Грех Страницы биографии 8

Валерий Шурик
          Это очень давнишняя история. 1970-й год. После  окончания университета меня распределили на кафедру математики в ТашИИТ – Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта. Не за какие-такие великие заслуги, но, как ни странно, по зову партии. Как выразился заведующий кафедрой математики профессор Сунчелеев, ему нужен умный, а главное, инициативный, весёлый сотрудник на кафедре. А то, оказывается, там у них,  понимаете ли, скучно. Вот партийная организация меня ему и предложила. Как же, активный коммунист, подводник, заводила ну и что-то там  ещё.

          Претендентов было много – десять человек. Причём у всех дипломы явно лучше моего. Всё-таки, четыре года во флоте после второго курса дали себя знать. Но партбюро и профсоюзный городской босс сделали своё дело. Я был принят. Для меня это было полной неожиданностью. Оказывается, лозунг “Партия наш рулевой” имел свою силу даже в таких, должен сказать,  странных обстоятельствах.
          На первой же неделе начались мелкие неприятности после ознакомления с режимом работы. По расписанию я должен был работать по субботам. Это, конечно, не смертельно, но явно неудобно. Немного освоившись в институте и познакомившись с милой, как оказалось, женщиной Светланой Владимировной Акритиди – она курировала институтское расписание – зашёл к ней в один из дней и, так невзначай, промолвил удручённым  голосом:
          – Светлана Владимировна, у меня проблемы.
          – В чём дело? Я могу помочь? – в глазах светилось полное участие и готовность приложить все усилия, только бы не видеть меня таким невесёлым.
          – Понимаете в чём дело...  Я хожу по субботам в  синагогу.
          Она передёрнула головой, ничего не понимая.  Глаза округлились и застыли в удивлении.
          – Пешком, – добавил я для пущей важности и  потупил взор. Для меня было самое сложное не показать улыбки  даже глазами. 
          Наступила тягостная тишина
          – Вы же коммунист. – Она смотрела на меня, не моргая. Видимо такое с ней случилось впервые и было видно, как трудно ей даются слова. – Валерий Михайлович, я правильно вас поняла? О, Боже мой. 
          – Наш диалог конфиденциален. О нём никто не  должен знать. – В эти слова я вложил все свои риторические способности, и во мне явно просыпался театральный талант руководителя.
          Я протянул ей руку. Как-то несмело, всё ещё оцепеневшая, она, встав, нерешительно протянула свою.  Я её почтительно поцеловал.    
          – Зачем вы так. Я и так это поняла. – От смущения у неё загорелись глаза и выступил багровый румянец. 
          В этот момент открылась дверь, и зашёл зам-декана ПГС Юра Ведешкин. 
          – Что это ты так покраснела, Света? Кстати, Валерий Михайлович, она замужем. – В его глазах засветились озорные  огоньки.
          Света покраснела ещё гуще, но заулыбалась тоже.
          – Небольшой флирт не запрещен. – В её в глазах  впервые появилась  улыбка.             
          Наконец, я с большим удовольствием непритворно улыбнулся и с достоинством вышел из кабинета. 
          Больше по субботам я не работал. Как и обещало партбюро университета, у меня быстро сложились хорошие отношения со многими коллегами института. Но этой тайны так и не узнал никто. Светлана Владимировна с тех пор по каким-то только ей известным мотивам составляла для меня привилегированную сетку занятий с минимальными потерями во времени.
          Примерно лет так через десять, однажды, она меня  спрашивает:
          – Валер, ну скажи правду – ты меня разыграл с синагогой?  – Её глаза  светились в улыбке. – Ты был такой серьёзный, что я тебе поверила беспрекословно. Но ведь это не так, правда?
          – Я к тебе завтра зайду. Ты не против? – И, улыбнувшись, поспешил в аудиторию к студентам.
          Это была весна. Чудное время в Ташкенте. Как-то одновременно появились первые цветы на фруктовых деревьях, и оголились ножки студенток, вре-мя пассовера и хорошего настроения. 
          На следующий день я принёс Свете коробку конфет.
          – Во искупление вины? – Глаза её сияли. Она открыла коробку, желая меня угостить, и вдруг покрылась снова румянцем  –  в коробке лежала маца.
          – Извини меня пожалуйста. Как я могла усомниться?  –  Между нами уже были тёплые дружеские  отношения – на “ты”. Правда обошлось без брудершафта.
          – Правда!
          – Что правда?
          – Я тебя разыграл. По субботам я с университетскими друзьями играю в баскетбол. Ты же знаешь, что я атеист. – В этот момент надо было видеть происходящие изменения в её больших голубых глазах. Раньше они выпучились, округлившись, затем заблестели,  сузившись и наполнились доброй улыбкой. 
          – Прости мне мой грех. В синагогу я прихожу один раз в году купить мацу. И только. – От неожиданности она села, выронив кусочек мацы изо рта. И расхохоталась так громко, что на этот смех в дверь внезапно зашёл ректор, случайно проходивший мимо. Было видно, что весна тоже возымела на него благотворное влияние..
          – Не хотите мацы? – Она автоматически протянула  ему коробку, давясь от смеха. 
          – Вкусно. Валерий Михайлович, прозвенел звонок,  –  в благодарной улыбке, хрустя, промолвил он.
          – У меня окно.
          – Не буду мешать. Можно ещё кусочек? – Удивив сальной улыбкой, вышел, не закрыв за собой  дверь.
          Таким вот образом был прощён мой грех. 
          Но спустя много лет, уже здесь в Америке, мне  пришлось вспомнить об этом инциденте. В синагогу в Америке я тоже не ходил. По той же причине. А маца перед пассовером была в свободной продаже во всех супермаркетах в местах проживания еврейской общины. Но, как говорится, приходит время, и родители уходят в мир иной. Мой отец умер в возрасте девяносто четырёх с половиной лет от рака. Мне, как старшему сыну, надлежало каждый день минимум два месяца ходить в синагогу и читать Кадыш. У меня был Сидур (сборник молитв) на русском языке. Так как каждый день читалась в одно и то же время одна и та жа  молитва, то за  два месяца я прочёл всю книгу дважды. Это оказалось очень интересным и поучительным занятием.
          Некоторые  главы  приходилось  разбирать  как  некую математическую проблему, что было совсем непросто.
          Здесь, в синагоге, прочитав изречение Заби Элиэзер бен Яакова: “Тот, кто исполняет одну заповедь, приобретает себе одного защитника, а тот, кто совершает один грех, приобретает себе одного обвинителя. Раскаяние и добрые дела подобны защите от бедсвий, постигающих мир.” – В моих глазах восстановился весь диалог и лицо Светланы Владимировны. По-видимому я покраснел так, что мой сосед поинтересовался, всё ли со мной в порядке.
          И поверьте мне на слово, как-то автоматически  изо рта выскочила  просьба прощения за содеянный  грех ко Всевышнему. Даже стало не по себе.
          Вот такие метаморфозы встречаются в нашей  жизни, как назидание на будущие годы. Атеизм атеизмом, а совесть совестью.

10.06.2014.