Еврейские колхозы

Юрий Бровер
Еврейские колхозы-
Звучит несколько анекдотично, но  такие колхозы были… И не только в Еврейской АО.
 
Откуда я узнал о них? Коллега отца по работе  в многотиражке харьковского завода « Серп и молот», который  прекратил своё существование в начале этого века, была в начале 30-х годов брошена на укрепление  райкома комсомола на Полтавщине. В одном из её писем есть фраза: « Заспорили здесь два колхоза, один еврейский ( Озетовский),  другой обыкновенный, по поводу сахарной свеклы. В результате вместе с сорняками уничтожили 100 га этой ценнейшей культуры»

 В моём семейном архиве хранится членская карточка  харьковского филиала Общества земельного трудоустройства работающих евреев - « ОЗЕТ». Принадлежала она отцу.  Судя по отметкам об оплате членских взносов (10 копеек  в  месяц) отец состоял в этом обществе май-июнь 1929 года.
 В этом удостоверении  приводится выдержка из устава «ОЗЕТ»- а, зарегистрированного Народным комиссариатом внутренних дел УССР от 3-го апреля 1925 года ( в переводе с украинского):
§ 1-A Задача и цель общества:   Общество Земельного Трудоустройства  Работающих Евреев  имеет целью оказание помощи работающим евреям  УССР при переходе на сельскохозяйственную  работу, а также укрепление и развитие трудового хлеборобства  среди них, не имея в виду при этом задачи получения доходов для членов общества .( Не очень понятно.)

Чуть-чуть истории.  До революции из пяти миллионов российских евреев  в сельском хозяйстве были заняты лишь двести тысяч человек. Занимались они пригородным земледелием, огородничеством и даже животноводством. На юге Украины, в Бессарабии  выращивали виноград и  табак, а в Новороссии были и землепашцы. Абсолютное большинство  евреев жили в маленьких городках и местечках, занимались мелкой торговлей, содержали постоялые дворы и шинки -т.е. спаивали несчастный люд, превращая (как считают российские « патриоты» ) православных в пьяниц. Думаю, что если бы кабаками владели « свои», количество  спившихся было не меньше. И потом,  разве шинкарь  силой затягивал в своё заведение?  Интересно,  сегодня кто спаивает людей?

  В 1881-1882 годах  юг России захлестнула волна еврейских погромов и правительство решило создать особую комиссию для выяснения причин происшедшего.
Её возглавил граф К. Пален. Комиссии предстояло выяснить, что является причиной погромов. Должны были быть рассмотрены  два варианта решения проблемы.
 - Если  погромы вызваны " экономической эксплуатацией", то такую деятельность евреев следует пресечь, а самих евреев отгородить от прочего населения.
 - Или проблему следует решать путём вовлечения евреев в общегражданский процесс.

Еврейская община Петербурга, желая как-то влиять на решения комиссии,  заказала соответствующий материал видным писателям России, в том числе Н.С.Лескову.  В 1883 году очерк был готов и издан брошюрой в количестве 50 экз. для комиссии Палена. Долгие годы работа была неизвестна широкому кругу читателей, а российские
антисемиты причисляли писателя к своим единомышленникам.
   В 1990 году по инициативе Л.А. Аннинскрго было издан сборничек " Никопай Лесков. Еврей в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу",состоящий из фрагментов работы Лескова. Издательство " Книга" тираж 100 000 экз. Ниже выдержки из сборника.       

 

       " Перенесение  обвинения  в  народном распойстве на евреев  принадлежит самому  новейшему  времени,  когда  русские,  как  бы в каком-то отчаянии, стали искать возможности  возложить  на  кого-нибудь вину своей долгой исторической ошибки. Евреи оказались в этом случае удобными; на них  уже  возложено  много обвинений;  почему  бы  не  возложить еще одного, нового? Это и сделали. Почин  в  сочинении такого  обвинения  на  евреев  принадлежит  русским кабатчикам -- "целовальникам",  а продолжение  -  тенденциозным газетчикам,которые  ныне часто находятся в смешном и жалком противоречии сами с  собою.
      Они  путаются  в  своих  усилиях   сказать  что-нибудь  оригинальное  и   то представляют  русское  простонародье отменно умным  и  чистым и внушают, что оно-то именно будто и в силах дать наилучший  тон  русской жизни,  то  вдруг
   забывают  свою  роль  апологетов  и   признают   это  же   самое  учительное простонародье бессильным противостоять жидовскому приглашению пропить у него в шинке за стойкою весь свой светлый ум и последние животы.
           Блажен, кто может находить  в этом смысл и  логику,  но справедливый  и беспристрастный  человек здесь видит только одно суетливое мечтание и пустое разглагольствие, которое  дало  один  видный  исторический  результат: разграбление  евреев.
      Результат  этот,  вовсе  не  желанный  правительству, был,  однако,  приятен некоторым  тенденциозным  писателям,   приявшим   на  свою   часть  если  не поддерживать погромы, то по крайней мере извинять их с точки зрения какой-то народной Немезиды.
           Из   многих   обвинений   против   евреев,   однако,  справедливо    недобросовестность  некоторых  пристрастных  защитников  еврейства.  Гораздо важнее  для  дела  --  рассмотреть   причины   этой  "склонности  евреев"  к
шинкарству,  без которой  в России как  будто  не достало бы  своих  русских кабатчиков и было бы лучше.
         
