Спорт великая сила

Николай Лодяев
        Спартакиада школьников Томской области в 1952 году всё перевернула у меня в душе! Я понял, что спорт человеку может дать очень многое. И я решил серьёзно заняться им. С ещё с большим упорством стал заниматься на турнике и с гирей. Свободно поднимал тяжелые мешки с картошкой, мукой, зерном, ловко владел топором, косой, лопатой, метал стога, возил брёвна, носил мешки с рыбой, лазал по кедрам, орудовал прислоном во время шишкования (сбора кедровых шишек), легко переплывал широкие озёра, ходил на большие расстояния, целыми днями шагал по болоту в походах за клюквой, любил бегать в гору, и чем гора была выше и труднее подъём, тем быстрее мне хотелось подняться наверх.
Я был неприхотлив в еде, одежде, обуви, в любое время ночи легко вставал, быстро входил в рабочее состояние. В ночном приходилось спать под открытым небом, спокойно переносить дождь.
        Постоянное движение, преодоление естественных препятствий - ям, обрывов, завалов, гор, речной тины, песка, камней - выполнение любой работы были для меня в удовольствие.  В лесу я мог найти себе пищу, развести костёр. Всегда с собой брал ружьё. Стрелял без промаха, навскидку с упреждением с лодки или лошади. Приготовить еду не составляло труда: потрошеного рябчика или утку прямо с перьями обмазывал глиной и клал в костёр на угли. Через двадцать - тридцать минут все готово. Разбивал глину, перья оставались на глине, а тушка чистенькая, белая, как груздочек. Надевал её на палку и держал над углями, чтоб поджарить немного. Соль при себе, банка для воды на поясе, в любом роднике вода свежая и очень вкусная. Чай на костре с заваркой из шиповника или смородины – красота! Иногда поджаривал на углях рыбу, грибы, пёк картошку. Никаких болезней не было.
         Мне нравилось уединение в лесу, в поле, на реке. Меня почему-то не тянуло к ребятам моего возраста. А когда я встречался с ними, сразу же становился лидером и всегда пользовался у них авторитетом. Лидерские задатки? Честолюбие? Не знаю. Но стать военным мечтал с четвёртого класса, даже в школьном сочинении писал об этом.
Большое впечатление на меня произвели кинофильмы “Сталинградская битва”, “Взятие Берлина”, “Подвиг разведчика”, “Молодая гвардия” и многие, многие другие военные ленты. Огромную роль сыграл  фильм “Тарзан”. Я уходил за Шегарку, в чигын, залезал на деревья, прыгал с них, опускался по веткам – это была моя стихия. Я изображал из себя Тарзана, копировал его движения, издавал похожие крики. Прыгал с дерева в речку, нырял под коряги, плавал  против течения, долго находился под водой, подтягивался на одной руке, раскачивался, перехватывал на лету ветки. Чего я только не делал!
Палящее солнце, дождь, ветер - мне все было нипочём. Высокий, широкоплечий, с накачанными мышцами, я был в самом деле похож на легендарного Тарзана. Он был моим героем не только в детстве, но и в период всей спортивной жизни.
В раннем детстве в деревне меня называли “люкша” (левша), когда стал подростком - “пшор” (орёл), а в  юности – «Тарзан».
         На турнике подтягивался тридцать раз, делал подъём переворотом, силой выходил через спину на верх перекладины, делал “склёпку” (подъём разгибом), выкручивал себе руки, выходил силовым винтом на перекладину, творил всякие “лягушки”. На турнике выработал в себе такую ловкость, что все  удивлялись. Ребята не могли повторить мои движения и завидовали. Легко поднимал  я двадцать раз двухпудовую гирю и выполнял с ней различные упражнения.
       Готовил себя к труду и службе в армии.