Страна в белых одеждах

Борис Роланд
               
      

З К    8.10.10. – 6.11.10

20.05 часов. Аэропорт. Огней стало больше, машины солидней. Очередь. Охранники в форме, автомат, пистолет. Разные лица, тихий говор – в ожидании пропуска. Проверка. Паспортный осмотр. Медленное движение очереди.
Вопрос ко мне: «Что у вас за металл в чемодане?» Не могу вспомнить, открываю чемодан – каменно-металлическая скульптурка: подарок Оли для сестры Иры. Вопрос: «Кто вам дал? Вы смотрели?»  - «Да, просто забыл» - «А что это?» - «Грибы» - «Свободны».
Молодая черноволосая девушка монгольского типа, светлое лицо, большие губы, пытливые, темные глаза: «Куда едете?» - «В Израиль?» - «Почему? Вы там живете? Какое гражданство» - «Белорусское» - «Что там будете делать» - «Встречаться»  - «С кем?» - «С  братом»  - «Какая у вас фамилия?» Отвечаю. «Что она обозначает?» Объясняю. «Ходите в синагогу? Какие у вас связи с еврейскими организациями?» - «Разговариваю с Богом наедине» - «Какие праздники отмечаете? Знаете идиш, иврит?» Спрашиваю: «А почему такое пристальное внимание ко мне? Приятное, что такая красивая девушка уделяет мне такое внимание».  – «Я – из особого отдела» - «Это уже интересно»- «Что везете?» - «Меня уже проверяли».- «Что там у вас?» - «Скульптурка»- «Покажите».- «Проверяли и отпустили» - «Покажите». Взяла паспорт, скульптурку и убежал на проверку. Вернулась: «Вы больше ничего ни у кого не брали?» - «Нет». – «В гости» - «Первый раз» - «Да» - «Почему?»  - «Так вышло. Вот вышел на пенсию и собрался» - «Зачем?» - «Хочу проверить» - «Что проверить?» - «Написал роман» - «О чем?» - «О судьбе евреев» - протягиваю ей. Она: «Я прочитаю в интернете… Можете идти».
Зал ожидания.  Магазины, наборы вина, водки, коньяка – огромный выбор. Буфет: чай 4150 р., «Магнат»- 1150, как в городе.
В самолете. Соседка из Гомеля, работала на базе. Жила в Израиле у детей, опять возвращается к ним. Курила 35 лет. На пенсии. Стюардессы, худенькие, блестяще черноглазые. Соседка: «Какие они все некрасивые. Вот наши!»
9.10.10. Телль – Авив сверху. Море огней, петляющие улицы. Вспомнился Чикаго: ровные четкие прямоугольники.
Аэропорт. Длинные переходы, как в Нашвилле. Надписи на иврит и английском. Узнал издали: Ира и Ося. Он – почти весь седой. Машина, выезд из гаража. Ночной Иерусалим, опять почему-то напомнил Нашвил: горы, холмы, камни, между ними растительность. Мало машин – суббота. Все вокруг белое – местный камень известняк, как в Севастополе. Дом, квартира на четвертом этаже, пол из белых плит – чистота.
Звонки: Боря З - о, Марина Б - ц, Рая О - я, скайп – Алла. 
12 часов. Едем с Осей и Ириной. Встреча в парке. Сухие деревья, орошения под ними из узких коричневых шлангов, песок, камни, скамейки и столы старые, высохшие. По всей территории разбросаны пластмассовые вилки и ложки. У костра бородатый, волосатый Анатолий жарит шашлыки, инженер, мастер спорта по туризму.  Киевлянин, в 1986 году работал на БАМе. Его жена Мила: маленькая, милая, быстрая, с улыбкой готовит обильный стол. Мотя, седой волосатый и бородатый, светящиеся выпуклые глаза, крепкий, полный. Музыкант, первая скрипка Израиля, преподает в академии музыки, руководит оркестром, увлечен политикой – их команды Либермана. Гриша Трестман, его жена Милаша. Первый тост за встречу. Все мужики бородатые, возраст и опыт за плечами. Теплые отношения со всеми. Тосты и разговоры набирают темп. Темы – в основном о еврейской жизни: у каждого за плечами опыт  и память о прошлой жизни. Мотя уже 40 лет в Израиле, встречался со многими выдающимися музыкантами мира, у него скрипка Страдивариуса – 1 млн. дол.
В это время за двумя другими столами гуляют две компании арабов. Много тостов, опорожнены все бутылки. Анатолий садится в машину  - и вскоре привозит пополнение. На столе водка, коньяк, беловежская.
Разговоры о евреях: как было, как есть, чего хочется, как надо. У каждого свои отношения, методы: «А вот я бы!»
Приехала Рут, жена Моти – первый женский голос Израиля. Поет. 
У всех раскрепощенность в движениях и речи. В 8 вечера начали собираться: убрали мусор, при этом негодование о том, что и не только арабы сорят, где попало. Собрались ехать по домам, но всех Ира пригласила к себе домой. Ехали цепочкой на четырех машинах. Темный вечер, сверкающий вдали, весь в огнях, Иерусалим, кофе, разговоры – в основном о жизни в Израиле и о главной проблеме: евреи и арабы, обстрелы из их районов, строительство защитных стен.
10.Х. В городе. Белый город. Архитектура. Чем глубже в город, тем больше он похож на европейский, но при этом все белое – традиция. Песок и камни. Улочки в изгибах, асфальт и каменный стены вдоль дороги, растительность и орошение. Бесконечно магазинчики и кафе. 2 бутылочки сока – 20 шекелей.
Место рождение Христа. Район, из которого в 1967 году удрали арабы, сейчас еврейские поселения – отстраивают. Высохшие травы и пышные цветы.
11.Х. Туристическая экскурсия по Иерусалиму.  Сбор, туристический автобус Boriston. Стоянки, люди в ожидании, когда их подберут. Прислушиваюсь к языку – звучит русский, значит, сбор на этом месте. Крепкий мужик лет 45 все фотографирует. Беседуют женщины. Два седых бородатых еврея с техникой. Автобус задерживается.
