ЧИП

Сергей Демченко
ЧИП.
   Я заметался в поисках ягда. Почему..? Не знаю, но я хотел именно ягдтерьера. Перелистав море литературы, перечитав  стопы журналов , я пришел к выводу ,что эти бесстрашные и безрассудные бойцы  смогут быть мне очень хорошими помощниками при охоте на мелких куньих. 
    Сказано –сделано.Я позвонил друзьям-собачникам и сразу же получил приятные известия. Продается ягд, рабочий ,3-х годовалый ,имеет 3 диплома 1 ст .  по лисе и 3 ст.по барсуку. Радости моей предела не было. Наутро я был у хозяйки. Не торгуясь забрал Чипа, так звали мою новую собаку. Но ,как не велика была моя радость , все же у меня хватило такта спросить:”Почему же все –таки продаете?”
    Явно не раскрывая душу она ответила, что хозяин недавно умер , в связи с чем держать двух рабочих ягдов ей ни к чему ,да и накладно. Я попросил показать второго, сразу же получив ответ ,что он не продается. Второй был явно старше..На его морде не было живого места, взгляд был серьезен и строг. Ко мне он не подошел, хватнув  моего запаха из-под ветра и махнув раз, для приличия обрубком хвоста. По внешнему виду я понял , что собачки эти нешутейные, но будучи не большим специалистом по норным я не понял насколько нешутейные.
  Неделю я ждал предстоящей охоты,приучая к себе собаку. Первый же выход решил не рисковать, учитывая ,что еще недостаточно хорошо знаю собаку ,да и она меня, поэтому решил пройтись по зайчику, попутно может встретив еще что то из дичи.
     Погода была, по-кубански, осеняя. Черная пахоть струилась поднимающимися испарениями, лесополосы синели зарослями терна, усыпанными  зрелыми синими ягодами  в восковом налете. На них жировали  дрозды, весело переговариваясь и отмечая беспокойными криками путь собаки в зарослях. Вдруг  громкий взлет с характерным ко-кок,ко-кок и сразу же работа собаки по фазану. Петух раскачивался на тонкой  ветке ,глядя на собаку ,а Чип отдавал доносчивый , породный голос по сидячей птице. Классическая работа лайки по  боровой птице. Я был приятно удивлен и петух, конечно же, стал нашим первым общим трофеем. Чип был очень вежлив к птице, придавив ее ,сразу же позволил мне взять фазана .Пройдя немного  рядом и убедившись , что дичь на месте он ушел в поиск. Я не видел его хода, но постоянно слыщал впереди себя тревожные переговоры дроздов, отмечавших его ход.
     Косой вымахнул из лесополосы метрах в 60 и пошел пританцовывая через пахоть, как это могут делать только матерые степные русаки, то наддавая и прижимаясь к земле, то ,наоборот, с силой отталкиваясь и подлетая. В тот же момент я услышал гон. Чип отдавал голос и шел по следу, верно держа ходовой след зверя, но отставая от него значительно. Гон ушел вдаль к предгорью и я заволновался ,придет ли собака? Больше всего я переживал о том, чтобы ему не встретились норы вдалеке и он не ушел в них  незамеченным. Но все закончилось благополучно. Вскоре Чип был с нами. Я был удивлен вторично. Что ж ,начало положено, следующий выходной норы!
   Языки желтых оползней уходили с кубанских круч  к воде, они топорщились безобразными глыбами обвалившейся глины, поросшими  шарами перекатиполя, репейников , полыни .Все это было переплетено ежевикой и хмелем, кое где  все это покрывали  камышовые дебри , через которые человеку пробраться было невозможно, зато лисы чувствовали себя здесь комфортно, роя  норы в расщелинах и проделывая ходы под всей этой буйной растительностью.               
     Норы располагались высоко под кручей, они были видны песчаным светлым выгребом и были сложные, т.е. имели 5-6  ходов. Место было идеальное для охоты. Мы расположились  над норами. Чип влетел с ходу и начал работать от входа с голосом, но почти сразу же замолчал. Мы ждали выхода зверя..Но зверь не выходил. Руки затекли от долгого  напряжения, стволы начали клевать.
    Я запереживал. Прошло уже около получаса, а из норы ни звука. Наконец  я не вытерпел, пошел слушать. Во всех отнорках стояла гробовая тишина. Что делать? Собаку жалко... Начал звать, потом стрелять. Ни звука.
    Просидели мы возле норы около трех часов…Чип вышел из норы  тихо и незаметно. Я увидел его уже возле себя. Морда была ,как валенок, глаза заплывшие.Но смотрел он на меня с чувством исполненного долга. Я не понял ,что произошло , тогда.
   Неделя ушла на лечение. К следующему выходному он был опять в боевой форме ,строго и весело посматривая на меня в ожидании охоты.
    Я уехал в степь. Норы нашли быстро в лесополосе. Были они простые с  двумя отнорками и неглубокие, что давало мне возможность хорошо слышать работу собаки.
