Моя грузинка с азиатскими глазами

Арина Царенко
Из дальней поездки домой возвращалась за полночь. Под монотонный шум трения шин о ровное покрытие трассы (спасибо белорусам – умеют строить дороги), вдруг ни с того ни с сего, привиделись мне глаза. Карие, влажные, как будто ягоды чёрного крыжовника в рассеивающейся дымке июльского утренника.

Надо же – человека не видела почти сорок лет, а он неожиданно напомнил о себе. Интересно, а где она сейчас, жива ли, здорова? Куда только не забредёшь мыслями, несясь сквозь временное пространство. Вот и сейчас вытянул мозг из потайных своих уголков картинки из моего счастливого детства. Так и добралась до дома, в раздумьях блуждая по прошлому.

И чем только не удивит жизнь! По приезде домой, меня поджидало сообщение в соцсети, где, недавно мелькнувшая в воспоминаниях, девчонка сама нашла меня! В кучу смешались все чувства сразу: удивление невероятному факту, радость, умиление, слёзы. Общались легко, как будто и не расставались, как будто продолжали жить в том своём детстве с одним дыханием на двоих.

-Где ты, как ты, с кем ты?
-А ты, а как, а зачем?
-А помнишь? А знаешь?
-Да ты что? Неужели?

А вспомнить было что! Детство моё проходило среди ровесников разных национальностей, собранных в классе джамбульской школы №8 имени Пушкина. Казахи, узбеки, киргизы, немцы, украинцы, грузины, корейцы, евреи, русские. На всех у нас были одни и те же учителя, мы посещали одни и те же драматические и художественные кружки, занимались в одних и тех же спортивных секциях.Торжественно, под грохот барабанов и сигналы горна вступали в пионерию, участвовали в постановках по  случаю праздника Урожая и Нового года. Мы не были паиньками, боясь прослыть маменькиными сыночками-дочками, шалили, порой и дрались, даже девчонки. Мы были смешными и серьёзными.

Зимой, после уроков, вместе катались на портфелях с ледяной горки и вместе же за это были выпороты родителями. Хулиганили на уроках, вешая друг дружке на ворот или фартук со спины записки со смешными словами, справедливо получая от учителей строгие замечания в дневник или позорное стояние в шеренге провинившихся на общей линейке во дворе школы. Мы помогали друг другу в учёбе, соревнуясь в собственных познаниях. Как все дети, мы дружили и спорили, ссорились и мирились, но, было у нас незыблемое правило: мы никогда не смели, даже и порывов таких-то и не было обзывать или оскорблять друг друга по национальному признаку. Нам и в мыслях это не приходило, что моя Айна – казашка, а я – русская девочка, и поэтому кто-то должен быть главнее, весомее. Мы были просто подружками, не разлей вода.

-Айнушка, а ты помнишь, как в пятом классе на 7 ноября всем классом нарядились в грузинские наряды и участвовали в городской демонстрации? Мамы нам пошили длинные белые платья из репса и к ним чёрные атласные пояса? А у мальчишек были потрясающие чёрные черкески, в нагрудные кармашки которых они напихали якобы патроны – трубочки, скрученные из листиков ватмана?

-О! Ещё бы не помнить!-подхватила Айна - Тогда всем классам раздали по национальности. Кто-то представлял молдаван, кто-то узбеков, кому-то досталось в украинских вышиванках красоваться. Надо было и танец разучить народный. Помню, как среди красных флагов и транспарантов, под музыку, рвущуюся из репродукторов, мы шли по площади Ленина и плавно махали руками, изображая грузинский танец, а мальчишки нас сопровождали.
 
-Маленькими и смешными мы были в том времени. Помнишь, как воображали и гордились перед всеми на демонстрации своими нарядами?
-Ага, помню, особенно я была красавицей - девочка-грузинка с азиатскими раскосыми глазами!
-А я – грузинка с курносым носом и светлыми жиденькими косичками!
-И, ведь, на этот несуразный факт никто не обращал внимания: мы все были одной национальности – простые советские школьники. Сейчас всё это смешно, но это наше с тобой детство. Из памяти не вычеркнешь счастливых моментов.

-Да, права ты, подружка, у нас с тобой было счастливое детство. Мирное, без национальных распрей, без войн.
-А помнишь, как ходили в гости друг к другу? Моя мама до сих пор вспоминает тебя, так и говорит: А где сейчас та с пушистыми светленькими волосами русская улыбчивая девочка, что жила по соседству?
-Надо же, помнит! А я её манты не забываю, вкусные, сочные и, как она меня угощала ими, и как всегда приветливо улыбалась при встрече.Обязательно передавай привет маме от меня, русской девочки, теперь живущей за тысячи километров от казахского города Джамбула.

-А, знаешь, Джамбул теперь переименовали в Тараз, наша школа уже не носит имя А. С, Пушкина.
-Да, Айнуша, в курсе. Новое время, новые веяния.Да и мы с тобой совсем другие.Жизнь идёт вперёд.
-Привет маме передам! А я сейчас живу на западе от Казахстана, в Германии. Супруг, немец по национальности, вывез меня с родины. Думали поживём, приглядимся, там видно будет, но так и остались  с ним здесь. Сына родили. Поздний он  у меня ребёнок. Недавно муж умер. Вдова. Замучила ностальгия по родине, но вернуться не могу. Живу здесь ради сына, он у меня гражданин Германии, а это много бонусов ему даёт. И привилегий, как в учёбе, так и в жизни в целом. Я же, как эмигрантка, не работаю, живу на содержании у государства. Есть отдельное социальное, правда, небольшое и скромное, жильё с мебелью. Пособие платят неплохое, но надо каждый месяц строго отчитываться за каждую покупку: продукты, моющие средства, одежду, поэтому храню каждый чек. Нудно, но терпимо.

Мы долго болтали с Айной. С фото на меня смотрело всё то же круглое лицо, обрамлённое кудрями чёрных, стриженых волос. Как же в детстве меня восхищали подружкины косы! Какое это было удовольствие смотреть на ниспадающие ниже пояса, словно из чёрного атласа, смоляные, две тугие косищи. И глаза. Всё те же, Айнины глаза – раскосые, поддёрнутые влажным налётом, чёрные азиатские глаза. Только еле уловимая тоска одиночества тронула, усталость от навалившихся хлопот последних лет наполнила их.

Айна закончила школу на отлично, поступила в институт, работала учителем в школе. На её страничку в соцсети частенько заглядывают бывшие ученики. Вот и в этот раз от самых первых её выпускников, ныне взрослых людей, сыпались поздравления с днём учителя. Один из учеников к поздравительным словам под фото своей учительницы приписал фразу: "Хотя Вы, Айна Азатовна, живёте далеко заграницей, но мы вас всегда помним!"

Что может быть дороже для сердца учителя, если не эти трогательные слова?
Помню и я, тебя, моя улыбчивая и милая грузинка с азиатскими раскосыми глазами. Ведь, тех с кем был рядышком счастливым, разве забыть?

Фото выловлено на просторах инета.