Водитель Игорь, экскурсовод Ада. Читает список туристов, еврейские фамилии.
«Мы находимся в старом городе, 200 лет войны. Колено Иуды. Старый базар, построены супермаркеты. Выкупить землю очень дорого. Сейчас новый молодой мэр города, энергичный. Выехали из старого города, теперь едем по 19 веку – построен новый город…Извините, мы должны забрать туристов из гостиницы». Остановились, ждем. Голос водителя: «Извините, они еще не собрались…»
Экскурсия по Иерусалиму, обзор. Стране 60 лет, строительство домов из белого известняка. Территории арабов и израильтян. Свои арабские общины, свои законы, свой образ жизни – живут в стране. Есть и в правительстве – ратуют за овладение всей страной.
Еврею можно носить оружие, арабу – нет.
Постройки домов. В 1967 году арабы сбежали, их дома заселили евреи. Им предлагают построить дома на территории Палестины, выплатить комиссионные – не хотят: им здесь выгодно, цивилизация, которая дает им возможность хорошо жить.
Обстрелы постоянные со стороны Палестины. Строятся защитные стены, ограждаются колючей проволокой.
Терроризм. Об этом говорят все. Идут по городу, и обязательно вспоминается какой-то случай. «Вон там, упала ракета, был пожар, разгромили дом, убили…» Бежала за автобусом женщина, опаздывала на работу. Не успела – перед самым носом закрылась дверь. И через двести метров автобус взорвался. Через две недели опять спешит на автобус, успевает, заходит – и через 200 метров автобус взорвался.
Арабу приказывают убить своего хозяина еврея – убивает. Второму арабу приказывают убить своего еврея – хозяина. 20 лет вместе работали, дружили. Араб приходит к своему хозяину и просит уволить, тот уговаривает его: «Как, мы с тобой столько вместе дружим». Тот не объясняет, увольняется – и его убивают арабы.
Бомбоубежища в каждом квартале, есть в каждом доме комната с толстыми стенами – бомбоубежище.
Под арабскими крупными поселениями прорыты подземные дороги для безопасности, чтобы можно было проехать. У них свои обряды и образ жизни, и правительство согласовывает с их вожаками каждое новое нововведение.
За 60 лет существования государства 7 крупных войн, но за этот период построены на каменистой местности, которую надо осваивать, долбить и укреплять,  современные города, с особой национальной архитектурой, идущей от образа Первого храма. А сколько надо дополнительных денег для защиты сооружений и безопасности  дорог, на вооружение страны - каждый день в ожидании террора и войны. На глубине 10 метров строится самое мирное сооружение: огромный госпиталь и гаражи при нем – от обстрелов. Но идет бурное строительство городов, дорог, заграждений – и все на высшем техническом уровне.
 Зеркальные источники для обогрева воды – она на вес золота. Поливают только на ночь, чтобы меньше испарялось: каждая капля рассчитывается, куда и сколько. В туалете два слива: для больших дел и маленьких. Если увидят, что кто-то моет машину из водопровода – могут оштрафовать. Речь идет уже о привозной воде.
В истории страны переплетены в веках люди разных народов, эпох, национальностей.
Раскопки пещер на глубину до 20 метров. Колодцы для воды: вначале извлекают камни для строительства. Ходы и коридоры, места для освещения – на стенах еще сохранились следы от огня – черные глубокие впадины. Бани, сливы воды, сбор и сохранность. Пекарни, колеса для молотьбы зерна – крутит впряженный осёл.
Это страна – музей. Бережное отношение к истории не только еврейской, но и всех народов, которые жили на этой территории.
Партии в стране. Вопрос демократии, индивидуальность, вера и политический строй. Премьер и Кнессет. ТВ – свобода слова.
Деньги на строительство приходят со всего мира – этим людям ставят памятные знаки: фамилии доноров.
Десятки тысяч не работающих, молящихся евреев.
Если человека подвозят на машине – денег с него не берут. Голосуют многие на дорогах.
Перес и Рабин – их путь к власти и во власти. Соперничество и открытый спор – разговор.
Бер – Шева. Университет Бен Гуриона. Целый город, здания – факультеты. Корпус физики. Обсерватория. История космонавта Равена: жизнь, полеты, разгром атомного реактора в Иране. Космонавт – гибель экипажа. С собой в космос взял Тору, подарил мальчик – поклонник. Сын космонавта – летчик, погиб в полете. Осталась жена космонавта и трое детей. 
Здесь не несут службу,  а служат отечеству. Девчонки и мальчишки в формах в жару, береты за пагоном, при оружии по всему городу. Раскрепощенность, улыбки, расстегнутые воротнички. (Вспомнилось у нас в армии, в гарнизоне: расстегнутая пуговица  – и наряд вне очереди от начальника штаба).
Главная проблема: евреи со всего света, российские, западники, африканцы и пр., со своим менталитетом, уровнем развития, образования, культурой. 
Еврейский мир и Израиль. Связь, окружение, помощь.
Евреи и политика. Евреи и религия.
Марк Абрамович. Разбор и анализ Торы, Корана, Евангелия. Коран – переписан с Торы в свою пользу, но главный вывод: Аллах – и нет ничего выше. Заканчивается: «Убей того, кто не принимает Аллаха». Евангелие: «Люби ближнего». Тора: «Люби и врага своего. Если он у тебя в рабстве – не больше 6 лет: отпусти, снабди всем необходимым для жизни. Если не хочет он от тебя уходить, прибей ухо гвоздем – значит, не слышит, не понимает, что ты ему хочешь хорошего. Оставаться евреем – значит, соблюдать заповеди, которые дал Господь. Нести на себе весь груз совершенства человека – приближение к Богу по образу и подобию».



11. Х. Литобъединение в офисе Либермана.
