Орловский трамвай как все начиналось

Гайдамака Светлана
116 лет... За это время трамвай так прочно вошёл в жизнь нашего города, что уже просто невозможно представить Орёл без этих мерно и мирно постукивающих колёсами вагонов, то наполненных горячим июльским солнцем, то кряхтящих от крутых январских морозов. И всегда - полных пассажиров, которые сразу и, похоже, навсегда полюбили этот надежнейший и самый демократичный городской транспорт.
    История орловского трамвая началась в конце XIX века. К тому времени во многих городах уже существовала конка — трамвай на лошадиной тяге, к строительству которой в городе активно готовились, но так и не построили. Хотя было довольно много проектов её постройки разными обществами. Учредители одного из обществ отказались от своего проекта постройки конки в самый последний момент. Жаль, конечно. Пока спорили и проектировали,  конка уже устарела, как вид общественного транспорта. В городах начали появляться электрические трамваи.
    3 ноября (15) 1898 года в Орле состоялось торжественное открытие электрического трамвая. Проект был подготовлен бельгийским предпринимателем Ф. Ф. Гильоном и фирмой «Compagnie mutuelle de tramways». Наш трамвай стал восьмым по счёту в Российской империи (старый стиль):
1.Киев – 1.06.1892;
2.Нижний Новгород – 8.05.1896;
3.Екатеринослав (Днепропетровск) – 14.06.1897;
4.Елисаветград (Кировоград) – 13.07.1897;
5.Курск – 18.04.1898;
6.Витебск – 18.06.1898;
7.Севастополь – 12.09.1898;
8.Орёл - 3.11.1898..
     На торжественной церемонии открытия около трамвайного депо по улице Новосильская (ныне улица Пушкина) присутствовали сам господин Гильон, губернатор А. Н. Трубников, городской глава Н. И. Чибисов, губернский предводитель дворянства М. А. Стахович, протоиерей Сахаров. Первые бельгийские деревянные трамваи были двухосными. Парк состоял из 17 моторных и 10 прицепных узкоколейных вагонов. Ширина трамвайной колеи — 1000мм — стандарт для того времени. Пугая собак и заставляя оборачиваться прохожих, деревянные жёлтые вагоны - в полном соответствии с проектом бельгийского предпринимателя Ф.Ф. Гильона - покатили по двум маршрутам: вокзал - кадетский корпус и улица Кромская - улица Новосильская. Общая протяжённость трамвайных линий составляла 10,8 километра.
    11 декабря 1907 года была проложена линия от депо до женского монастыря по улице 2-я Курская. Существовали проекты 1912 года — прокладка линии от Кадетского корпуса через улицу Борисоглебскую (ныне улица Салтыкова-Щедрина) кГеоргиевской церкви (ныне здание кинотеатра «Победа») на улице Болховской (ныне улица Ленина) и 1918 года — от улицы Гостиной по Воскресенской (ныне улица Гагарина) к ж.д станции Кромской, где находились Кромские бараки.
    Вагоны узкоколейные, произведены были в  Бельгии в городе Шарлеруа. По сравнению с современными они были очень маленькими. Вагоновожатые управляли вагоном стоя на открытых площадках и не были защищены от ветра, атмосферных осадков и других неприятностей. Прицепные вагоны считались летними, так как в них отсутствовали стены, а были только лавочки и навес над ними. Трамвайных колец тогда не было. Вагоны на конечных остановках заезжали в тупик, где вагоновожатый переводил в обратную сторону токоприёмник, переходил в противоположную сторону к своему рабочему месту и ехал обратно. 
