных изменений климата. Это еще более истинно во внутреннем мире, где истинная работа личности - это защищать сущность от механических влияний воображения, отождествления, и негативных эмоций, которые вредят сущности и не позволяют ей присутствовать.

В той степени, в которой личность подвластна механическим "я", она называется ложной личностью, потому что она усиливает все, что в нас воображаемо и ложно. Но в той степени, в которой она противостоит механичности и поддерживает присутствие, она называется истинной личностью, ибо она питает то, что истинно - божественное присутствие нашего реального "Я". С помощью истинной личности мы можем разделять внимание, а путем разделенного внимания мы можем вернуться в состояние сущности, но на этот раз с сознательным присутствием. Как писал Хафиз: "Возлюбленный, своими собственными руками, как драгоценное дитя, растит Себя в тебе."
Мысли о сущности

Истинное "Я" человека, его индивидуальность, может расти только из его сущности.
Георгий Гурджиев

Сильная личность означает сильное влияние того, что не является вашим собственным, того, что вы приобрели - слова других людей, взгляды и теории других людей. Они могут образовать такую толстую кору вокруг сущности, что ничто не сможет проникнуть сквозь нее и достичь вас самих - того, что вы есть на самом деле.
Петр Успенский

Самовоспоминание и только самовоспоминание позволяет человеку сбросить внешнюю кожу личности и чувствовать и действовать свободно из своей сущности, то есть быть самим собой.
Родни Коллин

Присутствие - это простой, неприметный процесс. Сущность, осознающая себя - это и есть присутствие. В школах сущность развивается в присутствие. Сущность расцветает в присутствие. Никогда не воображайте, что мудрость может быть чем-то большим, чем сознательное присутствие ребенка внутри вас.
Роберт Эрл Бертон

Ученик должен вернуться к детскому состоянию, которое он утратил.
Тибетское изречение

Если не станете как дети, не войдете в Царствие Небесное.
Иисус

Откажись от сложных мыслей, чтобы увидеть скрытый ответ.
Джалаледдин Руми

Сущность Бога проста и невидима и по сути своей не нуждается ни в чем.
Филокалия

Язык истины прост.
Еврипид

Для интеллектуального ума, ребенок должен учиться расти и быть взрослым. Но на станции любви ты видишь, как старики делаются все моложе и моложе.
Джалаледдин Руми