Бросил ли Акунин своего героя на произвол судьбы?

Пюрвя Мендяев
Заметка о статье Прилепина.


Известный российский писатель Захар Прилепин  написал статью, которую опубликовал на сайте «Свободная пресса». Сей опус  называется «Автор бросил Фандорина» и к нему, видимо редакцией сайта, приделан следующий подзаголовок – «Захар Прилепин: Новый Акунин создаст нового героя, который будет прикомандирован к Стрелкову». Поскольку Фандорин и вообще тема детектива мне близка я и решил немного разобраться с данным материалом.

Статья начинается со следующего заявления Прилепина:
- «весомое количество людей из числа поклонников и воздыхателей России, «которую мы потеряли», вполне спокойно и даже горделиво воспринимали традиционную российскую дореволюционную политику, основанную в целом на, прямо говоря, непрестанной экспансии.
Самый яркий пример (но далеко не единственный), конечно же, Борис Акунин и его Фандорин.
Поправьте меня, если я ошибаюсь (я никогда не был активным читателем этой серии) - но там, в целом, дан глубоко положительный герой, который успешно действует на всех политических фронтах, отстаивая интересы России везде, где из раза в раз начинается традиционный «крымнаш» или какие-то иные грязные политические игры».
И дальше Прилепин развивает свою мысль:
-  «Но едва недавно дошло до дела, сразу в душах литераторов возник жесточайший когнитивный диссонанс: «Нет, это всё выглядит просто отвратительно!».
Господа, знаете что. И тогда тоже всё было столь же отвратительно. Бесконечные войны с Турцией, сомнительные, взятые под защиту сербы (ныне все прогрессивные люди знают, какие они - эти сербы), разделы Польши, многолетняя война на Кавказе, прочие «экспедиции» - думаете, это иначе выглядело?
Только так и выглядело, как сегодня; но Фандорин там активно работал.
Он бы и сейчас работал - но его автор возмутился и уехал прочь. «Такое кино нам не нравится».
Безусловно, пройдёт время, десятилетия, а то и больше, и новый Акунин создаст нового Фандорина, который будет прикомандирован к Стрелкову и проведёт ряд блестящих тайных операций - и чувствительные дамы, и прогрессивные господа будут зачитываться этими сочинениями...
Но потом начнётся очередная грязная и отвратительная история очередной грязной и отвратительной аннексии и очередной Акунин скажет: «...ах, какая мерзость, моя страна сошла с ума, убываю в Париж дожидаться пока вы протрезвеете»».


В целом похожее на правду заявление. Действительно история России, «которую мы потеряли» это в большей степени история постоянной экспансии. С этим трудно спорить. И всякий восхищающийся экспансией прошлого должен априори поддерживать и экспансию сегодняшнего дня. В целом мысль реально имеющая своё право на существование. Она логична. Всё вроде бы похоже на правду, только это ложь. В данном конкретном случае, по отношению к Акунину. Для того, чтобы понять, что это всё ложь, нужно только спросить себя, а восхищается ли Акунин экспансией прошлого и кто такой есть этот самый Фандорин? В чем его сверхзадача, как литературного персонажа?


У Прилепина, который честно признается в том, что Фандориным сильно не интересовался мнение такое, что это типичный положительный герой. Эдакий, простой рубаха-парень, творящий чудеса героизма в борьбе за веру, царя и отечество. Не хочу сильно глубоко лезть в разбор и приводить доказательства из текста романа Акунина «Турецкий гамбит», но там явно видно, что автор считает оккупацию Турции Россией величайшим бедствием, поскольку Россия это царство тьмы. а турции следует идти к свету, то есть к странам запада. и вообще. Главный герой книги, не Фандорин, а победитель, остановивший нашествие варваров, Анвар-эфенди, истинный Азазелл.  Так что насчет нового Акунина Прилепин явно не прав. Акунин прошлыми экспансиями не восхищался.

Но может он прав насчет самого героя? Насчет Фандорина? Посмотрим на этот персонаж со всей строгостью момента и попробуем это определить.   Прилепин пишет верно, о родстве Фандорина и Стрелкова, но при этом он всё равно не понимает, что это за сходство. История Фандорина - это история бессмысленности противостояния року. Беспощадный рок несет Россию к неизведанным безднам. Спасти её могут только мерзавцы, на пути мерзавцев встает Фандорин и разрушает их высокодуховные планы и страна гибнет. Вот матрица практически всех похождений Фандорина. Хороший человек на службе у сатаны. Убей мерзавца – убей Россию. Плоды его работы - дети, выброшенные на улицу из экстернатов, убитый патриот СДД, проигранная война с Турцией, Россия, вступившая в первую мировую войну. Фандорин злой рок России. Он не дает спасти Россию. Он исполняет роль злого рока страны.  Стрелков? Пока не ясно. Фандорин мне видится в этой современной донецкой истории, если бы Акунин взялся бы её написать, как герой, убивающий героя Стрелкова где-то на туманном донецком выжженным беспощадным огнем из тяжелого орудия плато. СДД вот кто на мой частный взгляд, действительно близок Стрелкову, как близок ему боевой генерал, прозванный Ахиллесом, как близки ему по знаку и иные герои, коих убрал с дороги жизни беспощадный рок в лице Фандорина. Так кто же на самом деле этот самый Фандорин есть?  Об этом поговорим даст бог позднее, но то, что Фандорин в этой истории вряд ли шел рука об руку со Стрелковым, это похоже так и есть.