О празднике Жертвоприношения... Покаяние

Азамат Джанымбей
Из-за детских впечатлений от того, что происходило в день праздника Жертвоприношения – Курбан Байрам – я его очень долго не любил. Мне всегда было жаль этих жертвенных животных, которых резали во искупление каких-то грехов…

С годами моё отношение изменилось – пришло понимание сакрального смысла этого праздника, восприятие его как символа отказа от дикости человеческих жертвоприношений. Но, что-то, как и в детстве, заставляло сжиматься сердце, поднимая в душе стихийный протест. И только много позже я смог сформулировать сам для себя, что ТЕПЕРЬ не дает спокойного восприятия жертвоприношений…

Несколько слов относительно жертвенных животных. ВСЁ на этой Земле имеет своё предназначение. Если оно – предназначение – кем-то не исполняется, он уничтожается. Это относится как к людям, так и к животным.

Предназначение домашних животных быть источником пищи, а также служить иным жизненно важным потребностям человека. Без этого они, в абсолютном своем большинстве, обречены на вымирание, они не способны вернуться в дикую природу. А посему не просто прекращение жизни, но прекращение со смыслом и по ритуалу есть лучший итог жизни для домашнего животного.

Мне всё равно их жаль, но это уже другая жалость, которую можно скорее определить как сострадание…

С людьми всё намного сложнее. У меня всегда вызывало удивление и даже протест допущение мысли о том, что КТО-ТО, человек или животное, может взять НА СЕБЯ наши грехи. Тема отдельная, но даже Христос, считающийся Богом у христиан, по-моему, не сделал этого. Он указал Путь к спасению. Однако пройти его должен сам человек, и нет гарантий, что он обязательно закончится Раем, полагая, что Христос УЖЕ всё искупил своей кровью… Что же говорить о том, что от грехов может освободить смерть животных, пусть и принесенных в жертву в положенный день и по положенному ритуалу?

Вера в искупительную миссию ветхозаветных «козлов отпущения» удел наивных людей, не понимающих сакрального смысла Веры. Ведь ВСЕ религиозные предписания и ритуалы есть лишь СРЕДСТВО достижения главной ЦЕЛИ – развития Души. Или, как принято говорить в вероучениях, спасения Души, то есть обретения ею качеств угодных её Создателю.

В ЭТОМ весь смысл земной жизни, как у людей, так и у животных – ВЗАИМОПОМОЩЬ в спасении своих ДУШ.

Относительно людей это хотя бы отчасти многими верующими понимается. Относительно животных очень редко. При том, что сказано в Коране (сура 6, аят 38)-
«И нет (ни одного) животного на земле и ни (одной) птицы, летающей (в небе) на своих двух крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам (о, люди) [у каждого вида творения есть свои особенности и свой уклад жизни]. Не упустили Мы в Книге [в Хранимой скрижали] ничего [в ней записано все, что произойдет до Дня Суда]. Потом [в День Суда] к своему Господу они будут собраны (для расчета и воздаяния)».

И животные ответят перед Богом. Но мир устроен так, что не они за нас, а мы за них несем ответственность перед Творцом. В том числе и за жертвенных животных. Коран (сура 22, аят 37) – «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро».

Истинной жертвой Создателю, и об этом ясно сказано в священных книгах, может быть только то, что наиболее дорого верующему человеку. И не как самоцель, а ради его преображения. Потому и испытывал Господь Авраама через смерть его сына.

А что же сегодня? При нынешней стоимости жертвенного барашка, те, кто побогаче могут позволить себе закупить десяток и более таких животных. И что? ЭТИМ они полагают можно искупить свои грехи? Что эти барашки перевезут грешника в Рай?

Если и взирал Господь на то, как праотец наш Авраам-Ибрагим проходил испытание требованием принести в жертву своего сына, то «следил» Он не за рукой пророка, а за тем ЧТО происходило в ДУШЕ его. Много ли сегодня тех, кто с такой же целью, верой и искренностью исполняет обряд Жертвоприношения? Ведь без этого теряется смысл этого великого Праздника…

Да пребудет со всеми нами милость Всевышнего!