Еврейские колхозы-
Звучит несколько анекдотично, но такие колхозы были… И не только в Еврейской АО.
Откуда я узнал о них? Коллега отца по работе в многотиражке харьковского завода « Серп и молот», который прекратил своё существование в начале этого века, была в начале 30-х годов брошена на укрепление райкома комсомола на Полтавщине. В одном из её писем есть фраза: « Заспорили здесь два колхоза, один еврейский ( Озетовский), другой обыкновенный, по поводу сахарной свеклы. В результате вместе с сорняками уничтожили 100 га этой ценнейшей культуры»
В моём семейном архиве хранится членская карточка харьковского филиала Общества земельного трудоустройства работающих евреев - « ОЗЕТ». Принадлежала она отцу. Судя по отметкам об оплате членских взносов (10 копеек в месяц) отец состоял в этом обществе май-июнь 1929 года.
В этом удостоверении приводится выдержка из устава «ОЗЕТ»- а, зарегистрированного Народным комиссариатом внутренних дел УССР от 3-го апреля 1925 года ( в переводе с украинского):
§ 1-A Задача и цель общества: Общество Земельного Трудоустройства Работающих Евреев имеет целью оказание помощи работающим евреям УССР при переходе на сельскохозяйственную работу, а также укрепление и развитие трудового хлеборобства среди них, не имея в виду при этом задачи получения доходов для членов общества .( Не очень понятно.)
Чуть-чуть истории. До революции из пяти миллионов российских евреев в сельском хозяйстве были заняты лишь двести тысяч человек. Занимались они пригородным земледелием, огородничеством и даже животноводством. На юге Украины, в Бессарабии выращивали виноград и табак, а в Новороссии были и землепашцы. Абсолютное большинство евреев жили в маленьких городках и местечках, занимались мелкой торговлей, содержали постоялые дворы и шинки -т.е. спаивали несчастный люд, превращая (как считают российские « патриоты» ) православных в пьяниц. Думаю, что если бы кабаками владели « свои», количество спившихся было не меньше. И потом, разве шинкарь силой затягивал в своё заведение? Интересно, сегодня кто спаивает людей?
В 1881-1882 годах юг России захлестнула волна еврейских погромов и правительство решило создать особую комиссию для выяснения причин происшедшего.
Её возглавил граф К. Пален. Комиссии предстояло выяснить, что является причиной погромов. Должны были быть рассмотрены два варианта решения проблемы.
- Если погромы вызваны " экономической эксплуатацией", то такую деятельность евреев следует пресечь, а самих евреев отгородить от прочего населения.
- Или проблему следует решать путём вовлечения евреев в общегражданский процесс.
Еврейская община Петербурга, желая как-то влиять на решения комиссии, заказала соответствующий материал видным писателям России, в том числе Н.С.Лескову. В 1883 году очерк был готов и издан брошюрой в количестве 50 экз. для комиссии Палена. Долгие годы работа была неизвестна широкому кругу читателей, а российские
антисемиты причисляли писателя к своим единомышленникам.
В 1990 году по инициативе Л.А. Аннинскрго было издан сборничек " Никопай Лесков. Еврей в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу",состоящий из фрагментов работы Лескова. Издательство " Книга" тираж 100 000 экз. Ниже выдержки из сборника.
" Перенесение обвинения в народном распойстве на евреев принадлежит самому новейшему времени, когда русские, как бы в каком-то отчаянии, стали искать возможности возложить на кого-нибудь вину своей долгой исторической ошибки. Евреи оказались в этом случае удобными; на них уже возложено много обвинений; почему бы не возложить еще одного, нового? Это и сделали. Почин в сочинении такого обвинения на евреев принадлежит русским кабатчикам -- "целовальникам", а продолжение - тенденциозным газетчикам,которые ныне часто находятся в смешном и жалком противоречии сами с собою.
Они путаются в своих усилиях сказать что-нибудь оригинальное и то представляют русское простонародье отменно умным и чистым и внушают, что оно-то именно будто и в силах дать наилучший тон русской жизни, то вдруг
забывают свою роль апологетов и признают это же самое учительное простонародье бессильным противостоять жидовскому приглашению пропить у него в шинке за стойкою весь свой светлый ум и последние животы.
Блажен, кто может находить в этом смысл и логику, но справедливый и беспристрастный человек здесь видит только одно суетливое мечтание и пустое разглагольствие, которое дало один видный исторический результат: разграбление евреев.
Результат этот, вовсе не желанный правительству, был, однако, приятен некоторым тенденциозным писателям, приявшим на свою часть если не поддерживать погромы, то по крайней мере извинять их с точки зрения какой-то народной Немезиды.
Из многих обвинений против евреев, однако, справедливо недобросовестность некоторых пристрастных защитников еврейства. Гораздо важнее для дела -- рассмотреть причины этой "склонности евреев" к
шинкарству, без которой в России как будто не достало бы своих русских кабатчиков и было бы лучше.
