Он родился в Берлине

Тина Скон 1
                ОН  РОДИЛСЯ  В БЕРЛИНЕ

Очаровательные мелодии, тихо плывущие в зале, вызывали восторг фанатов-джазистов. А музыканты-трубачи с упоением вслушивались в звуки золотой трубы Эдди Рознера, во фразировку его сольных тактов. И, конечно,  наслаждались его импровизационным мастерством. Рисунок исполняемой мелодии каждый раз рождался заново. Никто так не умел держаться на эстраде, никто так не умел владеть оркестром без эффектных жестов и взмахов рук. Артисты, музыканты и публика были заколдованы ослепительной завораживающей улыбкой Эдди Рознера. Улыбался всегда и оркестр –  главное условие нахождения на сцене.

Так блистательно выглядел оркестр-джаз Рознера с 1939 года, с момента появления музыканта в Советском Союзе. А до этого был длинный путь из Германии через Польшу. Уроженец Берлина, Эдди Рознер с золотой медалью окончил консерваторию по классу скрипки. Но джазовый бум в Европе заставил  музыканта отложить скрипку и всерьёз заняться трубой. За рекордно короткий срок он стал джазовой знаменитостью.

 Великий король джаза Луи Армстронг прислал Рознеру свою фотографию с надписью «Белому Луи Армстронгу». Но блестящего продолжения в Европе карьера Рознера-трубача  не имела: приход к власти нацистов вынудил его оставить Германию ради Польши (здесь Рознер женился на прекрасной певице Руте Каминской, которая долго украшала  своим дизес-пением выступления джаза). В начале Второй мировой войны семья Рознера и большинство артистов и музыкантов ансамбля покинули Польшу и прибыли в Советский Союз.

Триумфальные гастроли по стране были прерваны началом войны. Но даже в условиях военного времени,  когда не было ослепительных концертных залов и эстрад,  часто падало настроение ещё недавно столь знаменитых артистов, неполно звучал оркестр, всё искупал долгожданный  праздник – выход  Рознера. Звучал его коронный номер «Сент-Луис блюз»...

Вот из-за кулис блеснула его золотая труба, и появился Эдди. Ослепительная улыбка, лёгкий, грациозный поклон и только ему свойственный знак оркестру. На его врождённую артистичность и обаяние не смогли повлиять разного рода невзгоды и неудобства, вернее, они оставались за кулисами. Музыкант  играл на публике лучше, чем на репетиции. Он динамично появлялся на подмостках в элегантно сидящем белом костюме. И прибавлялось света на сцене, подтягивались и улыбались музыканты, искрился конферансье.

В военные годы появилось немало шлягеров, которые помнят и поныне: «Мандолина, гитара и бас», Ковбойская («Хорошо в степи скакать»), «На полянке», «Зачем смеяться, если сердцу больно?» и т.д.  Джаз выступал в освобождённых городах, в Москве, непрерывные аншлаги сопровождали выступления Эдди Рознера с оркестром по всему Закавказью. Нескончаемый список друзей-поклонников и джазистов включал много известных музыкантов – Арно Бабаджанян, Вахтанг Кикабидзе, Юрий Саульский, Тофик Кулиев, Константин Певзнер. Программу шлифовал лучший режиссёр и критик – зрительный зал.  В результате создавался проверенный на публике номер или песня. Неоднократно после длительных оваций после окончания концерта занавес снова подымался, и конферансье объявлял начало третьего отделения.

Рознер написал музыку для многих песен. Немало зрителей помнят очаровательную мелодию песни  «Мерилю», созданной в ритме танго. Когда Эдди Рознер принял участие в первом исполнении, неожиданно встав позади певца,  то  казалось, что труба поёт человеческим голосом! Песня «Варшава» в годы войны стала стала неофициальным гимном польской дивизии им. Тадеуша Костюшко. В годы войны появилась песня «Мандолина, гитара и бас», долго не сходившая с эстрады.
 
О  творчестве Рознера-импровизатора лучше всего сказано в одной из статей: «Труба  Рознера звучала как человеческий голос. Умение этим мастером вносить бесконечно разнообразные импровизациии в концы музыкальных фраз с использованием ритмических опрежений поражало не только новизной, но и виртуозностью».