Председатель поэт Борис Камянов. Толстый, опухший, с палочкой, бородатый, седой, в кипи, глаза живые, выпуклые, усталые. Говорит коротко, словно взвешивает и оценивает каждое слово. Во всем -  усталость. Сам из Москвы, был известным поэтом.
Суетливый критик, худенький, подвижный, с узким лбом и тремя изгибами морщин, из верхней растут кучерявистые скомканные полуседые волосы. Большие уши. Говорит много по каждому случаю:  «Я сказал Евтушенко: эти стихи у тебя хреновые. Он схватился за голову, и мне с обидой: «Да. Но хорошие у меня есть?» Я ему опять: «Хреновые» - он на меня обиделся на всю жизнь. Ну и что – я ведь критик».
В зале полукруглый стол на всю комнату. Каждый входящий первым делом ставит на стол бутылку водки или вина, закуску: печенье, орехи, бутерброды. Садимся. Слева от меня крупный интересный мужчина лет 60. Широкий лоб, очки. Раскладывает на столе бумаги. Еще двое сидят молча. Гриша Трестман, руководит пресс-центром у Либермана, бегает суетливо. Как всегда смотрит пронзительно и оживленно своими выпуклыми темно карими глазами, словно чего-то стесняется.
Борис: «Ну что, начнем. Кто хочет почитать?» Виктор: «Я пишу один хороший рассказ. Но еще не закончил. Но вот выписал из Хемингуэя, что такое настоящая проза – хочу и вам прочитать. Может всем нам поможет». Борис: «Хорошо. Но сначала наливай – вот у нас гость, надо выпить за встречу». Разливают, чокаются, выпили. Виктор: «Ну, слушайте. Вот 6 пунктов. Но важных – каждому полезно знать». Медленно читает и перечитывает каждый пункт. Голос: «Да, хорошо». Критик: «Ну, это мне давно известно». Женщина, полная, все время щелкает и грызет грецкие орехи: «Это интересно. Я как раз пишу рассказ. Надо подумать». Борис: «Можешь прочитать». Женщина: «Я еще пишу. Вот надо закончить. Параллельно пишу песню. Вот написала к 13-летию моего внука». Вытащила лист, напевает на какую-то знакомую мелодию, долго и нудно. Заканчивает: «Я пью за твое здоровье». Оглядывается, ища у всех одобренье. Борис: «И это ты называешь стихи?» Женщина: «Я же сказала, что это песня», – погрустнела обиженно, но с достоинством.  Гриша весело: «Хороша самая последняя строчка. Вот давайте и выпьем, как нам предлагает автор». Все чокаются, выпивают, ищут, чем закусить. Женщина выдвигает на середину стола свой целлофановый мешочек с орехами и тарелку уже заваленную шелухой. Борис: «А я вот пишу воспоминания. И там есть один эпизод, как мы перевозили моего друга, он еще только начал собираться, и каждый из нас берет на ходу, кто что может. А на сковородке лежит поджаренное мясо – как нести? Вот и хочу на этом обыграть весь этот переезд. Критик: «А ты пиши, пиши про это. И я же там был – и эта сковородка досталась мне». Показывает, как снял ее с плиты и несет, старясь не перевернуть. Борис: «Надо мне это описать, и написать хорошо». Критик: «Напишешь, у тебя это получится». Борис: «Конечно. Но надо думать. Вот тут у нас человек из Минска. Расскажи о себе». Я сказал несколько слов и предложил посмотреть журнал «Мишпоха». Борис взял, быстро полистал и тут же сказал: «Вам» - надо писать с маленькой буквы».  Я начал рассказывать о журнале, его редакторе Шульмане, о значении: восстановлении еврейской истории в СССР. Он перебил: «А вот тут надо запятая в другом месте». Критик: «Да». Виктор: «Важно, когда есть корректор». Критик: «Ты знаешь, потому что сам хороший корректор». Виктор стеснительно: «Да что там…Вот сейчас я пишу хороший рассказ». Критик: «Да, у тебя есть хорошие рассказы». Виктор: «Спасибо. И ты это признал». Критик: «Ну ладно, мне надо идти. Мне надо еще дома поработать. Есть над чем». Борис: «Ну, тогда все мы будем двигаться потихонечку». Гриша бегает, прибирает, закрывает двери. Спускаемся на лифте.
22 часа. Вечерний город. И в сумраке белеют стены домов. Много машин. Все, и дома и дорожки, из белого камня. Деревья и кусты – чувствуется, как им не хватает влаги. Редкие пешеходы всех мастей. Извилистые улочки, на перекрестках площадки из камней – развилка дорог.
20.Х. Поездка не Средиземное море. Ашкелон. Вез Авик (Авраам). Сам из Чернигова, живет здесь более тридцати лет, работает на военном заводе рабочим. Бывший спортсмен, мастер спорта по гимнастике. А теперь пузатый, с рыхлым телом. Глаза круглые, теплые, лицо спокойное, улыбающееся. Охотно рассказывает о себе. Приехал сюда, сразу попал в армию, потом остался еще на один срок, был прапорщиком. Охрана объектов, слежка в арабских поселках. Эпизод: остался один в поселке, группа ушла на поиски. Со всех сторон начали подступать арабы. При нем автомат и гранаты. Со стороны спины все время приближается группа арабов. Повернешься – отхлынут. Так было несколько часов. Смотрели на него зло, но так и не решились тронуть. Потом подошла его группа – и они разбежались.
       Дороги хорошие, ухоженные. Мелькают дома – все белое на фоне желтых и зеленеющих полей. Леса томные от жары. И вот непривычно: нет под деревьями  трав, сухая выжженная земля, песок и камень. В дали словно горит местность.