Если же в еврейских городках и местечках соотношение это будет даже и другое, т.е. если процент шинкарей (евреев) здесь выйдет несколько более, то справедливость заставит при этом принять в расчет разность прав и подневольную скученность евреев, при которой иной и рад бы заняться чем иным, но не имеет к тому возможности, ибо в местности,ему дозволенной, есть только один постоянный запрос - на водку".
Да,в черте оседлости жили сапожники и портные, ремесленники- кустари, мясники -резники и молочники, могучие извозчики - балагулы и даже кузнецы. Были и свои еврейские « интеллигенты» : аптекари, парикмахеры, фотографы, свои мудрецы и праведники, свои проходимцы – жулики, болтуны и любители пофилософствовать. Способные и энергичные люди вырывались из местечкового болота и, преодолев кучу препятствий, становились врачами, адвокатами, фабрикантами. Или эмигрировали. Если крестились, могли и в чиновники выбиться.
Но основная масса занималась или мелочной торговлей или неизвестно чем и просто существовала.
Лучшие еврейские умы видели спасение от национальных бед в земледельческом труде и просвещении. В 1880 году было создано Общество по распространению ремесленного и земледельческого труда среди евреев ( ОРТ). Основная цель Общества - превращение местечковых торговцев и посредников в производителей продукции, в первую очередь сельскохозяйственной. Были созданы и активно действовали профессионально - технические земледельческие школы ; предпринимались активные действия для реализации цели.
В России, в СССР идея и попытки массового приобщения евреев к сельскохозяйственному труду, в конечном счёте, оказались чистой утопией. В Израиле мечты евреев воплотились в жизнь в виде еврейского государства и кибуцов.
После революции еврейское население бывшей России в результате Гражданской войны, голода и болезней, отсоединения ряда территорий и эмиграции сократилось до 2.8 млн. человек. Примерно 1,8 млн. из них составляли т.н. лишенцы-люди с урезанными основными гражданскими правами. К этой категории относились, частные торговцы и ремесленники, лица без определённых занятий и др. Ярмарки и базары, экономически связывающие город и деревню, в связи с введением государственной монополии на торговлю перестали проводиться, что особенно больно отразилось на жителях черты оседлости, практически лишив их источников существования. К тому же ещё значительное падение товарной сельскохозяйственной продукции. После сворачивания НЭПа эти 1,8 млн. человек были поставлены на грань вымирания. В целом по СССР лишенцы составляли 7%, среди еврейского населения 30%, среди местечковых евреев 40%.
Города, из-за свирепствующей безработицы, были не в состоянии принять такое количество неквалифицированных людей. Что делать? Превращение деклассированных еврейских масс в крестьянские – такой выход из этой тяжелейшей ситуации виделся и властям и самим евреям.
В 1924 году были созданы государственный орган КОМЗЕТ - Комитет по землеустройству трудящихся евреев, который непосредственно занимался землеотводом и переселением и ОЗЕТ- Общество земельного устройства трудящихся евреев, по началу организация общественная, призванная пропагандировать переселение евреев на новые земли, организовывать там образовательную, медицинскую и культурную инфраструктуру, поддерживать деловые связи с зарубежными еврейскими структурами, изыскивать финансовые средства для нужд переселенцев. КОМЗЕТ и ОЗЕТ возглавляли старые большевики П. Смидович и Ю. Ларин.
Правительство начало выделение земель для переселенцев. Финансирование проекта осуществлялось зарубежными спонсорами ( 70 %), правительством (20%) и самими переселенцами (10%). Техника, удобрения и частично посевной материал поступали из заграницы.
Стихийный переход евреев к земледельческому труду начался сразу после окончания Гражданской войны. До 1925 года к крестьянскому труду на близлежащих бывших помещичьих землях приобщилось 45тыс. евреев. Позднее там были организованы еврейские колхозы.
В это же время небольшие группы переселенцев двинулись в район старых колоний Нижнего Поднепровья и целинные земли северного Крыма, движимые, в том числе, мечтой о создании еврейской автономии для приобретения еврейским народом (конечно в составе СССР) статуса «нация». Вспомним последнего нашего классика марксизма: « Нация есть исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. <…> Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию». Интересно, если бы Сталин успел выселить всех евреев в место «компактного» проживания где – то на дальнем-дальнем востоке, стал бы он считать их нацией?
Власти, в лице М. Калинина, Н. Семашко, А. Цюрупы поддерживали планы создания еврейских земледельческих поселений, преследуя цели противостояния сионизму, привлечения средств и техники из - заграницы и противостояния антисемитизму.
В 1926 году Михаил Иванович Калинин заявил о поддержке правительством этих планов ( « Декларация Калинина»).