 К победному  окончанию войны джаз Рознера подготовил ослепительное
и жизнерадостное, грандиозное и развлекательное шоу. Паломничество  в Москве и  в Ленинграде. Ежедневно и зрители, и артисты получали взаимную творческую радость. Но отцу всех народов, Сталину, вовсе не хотелось, чтоб народ работал и радовался: «Война кончилась, но народ надо держать в мобилизационной готовности».

 И газета «Известия» программу джаза, утверждённую  чиновниками от
искусства, заклеймила как безыдейность, низкопоклонство перед Западом (ведь оттуда прибыл джаз!), смехом ради смеха, то есть просто развлекательностью и весёлостью. А блистательный Рознер был обозван «третьесортным трубачом из кабаре». Статья в центральной прессе увеличила ажиотаж – билеты раскупались с ещё большим энтузиазмом – публика мечтала услышать свинг «Джону было восемь лет»(в исполнении  Руты Каминской) и «Серенаду Тосселли», в которой труба Рознера звучала нежнее скрипки.

А комиссии клеймят «безыдейную развлекательность», одобряют лишь
 «незападные», «неразлагательные произведения». Дальше ещё хуже: Рознеру  «советуют» отдохнуть, а оркестру продолжать гастроли под его руководством, но без его участия. Цинично? Оркестр гастролирует с идейным репертуаром, но вдали от столиц (в Закавказье, например) публика требует только джаз!

Рознер на гастролях не появился, с афиш снято его имя, а затем  расформирован джаз. Самого же Эдди осенью 1945 года арестовали во Львове – ходило много легенд, что он с семьёй пытался нелегально уехать в Польшу (в это же время во Львове формировался эшелон из бывших польских беженцев, которые вполне легально могли вернуться в Польшу; Эдди Рознеру посоветовали не уезжать). И музыканту с мировым именем, заслуженному артисту БССР, человеку с советским паспортом «влепили» пресловутую 58-ю статью за измену родине. Какой? Он родился в Германии в 1910 году. Жена получила пять лет высылки в казахские степи, четырёхлетнюю дочь в течение долгих лет будут воспитывать московские друзья семьи  Рознеров.

Музыканта вынудили подписать заявление, в котором он признал, что хотел через Польшу выехать в США. Но не уехал! Он мог бы получить лишь три года, жена – два! Но...громкое дело!.. Известное имя... И сам  Берия подписал постановление суда.

 После разоблачения Берия были в первую очередь реабилитированы дела, им подписанные. Рознер, отсидевший в магаданских лагерях  восемь лет и чуть было не погибший там от цинги, через три месяца после смерти  Сталина освобождён, реабилитирован. И, конечно, он горел желанием создать новый джаз! Эдди Рознер во время своей магаданской «гастроли» не знал, что были «арестованы» саксофоны, аккордеоны, тромбоны. Слово «джаз» было запрещено. Шла великая отечественная «холодная» война против всего прогрессивного и «не нашего»! И всё то, что отличало этот музыкальный жанр – импровизационные выступления солистов, ритмическая пульсация, тембровая активность – было изгнано с эстрады ввиду «иностранного происхождения» джазовой музыки.

Джаз был создан под именем эстрадного оркестра.(Позже Утёсов скажет, что девичья фамилиия эстрадного оркестра – джаз). Увы, даже когда о джазе в солидных трудах уже в восьмидесятых годах появились научные статьи, Рознеру было посвящено лишь несколько упоминаний. Что это? Боязнь чиновников от искусства, которые могут больно одёрнуть? Ревность собратьев по цеху (ведь в дальнейшем на эстраде становилось всё теснее от многочисленных ансамблей)?

Но в 1953 году, ещё не совсем освободившемся от страха космополитизма, оркестр был создан Э.Рознером в Москве очень быстро: имя музыканта действовало как волшебная палочка.Были даже «реабилитированы» саксофоны. В большое шоу вошли известные шлягеры джаза («Сент-Луис блюз», музыкальная картинка  «Караван»), шуточные пародийные обозрения на темы известных романсов, детских песен. В джазовой интерпретации Эдди Рознера прозвучали «Сказки Венского леса» И. Штрауса. Произведение записали на телевидении под названием «Концерт –вальс».

