Первая поездка за границу

Владимир Кожин 3
     Недавно я неожиданно застрял в Варшавском аэропорту имени Фредерика Шопена. Самолет сломался, и меня, как и многих пассажиров, на два дня задержали в этом городе. Поселили в хорошем отеле, кормили, в общем все, как полагается, когда виноват перевозчик.  Это сначала огорчило, но когда я свыкся с ситуацией, определился с новыми билетами, то  решил с пользой провести время и посмотреть город. Раньше я уже бывал в Варшаве, даже три раза, поэтому решил еще раз съездить в  исторический центр, посмотреть старый город, да и просто прогуляться, раз уж так получилось.
     Город стал красивее: много новостроек, современных зданий, старый город бережно по камешкам восстановлен из руин после войны. Люди, к которым я обращался с вопросами, были приветливы. Я заметил, что молодежь понимает английский лучше, чем русский, а люди в возрасте вполне сносно понимают русский, точнее, мой русско-белорусский, на котором я пытался говорить. Что-то типа: «Пани, я б хацел вас спытаць?». Затем продолжал по-русски или по-английски в зависимости от человека. Например, «Help me to bye bus ticket.»  С билетными автоматами я не сразу тогда разобрался.  Вот так, гуляя по городу, мне вспомнился наш первый визит в Польшу. Тогда был июнь 2000 года.
     Так уж получилось, что до того я никогда не был за границей. Я не считаю тех постсоветских стран, которые были когда-то республиками в «Союзе нерушимом».  В то время они заграницей не были, поэтому в соответствующих анкетах в нужном месте я так и писал: «за границей не был». То есть, «тлетворному влиянию» Запада не подвергался. Это не значит, что тогда никто не ездил за границу. Ездили, даже с нашего института, но далеко не все, и это отдельная тема.
     В то время наша дочь была в Италии, она нас пригласила в гости, заодно  отметить первый юбилей (1 годик) нашему внуку. Мы уже по ним соскучались,  интересно также было посмотреть Италию: страну с древней историей и культурой, ее природу, людей.
     В общем, спасибо «перестройке» и Горбачеву, возможность поездки за рубеж стала и для нас реальностью, мы занялись получением виз, покупкой билетов, подарков и пр. Получить визу в Итальянском посольстве оказалось не просто, потребовалось много бумаг, надо было показать, что у нас есть недвижимая собственность: квартира, дача, гараж, - в общем доказать, что ты не собираешься там оставаться. Хотя в приглашении от зятя и дочки было написано на итальянском, что все расходы на питание, проживание, медицину и прочее, они берут на себя. Тем не менее, нам надо было еще показать, что и собственные деньги (чеки) у нас есть. Не сразу, но визы мы получили и собрались в дорогу. По совету наших друзей ехать мы собрались самым дешевым способом: сначала поездом до Варшавы, затем автобусом до Неаполя. Билеты приобрели заранее.
     И вот мы оформили отпуска на работе, собрались и отправились в путь. Стук колес радовал приближением скорой встречи с близкими. Не омрачали настроение таможенные и пограничные проверки, длительные перестановки вагонов на другие  колеса под европейский стандарт. В радужном настроении мы прибыли в Польшу на вокзал - Варшаву Западную (Заходня), где мы должны были пересесть в автобус. Вокзал и этот район немного разочаровали. Казалось, на Западе должно быть более благоустроено. В ожидании автобуса мы разговорились с другими русскоязычными людьми на автостанции. Они что-то жевали, нам тоже захотелось. Ждать надо было часа два. Жена побежала в обменный пункт поменять несколько долларов на злотые. Купила мороженное и что-то еще. Я пишу так подробно, потому что так поступая, мы совершили ошибки, о которых потом пожалели.
     Подходит автобус польской компании. Пока часть людей выходила , водитель тоже отошел, я ждал с чемоданами, чтоб загрузить их в багажник автобуса. Людей вокруг много, какая-то суета. Но настроение по-прежнему прекрасное - там у этого автобуса в Неаполе нас будут ждать любимые люди! Жене я посоветовал пойти в автобус, чтоб занять места. Через стекло видно было, как она ходила по автобусу, но что-то двух мест рядом не находила. Ей пытался помочь какой-то молодой симпатичный мужчина в яркой цветастой рубашке. Он что-то ей советовал и приветливо махал мне рукой. У меня настроение поднялось еще выше, вот, думаю, Европа, хотят помочь, не то что у нас...