С 1925 года переселение приняло плановый характер. Всего в Южную Украину перебрались 6 тыс. семей, в Крым около 2 тыс. Процесс ускорила отмена НЭП, когда десятки тысяч человек лишились средств существования.
Освоение засушливых и засоленных земель Крыма требовало от переселенцев огромного и героического труда при тяжелейших бытовых условиях ( не было проточной воды и…мыла, жили в землянках и т.п.)
Энтузиазм тружеников стал приносить плоды. Появились артезианские колодцы, переселенцы начали обзаводиться своими хозяйствами. Основой хозяйственной деятельности стало выращивание винограда и зерна; в Евпаторийском районе получило развитие животноводство, что позволило снабжать крымские курорты молочными продуктами.
Было создано пять национальных районов, в них функционировали еврейские школы и техникумы, выпускались газеты, в Симферополе работал еврейский театр.
По мере становления компактных районов с еврейским населением ОЗЕТ всё более активно способствовал культурному и социальному строительству на новых землях. Престиж его был достаточно высоким. Было проведено пять лотерей, участие в которых принимали жители Европы и Америки, что позволило собрать значительные средства. В руководстве ОЗЕТ состояли такие люди как Маяковский с Брик, Михоэлс…
Обыватели страны никогда не испытывали симпатий к евреям, а тут вдруг « отдают Крым евреям». В их воображении весь Крым рисовался в виде Южного берега, сплошных курортов и пляжей с полуобнажёнными дамочками, ассоциировался с шашлыками, винами и преферансом. Они были возмущены. В 1926 году Маяковский написал стихотворений « Еврей» ( Товарищам из ОЗЕТа). В школе мы его « не проходили».
Бывало,
начни о вопросе еврейском -
тебе
собеседник
ответит резко:
- Еврей?
На Ильинке!
Все в одной л_и_нийке!
Еврей - караты,
еврей - валюта...
Люто богаты
и жадны люто.
А тут
им
дают Крым!
А Крым известен:
не карта, а козырь;
на лучшем месте -
дворцы и розы.
Маяковский втолковывает антисемитам далее:
Земля и труд
или смерть! -
Ни моря нет,
ни куста,
ни селеньица,
худшее из худших мест на Руси -
место,
куда пришли поселенцы,
палаткой взвив
паруса парусин.
Эту пустыню
в усердии рьяном
какая жрала саранча?!
Солончаки сменялись бурьяном,
и снова
шел солончак.
Кто смерит
каторгу их труда?!
Геройство - каждый дым,
и каждый кирпич,
и любая труба,
и всякая капля воды.
А нынче
течет ручьев_а_я лазурь;
и пота рабочего
крупный град
сегодня
уже
перелился в лоз_у_,
и сочной гроздью
повис виноград.
». Количество членов ОЗЕТа непрерывно росло и к началу 1930-х годов достигло 300 тысяч человек, но членство носило формальный характер, поскольку в Общество вступали целыми коллективами — заводы, воинские части, вузы и т. п.
Коллективизация, « раскулачивание» успешных хозяев и хозяйств резко замедлило успешное развитие переселенческих структур в Крыму и юге Украины. В середине 30х годов в Крыму насчитывалось 86 колхозов._
Индустриализация требовала притока в города молодых и грамотных кадров. Поэтому переселение в Крым энергичных людей начало резко сокращаться.
К тому же начались конфликты с украинским и крымско-татарским населением. Наконец, в 1938 году, очевидно в угоду Гитлеру, СССР прервал отношения с зарубежными еврейскими организациями, которые помогали переселенцам. Еврейские районы Крыма были упразднены, еврейские школы закрыты. В 1937-38 годах деятельность ОЗЕТа и КОМЗЕТа была признана вредной, они были ликвидированы, а руководство уничтожено…
" Колонизация" евреями Дальнего Востока, Еврейская АО- это другая история, но с теми же результатами.
С историей о еврейских колхозах в Крыму связана фантастическая судьба Ширы
Григорьевны Горшман,ставшей в конце концов выдающейся еврейской писательницей и...горячо любимой тёщей Иннокентия Смоктуновского. Почитайте замечательную статью З. Бекмана http://www.proza.ru/2012/06/30/1477. Не пожалеете!
После войны Еврейский антифашистский комитет пытался восстановить элементы еврейской автономии в Крыму. Эта попытка была использована властями как одно из доказательств еврейского заговора и стоила жизни тринадцати членам Комитета, выдающимся деятелям культуры.
В СССР всё подчинялось воле партии, её вождей, часто не соответствующей здравому смыслу и научному обоснованию. СССР бесславно прекратил своё существование. Радости по этому поводу я не испытывал и не испытываю. И « Я плачу в мире не о той, которую не зря, назвали, споря с немотой, империею зла» (Б. Чичибабин), а той, 60х годов, когда верилось, что завтра будет лучше, чем вчера.