 Годы лагерей не прошли бесследно ни для здоровья Эдди, ни для его личной жизни, отразились и на творчестве. Он стал страдать болезнью печени, цинга чуть было не оставила его без зубов – долгое время он не включался в репетиции оркестра. Только очень близкие люди были осведомлены, что Рознер не может на своей «золотой трубе» исполнять трудные пассажи. Он начал с лёгких  партий, а к трудным перешёл позже. Эдди спас его великий дар импровизации. Сначала рождались облегчённые музыкальные фразы, отвечающие его возможностям. Но с каждым днём росла уверенность Рознера, и возрождалось былое мастерство.

 Лагерь разрушил брак с любимой Рутой. Жена с дочерью уезжают в Польшу. Никогда не обойдённый вниманием обожавших его женщин, Рознер через несколько лет вступит в новый брак с танцовщицей ансамбля Галей Ходос, которая до конца жизни останется с ним и будет счастлива.

А  «эстрадный оркестр» всё таки исполнял джазовые мелодии. Чиновники от искусства не посягали на музыкальную фантазию из кинофильма «Бродяга» - чистый джаз (шло заигрывание с Индией); также осталось в оркестре джазовое Попурри из песен Поля Робсона – первого  друга СССР.

Школу джаза в ансамбле прошли многие певцы и певицы: Владимир Макаров, Георгий Виноградов, Майя Кристаллинская, Капитолина Лазаренко, Нина Дорда  и многие другие. Джаз Рознера озвучивал  кинофильм «Карнавальная ночь». Шлягеры из фильма Людмила Гурченко записала позже с джазом Рознера.

Завистники писали в «Правду», что успех имеют певицы, исполняющие  «пошлые песенки». Но песенки («Может быть», «Воспоминание», «Парень, чей ты?» и множество других) выходили в эфир, их пела вся страна, их любят и по сей день. И потому певцы, которым были присущи мягкость, задушевность и лиризм исполнения, а также прекрасные сценические данные, в короткий срок обретали популярность и становились любимцами эстрады, получали возможность выступать с сольными концертами.

Оркестру Рознера поручается ответственное задание – подготовка  к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов (летом 1957 года). И опять поворот судьбы, грозящий... тюремным заключением – в нелепой дорожной катастрофе по вине Эдди гибнет человек, администратор оркестра и сын его близких друзей. Рознер тоже сильно пострадал, он в больнице, а оркестр (без него!) готовится к участию в фестивале. Выздоравливающий трубач с зубными протезами сумел всё же(преодолев все трудности) играть на трубе, обходя высокие ноты.Судьба помогла ему избежать трёхлетнего заключения (все  уголовные дела сроком до трёх лет по случаю фестиваля были закрыты).

Рознер всё ещё чрезвычайно популярен – даже с отремонтированными зубами на своей «золотой трубе» он варьирует трудные музыкальные пассажи. Его песни и оркестровые произведения звучат по радио, исполняются другими оркестрами – он состоялся как композитор. И уже в Союзе композиторов его собратья – Цфасман, Саульский,  Шаинский, Френкель и много других. А его–«не пущать». Без объяснений. «Толпящиеся» на эстраде ансамбли борются за престижные гастроли, престижные эстрадные подмостки. Но Эдди Рознер никогда не умел просить, унижаться. Почему-то гораздо меньше становится зарплата. И на поверхность выходят старые болезни печени. И общая усталость – частая спутница музыканта...

Уход Рознера из Росконцерта был равнозначен развалу столь тщательно и долго  создававшегося оркестра. Неудачной оказалась попытка создать джаз в Белоруссии, в котором музыкант не играл, а руководил, дирижировал, писал музыку.

И Рознер в 1972 году в возрасте 62 лет выезжает в  Западный Берлин. Он болен, устал, ему обещает помощь американский джазист Дюк Эллингтон. Эдди ещё мечтает создать большое музыкальное шоу с участием негритянских артистов. Он почти выполнил заказ на музыку к фильму. Но не выдержало сердце. И восьмого августа 1976 года его не стало. Великий трубач и музыкант похоронен на берлинском кладбище. Рядовая, ничем не примечательная могила с весьма лаконичной надписью:
«Адольф(Эдди) Рознер»
       1910-1976

О Рознере ещё напишут воспоминания, создадут фильмы, музыковеды будут анализировать и изучать его джазовое творчество, уникальный дар импровизации, музыканты-джазисты будут считать за честь исполнять созданные им произведения.
А слушатели и зрители навсегда запомнили и долго будут помнить не уставшего от перипетий судьбы человека, а блистательного музыканта, с выходом которого прибавлялось света на сцене, улыбок в зале, музыки в душе.