       Привычный приморский пляж, белый песок. Много людей со своими подстилками, пластиковые стулья, зонтики – большинство цветные. В море, в метрах ста, волнорезы: огромные валуны и на них птицы. Вдали видно несколько пароходов. Чайки сидят на воде. Арабские женщины купаются в длинных нарядах, черных и белых. Все дома на побережье в одном стиле – Израильская архитектура: углы, квадраты, прямоугольники, во впадинах между ними балконы и террасы. Оазисы высаженных деревьев вдоль дорог и под ними шланги – капельное орошение, руководит компьютер. Цветовые различия домов: новые - белые, постарели – серые. Между ними высажены блеклые деревья,  просматривается каждая ветка, нет между ними сближения, сцепления, и нет под ними травы,  она стрижена, усыхающая от жары, молящаяся о дожде, который здесь не только редкость, но и дефицит. Уже стало привычно видеть в руках пешеходов бутылку с водой.
       Может, от того местное население таких мест бывает агрессивно, что от жары иссыхает душа и высыхают мозги: оно обитает в первобытной природе – и невольно устанавливается образ жизни животного мира. И лишь кондиционеры, научно-технический прогресс, освежают их: чем цивилизованней устроен быт – тем ближе люди к нравственности. Евреи стараются все делать по ее законам – они, в основном здесь, носители цивилизованного мира, выстраивают его так, как им наречено в библейских заповедях, которые учат: душа человека это слияние здорового ума и благородного труда - тогда и свершаются научные открытия и совершенствуется мир.
Быть может, избранность евреев в том, что они призваны показать миру искусство не просто выживания в любых условиях, для которого человеку даны тело, ум, дыхание, движение,  но приближение к тому образу жизни, который задумал Бог.
Смысл жизни - двигаться к совершенству души по его законам и заповедям. Еврей – это пример того, что может достичь в этом движении, усовершенствуясь, человек. И не потому ли он выглядит в глазах иных народов каким-то не таким, даже заносчивым, что верен заветам Бога и ставит эту веру выше реальной жизни. Тот, в котором нет внутреннего понимания, и не прилагает сил к своему усовершенствованию, теряется и сдается - отсюда его нелюбовь к евреям, перерастающая в ненависть. И это их состояние, по-видимому, будет извечным.
Таков закон вечности движения по жизни всех существ рода человеческого – и это надо принять: совершенства, законченности не существует в мире. Человеку дана  материальность, живая жизнь во всех ее проявлениях, как и всем другим творениям живой жизни на земле: растениям, животным, птицам, всем гадам земным. Лишь человек получил  свой особый удел испытаний, по которым Бог усовершенствует свое творение, не придав ему законченную форму, а дав силы, ум, возможность самому усовершенствовать себя, чтобы жить в гармонии не только с природой, но и со всеми душами других людей, по любви. Мир должен осознать, в конце концов, что сам Бог избрал еврея, как пример, образ для подражания: движение к совершенству свойственно лишь тем, кто с верой в Бога прилагает все свои силы, чтобы творить то, что заложил он в душу – и разум осознает пути этого движения. 
И потому за малейшую провинность и уход с этого пути к совершенству – карается в первую очередь именно еврей. Антисемитизм – это Божья кара своему избраннику.
* Звонки от родственников, с которыми расстался уже  не один десяток лет. Дядя Фима, Рома, Боря, Нина. Теплые слова, разговоры, желание встреч. Их приспособление к новой жизни, отношение и любовь к своей исторической родине. И, с горестью осознаешь, пусть и жили все когда-то в одной стране, пусть и не так часто виделись, по-разному принимали друг друга – но вот очевидно и ясно одно: рассыпался твой род – и нет возврата. И семья каждого – это уже новые поколения, которые в свою очередь будут рассыпаться по всему свету. И как нельзя не поверить в то, что, случайно встреченный тобой человек в любой точке планеты -  не является ли человеком из твоего рода. Злясь на встречного человека, ругаясь ним и ссорясь, знаешь ли ты, что оскверняешь род свой. Остановись, подумай – попроси прощения. И не оттого ли происходят все наши несчастья в общении с людьми, близкими и далекими, что это наказание за то, что мы все никак не можем осознать: все мы, белые и черные, желтые и коричневые, вышли из одного гнезда, и всем нам прародители, известные всему миру, Адам и Ева. Адам бросил свое зерно в лоно единственной Евы своей, а она выносила, родила и вскормила. Они дали жизнь всему роду человеческому – все мы братья и сестры. И оттого, как каждый из нас будет осознавать изначальное в жизни – будет выстроена человеческая жизнь детей наших.