     Наконец пришел водитель, началась погрузка. Как только я освободился от чемоданов, я попытался войти в автобус. Но не тут- то было. Какие-то люди забаррикадировали вход в заднюю дверь, откуда было бы ближе пройти к жене. Я не стал ждать, когда толпа рассосется, увидел, что у передней двери никого нет. Вошел внутрь. Возле первых рядов какой-то старый дед годов под 90  путался со своими котомками, никак не мог усесться. Пришлось ждать. Терпение мое заканчивалось, тут я увидел, что и задняя дверь автобуса освободилась. Но путь назад был закрыт, там плотно, ни на кого не глядя, стояли несколько человек, которых невозможно было обойти. Когда дед наконец-то уселся, я пошел, а точнее с извинениями полез к жене через стоящих в проходе между креслами людей. Меня еще удивило, что они совсем не раздвинулись по моей просьбе, а наоборот, двое здоровенных парней даже меня немного поджали с двух сторон. Ну и Европа, рассердился я, и с натугой проскользнул дальше.
     Оказалось, что жена мне заняла место не рядом с собой, никого уговорить ей не удалось. В автобусе была и бортпроводница, она сказала, что нас посадит вместе, когда поедем. Наконец я сел, мы поехали.
     Вдруг я почувствовал какое-то внутреннее беспокойство. Что-то не то, подумалось. Полез в карман джинсов - нет бумажника… Смотрю, нет и того деда с котомками впереди, нет тех двух амбалов, что меня зажимали. Даже нет того симпатичного улыбчивого мужчины в цветастой рубашке. Я попытался пожаловаться проводнице и водителю. Они отнеслись к этому спокойно, без удивления, я решил, что и они в доле. Ведь почему автобус оставался так долго без присмотра, почему в нем болтались посторонние люди без билетов? Проводница сказала, я вас плохо понимаю, хоть я пытался объясниться и по-русски и по-английски.
     Позже, когда я рассказал про этот случай своим друзьям и знакомым, мне привели еще несколько подобных случаев в Варшаве Заходней. Не знаю, как теперь, но тогда это было криминальное место. Мне еще повезло - вытащили лишь деньги и кое-какие мелочи. У других пропали и документы. А что было бы, если бы украли паспорт, ведь пришлось переезжать этим автобусом несколько границ, где проверяли документы. Вот уже были бы настоящие приключения! И испорченный отпуск. А так, потерял кошелек с парой сотен долларов и хорошее настроение.
     Анализируя позже этот случай, я понял, что мы еще хорошо отделались. Определив нас в жертвы, бандитская группировка начала спецоперацию, в которой было задействовано 10-15 человек. Возможно, если бы не мой бумажник, они бы силой вырвали сумку у жены, где были и документы и основные наши деньги. Вытащить незаметно сумку они не могли, жена инстинктивно прижимала ее к груди двумя руками.
     А причиной всего этого были две сделанные нами ошибки, которые мы старались больше не повторять в будущем. Первая: в то время не надо было привлекать внимание, громко говорить по-русски и показывать своим счастливым видом, что ты едешь на отдых за границу. Тогда мало кто из нас имел платежные карточки, обычно везли деньги. Профессиональные воры именно на таких лохах специализировались, и, вероятно, крупные группировки здесь кормились. Не уверен, что только польские. Второе: нельзя показывать, что ты имеешь большие суммы наличными. А моя жена, как оказалось,  у обменного пункта достала из сумки свой толстый кошелек и у всех на виду отсчитывала те несколько долларов. Могу еще добавить третье: не стоит сразу расслабляться в незнакомом месте и, тем более, чужой стране!
     Гуляя по Варшаве через много лет после этого случая, проходя возле Центрального вокзала, я подумал: может съездить на тот вокзал Варшава Заходня, время же есть? Ведь интересно посмотреть - может и там все изменилось?  Наверное не трудно догадаться, что этого я не сделал.
     Надеюсь продолжить описание своих впечатлений об этой нашей первой поездке за границу, ведь мы побывали в Неаполе, Риме, Сицилии, проехали на машине по многим городам Италии. Позитивных впечатлений было много, хотя некоторые неприятные моменты также запомнились. Может на лице у нас было написано, что лохи?...

          Продолжение http://www.proza.ru/2014/10/09/84


        На фото: Варшава. Дворец культуры и науки, архитектор Л. Руднев. Построен СССР в 1955 г.