    Предложу снова сесть на трамвай и перенестись в конец 19 века. Вспомним тот торжественный день открытия трамвайного движения в Орле: «Вчера, около 11 часов утра, к зданию центральной станции трамвая на Новосильской улице, стали съезжаться приглашённые на открытие почётные гости: здесь были на лицо начальник военных частей, представители всех административных учреждений Орла, гласные городской думы, лица, принимавшие участие в постройке трамвая, и представители местного общества. Гостей любезно встречала администрация общества с г-ном Гильоном во главе. Здание станции было убрано флагами, около мастерской в две шеренги были выстроены низшие служащие трамвая в форме. В начале 12-го часа, по прибытии господина начальника губернии А.Н.Трубникова, все гости были приглашены в помещение мастерской, убранной живыми растениями, где и был отслужен молебен с возглашением многолетию Государю императору и всему Царствующему дому. Перед молебном о.протоирей Сахаров сказал приличествующее случаю слов, предварительно сообщив, что преосвященный Митрофан не смог прибыть на торжество по болезни. После молебна был совершен обход мастерских и машинного отделения, помещения и служащие окроплены святой водой. Почётные гости осматривали машины, которые были пущены в полных ход, после чего подали вагон, в который вошло духовенство с святой водой, г.начальник губернии и другие приглашенные. Г-н начальник губернии перерезал ножницами протянутую перед вагоном разноцветную ленту. Со словами «С богом» - вагон тронулся. Подали второй, третий и т.д. вагоны, которые также заполнились присутствующей на торжестве публикой. Все вагоны были украшены флагами. Медленно выходили они один за другим из ворот и плавно поворачивали на Новосильскую улицу. Около станции собралась большая толпа народу, привлечённая любопытным зрелищем. Выйдя на Новосильскую вагоны прибавили ходу. Везде по пути следования чувствовалось какое-то особенное, совершенно необъяснимое оживление: там и сям виднелись группы остановившихся прохожих, с любопытством встречавших и долго провожавших убранные флагами вагоны; в дверях лавок, в воротах и в окнах домов – всюду виднелись любопытные. Всё было захвачено одним интересом, все мысли невольно направлялись к одному центру – к тому, что с нынешнего дня поступает в общее пользование публики, что, как-никак, дало толчок городу Орлу на пути его развития. День был серый, прохладный, в воздухе чувствовался избыток влаги. Вагоны проехали по Ильинке, Окский мост, повернули около здания думы, по Орличному мосту, поднялись на Болховскую и завернули к присутственным местам...
   Духовенство кропило путь святой водой. Около кадетского корпуса вагоны повернули обратно и остановились около купеческого собрания, где публика вышла из вагонов. В купеческом собрании администрацией трамвая был предложен гостям роскошный завтрак. Стены залы и столы были убраны живыми растениями, на хорах играл оркестр духовой музыки драгунского Черниговского полка. Довольно большая зала собрания едва могла вместить всех приглашённых. К концу завтрака начались тосты.
   Первый тост был предложен господином начальником губернии А.Н.Трубниковым за Государя Императора, подхваченный дружным «ура» присутствующих, затем следовал тост за виновника торжества: за представителей общества трамвая и города Орла.
   Городской глава и представитель общества м-р Гильон в ответной речи предложили тост за любезного начальника губернии, благодаря содействию которого могло только осуществиться задуманное обществом и городом предприятие...
    М-р Гильон в своей речи к собравшимся произнесённой на французском языке, сопоставил две силы: силу электрической энергии и силу сочувствия, указал, что благодаря второй могла только осуществиться первая и высказал благодарность г.Орлу и его представителем. М.А.Стахович в прекрасной ответной речи произнесённой также на французском языке, высказал благодарность обществу за те удобства, которые оно предоставило орловской публике, и высказал пожелание, что-бы вслед за освещением, которое в настоящее время приобретает Орёл, не замедлил явиться прогресс в деле просвещения».
(Орловский вестник. -1898. 4 ноября).
За торжественным днём по случаю открытия трамвайного движения последовали обычные будничные рабочие дни. Дни, которые тянутся на протяжении уже более 111-ти лет. Разве что неспокойные военные времена на несколько лет оставляли наш город без трамвая. Не только без трамвая, но и без другого пассажирского городского транспорта.