21. Х. 10. Поездка в пустыню Негев. 8.30 выехали из Бер - Шева (шоссе 40), первый современный горд в пустыне, основанный в 1900 году еще англичанами, для того чтобы управлять Негевом и бедуинами. «Колодец святого клятвенника» (Авраам – Исаак – Иаков, 70 км. Город, белые одежды домов, архитектура: балконы, кубы, квадраты, колоны, подъезды, внутри деревья. Кучки песка и камней для строительства. Дороги, столбы электропередач, потоки машин, пески, сухая трава, даль – вокруг пустыня. Параллельно строится вторая дорога. Водовозы разливают воду, укатывают по твердому грунту. Автобусные остановки. Разукрашенные в голубой цвет стены тюрьмы. Военный самолет и вертолет. На проводах красные шары – предупреждение для вертолетов. Часто встречаются фигуры верблюдов из металла, скульптуры из бетонных прямоугольников. Огромная, метров десять, маска – лицо. Дорога все время петляет, и на много километров вперед видишь, как извивается она по бело-желтой пустыне. Камни, камни, камни…   Первая впадина слева на много километров – до бескрайности…
22. Х. Мертвое море. Арабские поселения. Дома шейхов – современная архитектура, определяющая уровень жизни. Сидящие вдоль дороги женщины арабки. Стада козлов и баранов, пастух. Прогуливаются по степи верблюды. Привозная вода. Димона, городишко,  в котором живет Стронгин. Небольшой, однообразные домики, деревья, кусты, ровным строем оливковые деревья и пустыня. Каменные горы и однообразное небо. Температура +35*. Дорога проложена сквозь горы, однообразный цвет. Начинается спуск между ними, крутые повороты – до горизонта один пейзаж: сквозь горы все время пробивается даль. Спуск – 1 – 35 км. Полтора километра глубина, таблички с указанием их, означающие уровень море со знаком +. Мертвое море на глубине 450 метров ниже уровня. Обрывы за каменными глыбами, внизу пустыня, дорога. Машины, как жучки и еле заметна фигура человека. По поверхности этих глыб ходят туристы – все с фотоаппаратами. Всех наций. Часто слышится русская речь. Все, молча улыбаясь, проходят мимо. Две огромные возвышенности и между ними вдали зелено-белое Мертвое море, над ним светло-голубое небо с постоянной дымкой от жары. Последний крутой спуск винтообразный – и вот на фоне огромных возвышающихся гор, однообразных в своем цвете от светло-желтого до серо-коричневого. Привычная уже архитектура огромного, в белых одеждах, здания туристической гостиницы на берегу Мертвого моря. На нем, уходящая к центру словно изморозь. В воде не далее 20-30 метров стоящие люди, словно застыли. С головой не окунаются – соль. На стоянках много машин и автобусов. Разноликий говор – и всюду слышишь русскую речь. Мажут обнаженные тела грязью – становятся черными, и долго стоят на этом слепящем солнце. Из воды на всем протяжении пляжа торчат человеческие головы. Много детей. Тела и цвет кожи у людей разнообразные, и мало атлетических фигур. Иногда пройдет игриво с грациозной фигурой девушка – она словно осознает свою красоту на этом фоне безликих, опущенных тел. Из воды выходят люди и сразу же идут под душ, нажимают кнопку – с минуту льется вода и отключается. Босиком по песку – жарко. Вокруг на песке и под навесами люди с пластиковыми стульями и своими сумками, и, конечно, почти все что-то жуют. Вышка спасателей, на табло время и температура воздуха. Вода чистая, прозрачная, светло-зеленоватая, дно усыпано белым соляным покровом. Есть кусочки – камешки. Вода очень теплая, входишь и сразу чувствуешь ее прилипчатость, словно масло. Малейшая царапина на теле – сразу щиплет. Лечебные ванны. Люди с разных концов света – спасительное погружение.
Дорога на Масада. Вдоль Мертвого моря, море сужается, как река, цвет и пейзаж те же. Справа море, слева горы, камни, песок, изредка мелькнет кустик. Асфальт, по краям обрамленный камнями. И вот в просвете бескрайности пески, камни и небо.
Отель бедуинов. Много туристических автобусов, как и по всему Израилю, люди из разных стран. Территория ограждена металлической сеткой, высохшие стебли. Навесы и огромные шатры. Посредине территории под огромным круглым навесом столовая по заказу, по предварительному звонку. На столах разнообразная еда, берут сами, садятся на настилы. За ограждением с десяток верблюдов под седлами. Приближаются к изгороди, попрошайничают – и им суют в открытые пасти кто на что горазд. Банан – мгновенно проглатывают. Это бизнес бедуинов.
Опять дорога на Масада. Издали нарастает возвышенность. Почти все дороги туристические, в хорошем, ухоженном состоянии.
Израиль – это страна музей с самой древней и наиболее изучаемой историей, не только еврейской, но народов всего мира. Быть может, сама эта крепкая почва, погода, климат и помогают сохранить ее сквозь время и войны. Все христианские, мусульманские, греческие, английские миры прошли по этой земле, оставили свои следы, историю, культуру, приобщались, впитывая в себя, разрушали и пытались утвердить свое владычество. Не оттого ли все другие народы понимали инстинктивно, что эти места ближе к Богу. Завидовали, хотели пристроиться и оторвать себе. Большинство из них это делало силой, лучшие – изучали, пытались понять не только их, но и себя и вместе с тем всю историю человечества, понимали, что без этого – нет движения к лучшему, нет приобщения к тому, что задумал Бог.
Масада. Еще издали поражает величие этой крепости, огромная площадь на высоте 450 метров. Скопление туристов. Зал для сбора туристов и езда по канатной дороге над ущельем. Вечные тропы на теле крепости, извиваясь, спускаются с ее вершины в низину. Белеют  на фоне этой солнечно желтой поверхностью и, как букашки, спускаются по ней люди – спуск занимает более получаса. Кабина канатной дороги, стены из толстых стекол. Начинается подъем – и захватывает дух. Два толстых металлических каната и один потоньше в середине. Медленно ползем вверх. Под нами бездна, увеличивает расстояние до дна ущелья. Приехали. Открываются двери. Еще предстоит подъем метров на сто по металлическим лестницам, железные поручни – а под тобой полкилометра глубины. Стены из камней. Черная линия на них обозначает уровень, с которого была сделана реставрация. И вот вся верхняя площадка крепости. Разрушены и кое-где восстановлены желтые помещения, колодцы, казармы, баня, башня Ирода. Самая высокая башня – смотровая. С нее видно до горизонта на все стороны света. Мертвое море и бело-черная плоскость Иордании. Вот здесь 980 человек, женщины и дети, больше двух лет держались. Видна насыпь из белого песка, которую целый год насыпали римляне, чтобы уничтожить людей. В этой жаре люди добывали пищу и воду. И здесь по жребию принимали смерть. Спаслись две женщины и трое детей.
Завоевали – разрушили. Не служило ли примером то, как это же делали сами евреи под руководством Иисуса Навина, когда, захватив очередной город, они уничтожали в нем все: людей, дома, деревья, животных. И делали они это по наставлению Бога.
Все в истории повторяется. И если взять самый древний документ – Ветхий завет – ничего не изменилось в сознании и действии всех народов. Лишь техника позволяет все это делать быстрее и сокрушительней. А, может, антисемитизм и есть порождение этой древней истории, когда завоевателями были евреи – и в генах всех других народов сохранилась эта память и боль своя. Но евреи это совершали по велению Бога. 400 лет рабства и 40 лет скитания по пустыне ожесточили их – вот причина жестокости: становление человека происходила именно так – через унижение. А, может, этот опыт произвел сам Бог, чтобы сами люди это осознали. И для этого он сделал евреев избранным народом. И сквозь века, пройдя все испытания, он понял: вся Тора есть призыв к людям через ее 10 заповедей, которые касаются каждого человека на земле. Главное и единственное, чтобы выжить, надо любить ближнего своего.
