Людъ, люди - этимология

Сергей Колибаба
А аще, сыне мой, восхощеши преодолети их наукою,
то и в дватцать лет не возможеши толикаго добра зделать,
колико можеши жестокостью одним летом учинити,
понеже ЛЮД у нас грубой и неучоной, и всякое учение
называют расказами; а сами аще и ничего не смыслят,
обаче высоко себя поставляют
И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725) 


1) Существующая этимология

Корень: -люд-; окончание: -и. Значение: мн. ч. от человек; живые существа из рода homo sapiens; лица, принадлежащие к какой-л. среде, характеризующиеся наличием каких-либо общих признаков; другие, посторонние лица (обозначает неопределенного человека или группу лиц);  устар. прислуга, работники в барском доме.
 
Этимология по Максу Фасмеру

Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: церк.-слав. людъ, укр., белор. люд, словенск. ljud, др.-чешск. lud, чешск. lid, польск. lud, далее отсюда др.-русск., ст.-слав. люди; мн. (laos, ochlos (люди, толпа); Супр.), русск. люди мн., укр. люди, болг. люде, сербохорв. људи, словенск. ljudje, чешск. lide, др.-чешск. ludiе, словацк. ludiа, польск. ludzie, в.-луж. ludzo, н.-луж. luze, полабск. laude, далее др.-русск., ст.-слав. людинъ «свободный человек», укр. людина «человек», др.-русск. люжанинъ, гр. laikos. Родственно лит. liaudis «народ», латышск. laudis «люди», лит. liaudzia ж. «домочадцы», др.-в.-нем. liut «народ», ср.-в.-нем. liute, бургундск. leudis «свободный муж (человек)», а также греч. eleftheros «свободный (человек)», лат. liber – то же, liber; «дети», пелигн. loufir «liber», далее др.-инд. rodhati «растет», готск. liudan «расти» (ср. род, народ).

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв. М. 1981
 
* Людъ. Народ, люди. XVI в.

* Люди, людие. 1.  «Людие сЪдящеи  во тьмЪ невЪдЪния, да видЪть  свЪть  великъразумения». Гр. Наз.,XI в. 2. Народ, поданные, свободное население страны (955). «И се рекша (кн. Ольга) молящеся за сына и за люди». Лавр. Лет. 1146 г. || Низший слой населения. || Община. 3. Зависимые люди, слуги, рабы; 1375 г.  4. Свидетели. Правда Русская, XII в. 5. Посторонние, другие люди. XVI век. 6. Миряне, люди не принадлежащие к духовенству (1117 г.).

* Людинъ. 1. Человек, XI в. 2. Простолюдин. Правда русская, XII в. 3. Мирянин. 4. Народ, и т.д.

б) Национальный корпус русского языка

Термин фиксируется в русской литературе XIX-XX вв.  с 1820 года, пик применения 1864, 1881 гг.,  далее падение употребления, в современном литературном языке – на уровне 1825 года (мин.).

* Берестяная грамота 698/699 (1340-1360): «поклоно о евана ко сидору гахоне твои землю посьянескую роздавале посадничимо  людемъ и посаднич; ЛЮДИ землю поорав  да росокладеную межю содрале».

* Житие Михаила Ярославича Тверского (1319-1320): «Яко же сей кр;пкий умомъ и терпеливый душею блаженный и христолюбивый великий князь Михайло Ярославичь свое царство, уметы вм;нивъ, остави, приятъ страсть нужную, положи душу свою за ЛЮДИ своя, помня слово Господне, еже рече: "Аще кто положит душу свою за други своя, сей великий наречется въ царствии небеснемъ"».

3) Обобщение и вывод

* Термин «людъ»  в древнерусской богослужебной, библейской переводной и светской литературе однозначно обозначал какую-либо группу людей (множество). Этническую, территориальную,  зависимую группу (челядь, слуг) или сообщество, объединенное  каким-либо профессиональным признаком (ремесленный, военный, посадский люд).
* В основе любого  низового объединения людей  в средние века находилась община.  ОБЩЕСТВО людей, связанных совместной хозяйственной деятельностью. Их объединяли имущественные права на землю, леса, угодья, долю урожая, судебно-налоговая  и административная система, а также  идеологии (религия), низовая организация - церковный приход.  В приходе велся учет, и решались все общественные и хозяйственные проблемы, вся эта структура являлась обществом, которое имело свой исполнительный орган – собрание (вече, сход).