 Если же в еврейских городках и местечках  соотношение это будет  даже и  другое, т.е. если процент шинкарей (евреев) здесь выйдет несколько более,  то справедливость заставит при этом принять в расчет разность прав и подневольную скученность  евреев, при которой  иной и рад бы заняться чем иным, но не имеет к тому  возможности,  ибо в местности,ему дозволенной, есть только один постоянный запрос - на водку".

 
Да,в черте оседлости  жили сапожники  и  портные, ремесленники- кустари, мясники -резники и молочники, могучие извозчики - балагулы  и даже кузнецы.  Были и свои еврейские « интеллигенты» : аптекари, парикмахеры,  фотографы, свои мудрецы и праведники, свои проходимцы – жулики, болтуны и любители пофилософствовать.  Способные  и энергичные люди вырывались из местечкового болота и, преодолев кучу препятствий, становились врачами, адвокатами, фабрикантами. Или эмигрировали. Если крестились, могли и в чиновники выбиться.
 Но основная масса занималась или мелочной торговлей или неизвестно чем и  просто  существовала.
Лучшие еврейские умы видели спасение от национальных бед  в земледельческом труде и просвещении.  В 1880 году было создано Общество по распространению ремесленного и земледельческого труда среди евреев  ( ОРТ).  Основная  цель Общества - превращение местечковых торговцев и посредников в производителей продукции, в первую очередь  сельскохозяйственной.  Были  созданы и активно действовали профессионально - технические земледельческие школы ; предпринимались активные действия для реализации цели.

 В  России, в СССР идея и попытки массового приобщения  евреев  к сельскохозяйственному труду, в конечном счёте, оказались чистой утопией.  В  Израиле мечты евреев воплотились в жизнь в виде еврейского государства и кибуцов.

После революции  еврейское население бывшей России в результате Гражданской войны, голода и болезней, отсоединения ряда территорий и эмиграции сократилось до  2.8 млн. человек.  Примерно 1,8 млн. из них составляли  т.н. лишенцы-люди с урезанными основными гражданскими правами. К этой категории  относились,  частные торговцы и ремесленники, лица без определённых занятий и др. Ярмарки и базары, экономически связывающие город и деревню, в связи с введением государственной монополии на торговлю перестали проводиться, что особенно больно отразилось на жителях черты оседлости, практически лишив их источников существования. К тому же ещё значительное падение товарной сельскохозяйственной продукции. После сворачивания НЭПа эти 1,8 млн. человек  были поставлены на грань вымирания. В целом по СССР лишенцы составляли 7%, среди еврейского населения  30%, среди местечковых  евреев 40%.

Города, из-за свирепствующей безработицы, были не в состоянии принять такое количество неквалифицированных людей. Что делать? Превращение деклассированных еврейских масс в крестьянские – такой выход из этой тяжелейшей ситуации виделся и властям и самим евреям.
В 1924 году были созданы государственный орган КОМЗЕТ -  Комитет по землеустройству трудящихся евреев, который непосредственно занимался землеотводом и переселением и  ОЗЕТ- Общество земельного устройства трудящихся евреев, по началу организация общественная, призванная пропагандировать переселение  евреев на новые земли, организовывать  там образовательную, медицинскую и культурную инфраструктуру, поддерживать деловые связи с зарубежными еврейскими структурами, изыскивать финансовые средства для нужд переселенцев. КОМЗЕТ и ОЗЕТ возглавляли старые большевики  П. Смидович и Ю. Ларин.

Правительство начало выделение земель для переселенцев.  Финансирование проекта осуществлялось зарубежными спонсорами ( 70 %), правительством (20%) и самими переселенцами (10%). Техника, удобрения и частично посевной материал поступали из заграницы.
Стихийный переход евреев к земледельческому  труду  начался сразу после окончания Гражданской войны.  До 1925 года к крестьянскому труду на близлежащих бывших помещичьих землях приобщилось  45тыс. евреев. Позднее там были организованы еврейские колхозы.

В это же время небольшие группы переселенцев двинулись в район старых колоний Нижнего  Поднепровья  и целинные земли северного Крыма, движимые, в том числе, мечтой о создании еврейской автономии для приобретения еврейским народом (конечно в составе СССР) статуса «нация». Вспомним последнего нашего классика марксизма: « Нация есть исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. <…> Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию». Интересно, если бы Сталин успел выселить всех евреев в место «компактного» проживания  где – то на дальнем-дальнем востоке, стал бы он считать их нацией?
Власти, в лице М. Калинина, Н. Семашко, А. Цюрупы поддерживали планы создания еврейских земледельческих поселений, преследуя цели противостояния  сионизму, привлечения средств и техники из - заграницы и противостояния антисемитизму.