Впадина. Махтеш. Самый большой кратер. Метеорит миллионы лет назад. Тянется на сорок километров. Перед ним камни и песок и над ним раскаленное небо в дымке. В этом месте городок Сдэ Бокер, где похоронен Бен Гурион. Городок Мамшит (шоссе 25) возник в 4 веке до н. э. Туристический центр, с подарками и картинами. Солдаты на площадке, молодые черноволосые в зеленых формах, с оружием на коленях. Попросился с ним сфотографироваться, улыбаясь, раздвинулись на скамейке, чтобы я сел с ними. Один из них с перевязанной  левой рукой заговорил по-русски, пояснил: «У меня мама русская, - и спросил: - Вы художник? Хотите нас нарисовать» - «Я писатель, хочу о вас написать». Все раскрепощенные с улыбкой, но служба накладывает на них отпечаток сдержанности. С каким уважением к ним относятся все жители страны – они защитники, которые всегда рядом, среди них, при оружии. Уже привычной стала картина: среди пешеходов обязательно мелькают их фигуры, и почти у каждого оружие и рюкзак. Мальчики и девочки – и все улыбаются им. 
Старый город. Археолог Александр, еврей из Румынии. Библия, Талмуд, философия – их учения сквозь века. Осмысление, впитывается с самого детства. Все эти учения с древности проникнуты верой, духом, преданностью.
Стена плача. Нашествие людей, гул, солнце и свет, молящиеся у Стены. 13 лет – Бар-мицва – (сын заповеди), достигший возраста исполнения заповедей. Черно-белые одеяния, бороды, пейсы, в руках молитвенник. У многих туристов фотоаппараты, снимают все подряд: каждый кадр – это миг истории. Отовсюду звучат голоса гидов, каждый из них держит в руках то ли цветной зонтик, то ли фишку, чтобы не потерялись туристы. По обеим сторонам Стены плача две мечети – золотая и черная. (Золотая – взлетел Мухаммед, черная – главный действующий для молитв мусульман). За ней на километры кладбище – более 60 т. могил: самое близкое место, где должно случиться воскресение умерших. Мост из металла и дерева для прохода людей – все происходит под пристальным взглядом арабов. Их цель: забрать себе Иерусалим, смерть евреям – иного они не видят. И это осознается в стране, которая никогда уже (и под угрозой смерти) не позволит себе отдать свою родину: все и вся – в напряжении. Французская разведка опубликовала материалы о боевой готовности Хасбалы: 24 тысячи солдат, десятки тысяч орудий с дальностью полета по всей стране, готовы хоть завтра начать войну.
Вот так… все никак не могу подступить к описанию того, что мне повезло увидеть. Самые древние раскопки, которые материально воочию показывают всю историю человечества на этой земле. Почему-то, где бы ни находился, чтобы ни рассматривал, всегда на первом месте осмыслении одной мысли: весь мир здесь живет в постоянном напряжении, ожидании самого страшного – войны до полного истребления. Проволочные заграждения и бетонные заборы по всему городу, подземные переходы под арабскими поселениями, проверки на дорогах и в крупных скоплениях людей, полиция, ношение оружия в мирное время лишь евреев – и уже привычно видишь пистолеты и ружья за спинами мужчин. Группы молодых солдат на улицах, в музеях, на остановках – все при оружии. Вроде никто не говорит об этом – атмосфера стала будничной. Но в разговорах часто мелькает: туда нельзя – и это по всей стране.
Но время уже спускаться в подземный город. К нам быстро подошел сухощавый человек в замызганном песками древности костюме, в кепке с длинным козырьком, сквозь круглые очки подвижные светящиеся глаза и открытая приветливая улыбка на сухих губах. Входим, охрана проверяет документы и одежду – и это уже стало привычным. Пахнет свежей землей, рабочие нагружают ее в мешки для вывоза – это сама вечность с ее особым специфическим цветом и запахом. Ступени выложены металлом, винтообразная лестница – и не видно низа, словно спускаешься в глубокий колодец. Все это пространство уже не первый год очищается. Слои в камнях, стенах, поворотах – и возникает огромный зал из камней со сводами, ходами, прослойками разных эпох. Каждое новое нашествие других народов после захватнических битв сносило прошлое и устанавливало свое владычество на этих уже разрушенных ими осколках. Особо постарались римляне.
Возникает вопрос: «Почему внешний мир так жестоко относится к евреям, к их государству, постоянно держит их в напряжении?» И сам напрашивается ответ: «Боятся и завидуют. Если бы установилась мирная жизнь в Израиле – он бы превратился в сказку, и ясно было бы что стоят евреи. Зависть – вот что движет другими странами к Израилю. И только вера в Бога и пример того, как одаривает Он тех, кто не изменяет ему, преданно любит его, помогает этому народу выстоять».
Пейтактыхва (просвет надежды). Больница. Ася, за 80 лет, приехала сюда из Риги в 1966 году – так захотели ее две дочери. Теперь она здесь одна, они живут в Германии и Америке. Ее рассказы о жизни в Союзе и здесь. И приговаривает: «Ах, кто бы думал, что еврей может убивать еврея…» В огромной больнице в проходе большая галерея с копиями картин лучших художников мира. Один человек создал художественную мастерскую, приглашал безработных художников, кормил их, выдавал нищенскую зарплату. Сделал на этом свой бизнес.
Чем дальше едешь на север – тем больше зелени, леса, трав. И всюду стараются соблюдать общий стиль архитектуры – под Первый храм.
Название городов и их перевод на русский.