А вот каким был он, первый день рабочего движения трамвая в нашем городе: «Многим желающим не находилось места не только в вагонах на скамейках, но даже и на площадках. Ехали – кто по делу, кто без дела; в общем, большинство ехавших садилось из-за новизны трамвайного движения. Не обходилось дело и без маленьких историй. Так как билеты при сходе пассажиров не отбирались, то находились охотники, преимущественно из простонародья, которые садились в вагон со старыми билетами. В подобных случаях эти лица с помощью городового были ссажены, не без некоторого сопротивления с их стороны. Вечером движение трамвая ещё более увеличилось. При освещении города и вагонов электричеством, картина движения трамвая получалась красивая и желающих покататься по всем улицам, за какие-нибудь 20-30 копеек, находилось ещё больше. Все кондукторы от такого наплыва пассажиров к концу вечера были немало измучены. Новизна их положения явно сказывалась на всём. Они торопились, передавали некоторым лишние деньги сдачи и, наоборот, некоторым недодавали. Во всём движении трамвая наблюдалась в этот день некоторая неравномерность».
(Орловский вестник. -1898. 5 ноября).
    Не обошлось  и без таинственных историй. Поговаривали, что ровно в полночь от трамвайного кольца отправляется странный прозрачный вагон. В кабине вагоновожатого сидит человек в форме машиниста начала прошлого века – чёрная тужурка, серебряные пуговицы. Не стукнув не единым колесом на стыках, трамвай скользит по рельсам вниз к Московской, проходит Торговые ряды и, повернув направо, поднимается по давно уже пешеходной Ленинской. В пути он делает несколько остановок, и в него заходят странные призрачные фигуры. Это души тех, чей прах потревожен при сносе орловских кладбищ – еврейского (в районе железнодорожного вокзала), Георгиевского (ныне там расположился кинотеатр «Победа»), Борисоглебского (теперь – спецполиклиника МВД), Петропавловского (ныне там библиотека имени И. А. Бунина). Говорят, потерявшие покой души безуспешно ищут дорогу в мир живых… Может случиться и так, что трамвай остановится перед вами. Ни в коем случае не садитесь! Слишком велика вероятность, что поездка окажется последней, а следующая остановка – конечной.
   А однажды даже,  приключилась курьезная история.  Генерал Гейнц Гудериан вспоминал: «Орёл русские преподнесли нам, как на блюдечке. Когда мы вошли в город, там ходили трамваи». Первым делом генерал решил ехать на вокзал, где его ждал эшелон с новыми танками, на которых он собирался за пару дней добраться до Москвы (разведка донесла, что русских войск между Орлом и Москвой нет). Но его «Опель Хорьх» не смог проехать по узким орловским улицам, заваленным брошенным оборудованием с эвакуируемых заводов, и генерал решил воспользоваться трамваем, тем более что за время учёбы в Казанском танковом училище он хорошо узнал и Орёл. Чтобы не смущать жителей своим видом, Гудериан снял фуражку с чёрным имперским орлом на тулье и, забравшись в трамвай, приготовился ехать на вокзал. И вот стоит себе генерал на задней площадке и вдруг слышит: «Граждане, берём билеты!» Оглянулся – рядом низенькая полная женщина с кожаной сумкой на плече. «Гражданин, берите билет!» – «Париж – брал, – усмехнулся генерал, неплохо знавший русский язык. – Прагу брал, Варшаву брал – билет не брал». Но орловские кондукторши не понимают юмора. «Освобождаем площадку!» – распорядилась женщина. И пришлось генералу добираться до вокзала пешком.
     Сейчас же, вдруг стали обсуждать возможность и чуть ли не необходимость избавиться от муниципального транспорта, в том числе и от трамваев, и открыто говорят о реконструкции, а фактически о сносе Красного моста, необходимо вспомнить о более чем вековом юбилее нашего трамвая и более чем полуторавековом юбилее Красного моста, сваи под который вбивали ещё в позапрошлом веке. В Орле немного сооружений с более крупным стажем.