 В 1926 году Михаил Иванович Калинин заявил о поддержке правительством этих планов ( « Декларация Калинина»).
С 1925 года переселение приняло плановый характер.  Всего в  Южную Украину перебрались 6 тыс. семей, в Крым около 2 тыс. Процесс  ускорила  отмена НЭП, когда десятки тысяч человек лишились  средств существования.
Освоение засушливых  и засоленных земель  Крыма требовало от переселенцев огромного и героического труда при тяжелейших бытовых условиях ( не было проточной воды и…мыла, жили в землянках и т.п.)
Энтузиазм тружеников стал приносить плоды. Появились артезианские колодцы, переселенцы начали обзаводиться своими хозяйствами.  Основой хозяйственной деятельности стало выращивание винограда и зерна; в Евпаторийском районе получило развитие животноводство, что позволило снабжать крымские курорты молочными продуктами.

Было создано пять национальных районов, в них функционировали еврейские школы и техникумы, выпускались газеты, в Симферополе работал  еврейский театр.
По мере становления компактных районов с еврейским населением  ОЗЕТ всё более активно способствовал  культурному и социальному строительству на новых землях. Престиж его был достаточно высоким. Было проведено пять лотерей, участие в которых принимали жители Европы и Америки, что позволило собрать значительные средства. В руководстве ОЗЕТ состояли такие люди как Маяковский с Брик, Михоэлс…

Обыватели страны  никогда не испытывали симпатий к евреям, а  тут вдруг  « отдают Крым евреям». В их воображении весь Крым рисовался  в виде Южного берега, сплошных курортов и пляжей с полуобнажёнными дамочками, ассоциировался с шашлыками, винами и преферансом. Они были возмущены.  В 1926 году Маяковский написал стихотворений « Еврей» ( Товарищам из ОЗЕТа). В школе мы его « не проходили».
Бывало,
                начни о вопросе еврейском -
                тебе
                собеседник
                ответит резко:
                - Еврей?
                На Ильинке!
                Все в одной л_и_нийке!
                Еврей - караты,
                еврей - валюта...
                Люто богаты
                и жадны люто.
                А тут
                им
                дают Крым!
                А Крым известен:
                не карта, а козырь;
                на лучшем месте -
                дворцы и розы.
Маяковский втолковывает антисемитам далее:
Земля и труд
                или смерть! -
                Ни моря нет,
                ни куста,
                ни селеньица,
                худшее из худших мест на Руси -
                место,
                куда пришли поселенцы,
                палаткой взвив
                паруса парусин.
                Эту пустыню
                в усердии рьяном
                какая жрала саранча?!
                Солончаки сменялись бурьяном,
                и снова
                шел солончак.
                Кто смерит
                каторгу их труда?!
                Геройство - каждый дым,
                и каждый кирпич,
                и любая труба,
                и всякая капля воды.
                А нынче
                течет ручьев_а_я лазурь;
                и пота рабочего
                крупный град
                сегодня
                уже
                перелился в лоз_у_,
                и сочной гроздью
                повис виноград.


». Количество членов ОЗЕТа непрерывно росло и к началу 1930-х годов достигло 300 тысяч человек, но членство носило формальный характер, поскольку в Общество вступали целыми коллективами — заводы, воинские части, вузы и т. п.

Коллективизация, « раскулачивание» успешных хозяев и хозяйств резко замедлило успешное  развитие переселенческих структур в Крыму и юге Украины. В середине 30х годов в Крыму насчитывалось 86 колхозов._
Индустриализация требовала притока в города молодых и грамотных кадров. Поэтому переселение в Крым энергичных людей начало резко сокращаться.

К тому же начались конфликты с украинским и крымско-татарским населением. Наконец, в 1938 году, очевидно в угоду Гитлеру, СССР прервал отношения с зарубежными еврейскими организациями, которые помогали переселенцам. Еврейские районы Крыма были упразднены, еврейские школы закрыты. В 1937-38 годах деятельность ОЗЕТа и КОМЗЕТа была признана вредной, они были ликвидированы, а руководство уничтожено…

" Колонизация" евреями Дальнего Востока, Еврейская АО- это другая история, но с теми же результатами.
С историей о еврейских колхозах в Крыму связана фантастическая судьба Ширы
Григорьевны Горшман,ставшей в конце концов выдающейся еврейской писательницей и...горячо любимой тёщей  Иннокентия Смоктуновского.  Почитайте замечательную статью З. Бекмана   http://www.proza.ru/2012/06/30/1477. Не пожалеете!

 После войны Еврейский антифашистский комитет пытался восстановить элементы еврейской автономии в  Крыму. Эта попытка была использована властями как одно из доказательств еврейского заговора и стоила жизни тринадцати членам Комитета, выдающимся деятелям культуры.

В СССР  всё подчинялось воле партии, её вождей, часто не соответствующей здравому смыслу и научному обоснованию. СССР бесславно прекратил своё существование. Радости по этому поводу я не испытывал и не испытываю. И  « Я плачу в мире не о той, которую не зря, назвали, споря с немотой, империею зла» (Б. Чичибабин), а той, 60х годов, когда верилось, что завтра будет лучше, чем вчера.