Прогулка по древней земле на одной из окраин Иерусалима. Район Гило, ул. Таршигин, д. 511. Впадина, по ней тропа, остатки ступенек и пластов – древние огороды: укладывались ступенями и обкладывались камнями, привозилась и насыпалась земля, на ней делали посадку оливковых деревьев, огороды. Вода стекала с вершин, оседала и подолгу удерживалась на этой почве. Пещерные колодцы и пещеры для жилья. На холме арабский поселок, простенький дом, огороды, дорожки, стадо овец, красная машина – грузовик. Накрапывает мелкий дождик – и сразу все вокруг на глазах преображается: усиливается аромат земли, становятся светло-зелеными листья деревьев и кустов, спрессовались иголки сосен – их сразу ставший душистым запах. И на всей этой первородной сельской жизни вокруг на укрепленной возвышенности гор и холмов ступенчато выстроены современные дома, дороги, освещение, большой стадион. Сверху крутые тропы для виртуозов мотоциклистов.
И все, что здесь есть, каменистое жилье, еще до евреев – земля Ханаанская. Евреи, пусть и по велению Бога завоевали эту землю, уничтожали по его указу все живое на ней. Но и здесь была история этих народов, которых лишили не только своей земли, но и их уклада жизни, ее образа, который сложился веками. Прекратилось их развитие. Быстро росло новое еврейское государство, со своими новыми законами и правами по велению Бога. Чья же эта земля? Человека рожденного на ней. А не вся ли история евреев по библии, как сознательное утверждение жизни именно их на этой земле? Когда Иисус Навин завоевал этот город, в библии отмечается, что люди здесь были красивые, богатые, все делалось для нормальной жизни людей – и евреи с восхищением взирали на эту благоустроенную жизнь. Много веков до евреев жили эти народы на этой земле. Евреи, завоевав ее, прожили всего несколько столетий. Да, они работали, строили города, орошали землю – воздвигли свое крепкое крупное государство. Но почему же оно так мало просуществовало? Разлад начался изнутри – и это привело к гибели страны: ее завоевали, и евреи рассыпались по всей земле, потому что сами разрушили единство своего народа. А среди него жили, приживались, эксплуатировались люди других народов, и немало было среди них коренных жителей этих мест. И в наше время не видно конца этим распрям. Каждый день жизни – в напряжении: государство удерживается лишь потому, что создано современное смертоносное оружие – самостоятельность и власть на этой земле. А сколько противоречий в самом правительстве – порой полностью противоположные мнения. Да, это демократия, единственный путь развития цивилизованного общества. Но он верен и нужен тогда, когда и соседи живут и развиваются по такому принципу. Но они затаилась - зреет вражда. Хотя в самой стране соседи, арабы и евреи, вроде бы живут мирно. Но огромен вокруг мир арабов. А на их глазах происходит становление государства, которое занимает по уровню жизни, по культуре, передовые места среди народов мира.
Зависть…одно из первых качеств в истории развития многих народов. И чем развитей государство – тем меньше людей в нем подвержены этому дурному качеству, приводящему всегда к ссоре, ненависти – войне. И теперь, когда произошел такой резкий разрыв по уровню развития государств, все труднее искать решения по вопросам соседства и мира.
Хронологическая таблица.
До нашей эры.
1900 г. Авраам приходит на Храмовую гору.
1600 – 1300 – евреи в Египте.   
1250 – завоевание земли обетованной, Иисус Навин.
  722 – падение Израиля.
  586 – 537 – Вавилонское пленение.
  164 – восстание Маккавеев
  143 – восстание Иудейского царства
  37 – 4 – правление Ирода великого.
Наша эра.
    66 – Израиль римская провинция.
    67 – 70 – Иудейская война.
   636 – арабская оккупация
 1099 – первый крестовый поход
1516 – 1917 – под властью Османской турецкой империи.
1917 – Англия изгоняет турков.
1917 – 1947 – Британский мандат на Палестину.
1948 – объявление независимости Израиля
1967 – шестидневная война. Иудея и Самария возвращаются Израилю.

В древности Израиль торговый путь между двумя возникшими цивилизациями (Египет – Месопотамия), каждая из которых стремилась завоевать и узаконить свое владычество. *Филистимляне (перевод) – захватчики.
Поражение в этих войнах из-за разобщения евреев. Создает царство Самуил. Давид создал государство. Создал для всех общий Иерусалим и Храм (Ковчег Завета) – завершил Соломон. 700 официальных жен, за которые он получал землю и достраивал Храм. И после этого начался развал государства.

Среди мировых писателей есть много евреев. Откуда? Создание Библии, ее обязательное изучение с самого детства, переписка, дополнения к ней, исторические конкретные события и факты – в этом была сама суть еврейской жизни. И это стало органической потребностью, талантом и его развитием – самой основой жизни, ее материальность. При этом главное: евреи всегда во всем шли от Бога – он единственный создатель, строитель и продолжатель живой жизни космоса. Сама его жизнь - проявление этой сути. И эта его сущность стала их жизнью, достоянием, изучением: как бы ни сложилась их жизнь, они сравнивали свои дела с тем, как жил и творил сам Господь. Евреи научены смотреть и видеть суть жизни. Бог – создатель, творец, в нем начало, точно рассчитанное и воплощенное в жизнь. Сама природа во всем ее многообразии и богатстве, где есть место для каждого существа для продолжения и развития жизни и его полномочиях – не нуждается в доказательствах. Главное для всех: жить в мире и согласии. «Не делай тому того, что ты не хочешь, чтобы тебе делали другие».  Редкие периоды мира между людьми и народами, когда в полную силу начинает развиваться жизнь и человека и общества – этому доказательство. Но почему эта единственная истина, благодаря которой  народ, осознав ее, живет в мире и достатке, начинают разлагаться - и люди становятся эгоистами. И тогда происходит разруха, крушение. Не есть ли это доказательство того, что в роскоши наступает лень в сердцах и умах. А лень – мать всех пороков. Не материальная роскошь определяет уровень жизни, а путь Божий: богатство ума, любовь сердца, осознанность того, что они истинное достояние людей на века, высшее величие в достижениях человечества.
