Глава 17. Кочегар

Ольга Малышкина
Начало: http://www.proza.ru/2014/09/07/790


Глава семнадцатая. Кочегар

Пока Коля преодолевал высокие ступеньки, я вспомнил Кларочку – вот бы рассказать ей, сколько всего со мной приключилось за одни лишь сутки! Как мне не хватало ее уверенности и смекалки!

Устыдившись собственной трусости, я выглянул из пальто и … тут же спрятался обратно – на железном полу, черном от рассыпанного угля,     распластались двое: пожилой мужчина с чумазым лицом и застывшим взглядом широко распахнутых глаз и подросток лет четырнадцати.

Коля остановился, держась за поручни и не решаясь сделать последний шаг, а я вообще был против того, чтобы его делать! Лучше бы мы перелезли через ель и потопали дальше пешком, все равно уже не могли никому помочь!

Внезапно паренек пошевелился, и я упал в обморок. В самом прямом смысле: лапки похолодели, коготки, которыми я держался за Колину рубашку, разжались и я вывалился из-под пальто на ожившего мальчика (хорошо, жемчужину не проглотил!). Он застонал, и мои чувства вернулись к ужасной действительности.

Коля поскорее схватил меня и сунул в карман, а потом склонился над раненым.

- Тебе больно? – участливо спросил он.

Паренек открыл глаза (на фоне его грязной-прегрязной физиономии белки казались почти голубыми) и несколько томительных мгновений смотрел на нас с Колей. Точнее, сначала долго-долго на Колю, а потом еще дольше на меня, торчащего из кармана.

- Это кто? – слабым голосом спросил он. И мы поняли, что он мной интересуется.

- Белыш, - тоже шепотом отозвался Коля.

- Не видел таких раньше, - с трудом выговорил подросток и повернул голову. – А с батей что?

Получалось, что тот другой – отец мальчика. Коля вздохнул:

- Не дышит. На вас бандиты напали, перебили всех…

Паренек крепко зажмурился. Наверное, чтобы не заплакать. Мы с Колей молча стояли над ним, боясь потревожить.

- Помоги подняться! – наконец попросил он.

И мой спаситель стал тащить раненого за руки вверх. Мальчику удалось сесть, прислонившись спиной к стене.

- В башке все крутится, - пожаловался он.

Коля проявил неожиданную медицинскую осведомленность:

- По-видимому, у тебя сотрясение мозга! Помнишь что-нибудь?

- Дерево на путях… Тормозить пришлось резко. Упал, должно быть, и ударился обо что… - подросток нащупал шишку на затылке, из ранки сочилась кровь.

- Черпни-ка водицы!

Он указал на большой бидон, закрепленный металлическими кольцами в углу кабины. Железная кружка валялась на грязном полу.

Пил мальчик долго, жадными глотками, так что мы видели, как ходит кадык на тонкой шее. Потом заговорил:

- Чуяло батино сердце, что мало охраны для такого груза выделили!

- Аэропланы на месте, только продырявленные все, – поспешил вставить Коля.

- Потому что бандитам бочки с топливом нужны, а еще одежка красноармейская – диверсии устраивать. Наши-то белых еще месяц назад к эстонской границе оттеснили, вот они и партизанят теперь, на эшелоны нападают.

Коля - молодец, смолчал, не стал устраивать классовый спор с тем, у кого травма головы и кто только что потерял близкого человека. Вместо этого он уважительно спросил, оглядывая сложное устройство кабины - множество рычагов, два железных руля, круглые приборы с цифрами и стрелками:

- Ты тоже машинист?

- Не, я помощник! Уголь в топку закидывал! Хотя батя меня всему обучил. Эх! – паренек замолчал, и мы тоже. Понимали, что ему нужно справиться с горем.

- Раньше другой кочегар был, Федька. Так его на фронт забрали. – продолжил он.

Коля завистливо вздохнул:

- Мне бы туда!

- А… Так вот почему ты тут оказался! На фронт топаешь! А не маленький? – без всякой иронии спросил помощник машиниста.

- Да я не воевать! Там … - начал мой спаситель и осекся. (Я понял его затруднение: с одной стороны, не тактично говорить про своего папу в сложившейся ситуации, а с другой, - вообще про него лучше не рассказывать!)

Паренек словно не заметил Колиной заминки и с трудом встал.

- За подмогой придется идти!

Коля о чем-то сосредоточенно думал. Потом серьезно произнес:

- В Стримовичах сейчас телеграфная рота, у них и лошади есть, и подводы. Я тебя провожу, а то на ногах еле держишься!

Я поразился самоотверженности мальчика – вернуться туда, откуда сбежал!

Спустя несколько минут мы опять шагали по шпалам, только в обратном направлении, и в глубине души я очень рассчитывал, что старичок-смотритель не успел доесть гречишные оладьи…


Продолжение: http://www.proza.ru/2014/10/06/756