Вывод

Значения, которые вкладывают в понятие  «люди»,  прямо указывают на ОБЩЕСТВО, т.к. Киевская Русь формировалась в иудеохристианской среде (988 г. принятие христианства), то и термин соответственно надо интерпретировать исходя из терминологии и образов Библии.  Маловероятно, чтобы термин имел «праславянское» (языческое) происхождение (Макс Фасмер), у нас нет сведений о славянских языках, мы не можем выводить знание из незнания без всякого основания; наличие общих корней в «славянских» языках указывает лишь на церковную организацию средневекового общества.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ЛЮДЪ = Л + ЮД+Ъ.
 
Л+ЮД+Ъ = ЛИ+УД+Ъ = ивр. ЛИ указывает на принадлежность + ЭДА община, этническая группа, группа; обычай, закон; в современном  иврите - сообщество; содружество; общность,  конгрегация, прихожане, паства, толпа, вероисповедание.
 
Т.е. население, принадлежащее к определенной этнической или профессиональной (социальной, религиозной) группе; жители поселения организованные в группу  по обычаю, по закону  (отцов).

б) Объяснение транслитерации

Русский термин «людъ» является транслитерацией, перевод знаков с алфавита  иврита на русский алфавит, при таком переводе происходит изменение фонетики первоначального слова, т.к. графика и фонетика  иврита отличается от русской.

а) АИН – буква иврита

Произношение буквы иврита АИН, утеряно (первая в слове ЭДА), точные правила передачи её на русский язык  при транслитерации еврейских терминов не установлены.

 * ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный (XIX в.): «Аин (ивр.), произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции НИЧЕМ не отмечается, а потому имеются формы: Овадия или Авдия, Еглом, Ог, Илий, Имануил». Во всех этих именах первая буква АИН в словах не читалась, вместо неё читалась  – огласовка (знак гласной) стоящей под буквой АИН.

 Итак, буква АИН передавалась огласовкой – А, Е, О, И,  анализ транслитерации имен и терминов показывает, что часто буква иврита АИН передавалась также русской буквой «У», графика написания буквы иврита АИН (У) и древнерусской буквы «У» - одинакова.

Происходило как бы «фотографирование» корневой основы еврейского слова, в нашем случае  – ЭДА = АИН (не произносилась)  + цере (огласовка Э) + ДАЛЕТ (Д) + камец (огласовка А или О) + he (в конце слова не читается) = ЭДА.

В обычном письме без огласовок (огласовки с X века) – аин  (У) + далет (Д) + he (не произносится)  =  У.Д.

Таким образом, мы выходим на  анализируемое слово - Л+ЮД+Ъ = ЛИ+УД+Ъ = ивр. ЛИ  указывает на принадлежность + У (аин). Д.  община, группа + Ъ (разделительный знак между словами).
 
* Буква Ю в русском языке
 
Относится к йотированным гласным буквам, слов начинающихся на букву Ю – ок. 58, все они являются иностранными заимствованиями.  Учителя в младших классах используют следующее стихотворение для запоминания формы буквы Ю:

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка, Что случилось:
Получилась буква… (Ю)

* Википедия. Происхождение этой буквы связывают греческой лигатурой -  IO (IOY); для глаголической формы общепринятой теории нет, но чаще всего её соотносят с латинским диграфом IU (iu). …В начале слов, после гласных и разделительных знаков соответствует паре звуков /ју/, после согласных — их смягчение (если это возможно) и звук /у/. Таким образом, буква Ю у нас распадается на два звука (знака) – И + У.
 
б) Библейский образ

* Исход 35:1: «И собрал Моисей все общество (АДАТ от ЭДА) сынов Израилевых и сказал им: вот что заповедал Господь делать».

* Числа 31:27: «и раздели добычу пополам между воевавшими, ходившими на войну, и между всем обществом (ЭДА)».

* Иисус Навин 22:18: «А вы отступаете сегодня от Господа! Сегодня вы восстаете против Господа, а завтра прогневается Господь на все общество Израилево».
Итак, термин русского языка «людъ» является транслитерацией библейского слова ЭДА – община, группа, сообщество. Очевидно, что древнерусские (болгарские)  книжники-монахи  использовали библейскую терминологию и грамматику иврита для создания  новых понятий, брали еврейский термин за основу, и, манипулируя знаками, создавали древнерусский термин. Человек ведь манипулирует не только предметами, но и знаками и словами, образами, в этом его отличие от остального живого мира.