 Быть, видеть, понимать и осознавать. История это не ход событий, а понимание, как живет и действует каждый определенный факт в ходе этого движения к будущему.
Туристы со всего света. Больше озабочено тем, как бы больше увидеть, пощупать, зафиксировать взглядом. В этом праздность сознания, ума и сердца. Остановись перед фактом, вникни – в нем будет открытие всей истории, ее глубины, материальность: плоть и духовность.
Изворотливость ума, как изворотливые среди гор и возвышенностей дороги в стране.
Хранить свою историю. Так и Тора: дано и проносится через века. Такой народ бессмертный.

Вади Кельт, монастырь, США, Джорджон. Иудейская пустыня. Пески, камни, гроты. По дороге часто встречаются женщины – арабки, седые, в черных до пят одеяниях. Идут из своих селений в ближайший поселок за продуктами. Бараны по склонам возвышенностей, пастух. И тут же современной архитектуры строения, асфальт, проносятся машины. Роют экскаваторы – всюду ведется строительство. Места паломников. Вся страна занята восстановлением истории, неважно чьей, – истории народов с древних времен на этих землях. Дорога все время виляет по пустыне. Осенняя поросль – корм для верблюдов. У дороги лишь холмы, пустынные площадки. Мелькают бедуины. Один с верблюдом. Увидев нас, подходит, опускает верблюда  на колени, на его спине два седла,  предлагает покататься. Фотографирую, даю пять шекелей, благодарит и сдержанно, а может обиженно, улыбается. За очередными каменистыми холмами дорога круто поворачивает налево к новой асфальтированной дороге. Справа металлические стойки – ограждения. Едем, и на самом верху на каменной тумбе крест – указатель. Такие со всех сторон этой местности. С этой высоты видно огромное ущелье, на второй стороне которого, на середине его высоты, монастырь Вади Кельт. Восстановлен в 19 веке. Над ним в скалах пещеры для отшельников, у каждого своя. Живут безвыходно, на опущенном ведре им передают воду и пищу. Каждый год все ущелье до фундамента монастыря стекает и заполняет вода, сделаны специальные ходы для нее. Монастырь выходит из стены со своими пристройками, в несколько этажей. К нему ведет крутая дорога с изгибами по глубокому ущелью. Крест на поворотах. Туристы, говорят по русски, монах снимает камерой. Слева от дороги видны старинные пещеры, с завалами. Так почти везде в горных местах. Вся местность этой земли – это история всех времен и народов, их жизнь, приспособление, мир и война, борьба за существование. На всей территории, где есть люди, спокойно живут коты. Почти не видно птиц. И повсюду торгуют арабы, все,  чем можно: фрукты и овощи, поделки, картинки, шмотки. Ослы здесь стоят, как такси – может отвести вас в ущелье и поднять. Все люди, причастные к религиям, и христианской и иудейской, живут здесь за счет всевозможных приношений со всех концов света.
По всей страна на камнях и стендах – имена тех, кто спонсирует и жизнь, и историю в этой стране. Есть целые районы, парки, улицы, которые носят их имена - спонсоры со всего света. И, конечно же, в массе своей – евреи.
Улица Иерусалима рядом со Старым городом. В старом квартале новые современные сооружения. И, как и везде, архитектура выдерживается в стиле старинной синагоги, Храма. Все первые этажи магазины, кафе, ателье, мастерские – и все завалено товарами. И всюду бесконечные потоки машин: мелькают, крутятся, гудят, часто из кабин доносятся возмущенные голоса водителей: каждый считает себя на дороге правым и учит находу других. Много мотоциклистов, велосипедистов – все мастерски выворачиваются в этом столпотворении техники, сделанной в других городах мира.
2.Х. Реховот. На автобусе, дорога Иерусалим - Реховот. Водители выглядят интеллигентно, при галстуках, говорят вежливо. Тут же расчет за билет. Автостанция, оборудование, магазины, много людей. И всегда юноши и девушки в военной форме с оружием – несут свободную службу. Ночуют дома, с утра на службу в свою часть, дежурство в подразделениях по очереди. Раскрепощенность, обычность: они граждане этой своей страны, с равными правами на свободную жизнь и своими достижениями.
Сидят два парня в форме летчиков. Один, у окна, круглолицый, широкоплечий, длинноногий, читает газету. Второй, бледный, худенький, раскрыл маленький пухлый Псалтырь, и качает его в узких белых ладонях. Увлеченно, вчитываясь, бормочет, быстро двигаются его розовые губы, голова раскачивается, черные глаза наполняются блеском. Ничего вокруг не замечает. Сосредоточен. И так было почти полпути. Листает страницы и страстно шепчет. Закрыл, сунул в нагрудный карман книгу, вставил в ухо маленький черный микрофон и быстро и весело начал напевать шепотом. Лицо посветлело, преобразилось, смело улыбается. Ему что-то сказал сосед, заулыбались друг другу, и начали весело по-молодому трепаться.
Въехали в город. Автобус начал останавливаться на каждой остановке. По одному, по два выходят солдаты, и куда-то направляются, у каждого за плечами рюкзак. До автобусной станции автобус все быстрее пустеет. Водитель для каждого открывает дверь и люки багажного отделения, не выходя из кабины. Каждый сам берет свои вещи без надзора. Автостанция. Я выхожу уже один. Иду вдоль пустой платформы. Навстречу движется единственный человек. Узнаю очертания – не виделись четверть века. Те же глаза, приятная улыбка, сухонькая, мягкая в движениях. Только теперь с короткой стрижкой. Нина.


*** Музеи Израиля. 1. Библейских стран 2. Музей Израиля 3. Холокоста
 
Книги: 1.  Энциклопедический путеводитель по Израилю, Игорь Торик.
2. Бовин «Записки ненастоящего посла», 2001г.
3. Пол Джонсон «Популярная история евреев»  М. 2001г. Вече.
*** Апокалипсис «Откровения Богослова» - белые одежды?