    Работать он опять начал с запуска, но почти сразу же замолчал. Я оставил свою позицию и подошел к норе. Подо мной раздавался странный звук :”  тук-тук , тук- тук, тук -тук”.К своему ужасу я понял , что это такое…Это кобель –перводипломник, работает в искусственной норе на диплом первой степени, т.е. с хваткой по месту, а тук-тук делала голова лисицы по стенам норы, вся проблема была в том, что “ крышки на норе не открывались”. Холодало. Машина была далеко , но нам ничего не оставалось, кроме как ждать его. Чип вышел часа через два-три. Был абсолютно цел, что говорило о правильной моей догадке в части диплома. Лиса же осталась в норе не добытой.
      Мы промерзли  до костей и решили в этот день больше судьбу не испытывать , а уйти “потоптать ’ зайчика. С этим мы стравились успешно, рядом были сады и зайца в них водилось превеликое множество, но  Чипа я с собой уже не взял, а оставил на охране транспорта. С тех пор я старался охотится с ним ,только поверху.
  Он прилично работал фазана, гонял зайца..В очередной раз мы шли по лесополосе, гладкой и ровной, без наносов чернозема, в котором лисы устраивали свои норы, Чип тщательно искал впереди, на правильном челноке обыскивая перед нами  заросли. Потом вдруг рванул вперед с голосом и…замолчал. Мы прошли метров  сто и обнаружили норы. Множество старых нор, которые устраивают звери , из поколения в поколение выводя молодь в этих местах. Вначале я слышал его работу, находясь над ним, но потом  кобель ушел глубже и все смолкло. Погода была теплой. Золотисто –серые акации стояли ровными рядами на страже развивающейся под землей драмы. Мы ждали до вечера, потом ,оставив на месте стоянки какие то вещи уехали.
    Я плохо спал эту ночь. Наутро , взяв фокса ,поехали  на норы. Собаки не было. Оставленные нами продукты и вещи лежали не тронутыми.Мы пустили фокса и услышали его работу вдалеке от места входа в нору. Что делать? Только копать…Фокс вышел, отряхнулся, вытер морду о траву и вошел опять. Начали шурф на месте возобновившейся работы.
  Первым мы увидели громадного мертвого лисовина, прокопав шурф около двух метров глубиной, вернее его хвост в открывшейся норе, но не смогли его вытащить ,т.к. его голова была повернута назад, туловище согнуто  пополам и он заклинил проход. Решили рыть в сторону  ,противоположную его ходу и ,сразу же нашли  Чипа. Он еле шевелился и еле дышал, одного глаза не было, морда была прокушена и он дышал через дырки ,оставленные лисьими зубами  в средней части носового прохода .В суете мы забыли о фокстерьере , но потом услышали его рычание в норе, за Чипом и выволокли  оттуда еще одну лисицу и треплющего ее фокса. Она была еще жива, но примерно в таком же состоянии ,как ягд. Вскоре Чип погиб.
    Я позвони друзьям   и поведал им все ,что случилось с собакой, за короткий промежуток времени  , нахождения у меня. В ответ я услышал историю этой собаки, которая меня повергла в шоковое состояние:
    ”Эксперт-кинолог  по норным  Павел  был заядлым норником –барсучатником. Далеко не все понимают этот вид охоты (я отношусь тоже к этой категории), когда твой основной инструмент лопата. Норные очень быстро находят барсука, загоняют его в котел и тебе ,только остается, вырыть шурф метра два глубиной над работающими собаками, перекидав пару тонн грунта, выдернуть их оттуда быстро и дождаться с ружьем или лопатой, когда из норы выглянет озадаченный зверь:” Kуда же подевались собаки ?”. Казалось бы очень просто.
    Павел был опытным профессионалом .Норы , где окопались барсуки ,он знал давно, регулярно там брал зверя, аккуратно восстанавливал их после охоты. Они располагались на возвышенности , вдалеке от населенных пунктов .Прибыв на место пешком, он спустил с поводка собак и стал слушать…Собаки прошли круг и остановились в одном месте. Для верности, постучав  сверху по земле и начав копать, с целью стронуть зверя, он убедился ,что зверь в тупике. Шурф получился достаточно глубоким, хотя для сильного мощного парня не составило большого труда дойти  и открыть нору. Экономя свои труды ,он не стал сильно расширять яму. Увидев работающих собак ,он лег на край шурфа и по очереди выбросил обоих кобелей наверх, схватил ружье , в ожидании выхода барсука и ..барсук не заставил себя долго ждать.
    Выстрел. Зверь остался на месте. Павел лег на живот и опять сполз в яму вниз головой. Но барсук подался назад, ухватить его за ворс Павел не смог . Он сполз еще ниже, ухватил зверя и попытался подниматься, но узкая траншея не давала ему возможности оттолкнуться от ее стенок вверх, более того, телогрейка, сползшая со спины и подвернувшаяся под руки, затрамбовала его в этой ловушке вниз головой…Что происходило дальше не знает никто…
    Нашел Пашу, совершенно случайно, проезжавший на лошади чабан, на кавказцев которого, набросились, охранявшие тело своего хозяина,ягды ”