Самый главный урок

Юлия Долгова
                Моим детям посвящается.
                С любовью, мама.



   Иногда телефонный звонок взрывает тишину миллионом красочных брызг, и вот уже на каждом квадратном сантиметре вашей такой знакомой квартиры вдруг начинает светиться маленькая яркая искорка.   
   Будто звон тысячи мелодичных колокольчиков заполнил все пространство, а в трубке, за тысячу километров, но совсем рядом, такой же яркий и взрывной раздался голос Мишки.
- Лёха!  Л-ё-ё-шка!!!  Я получил! Получил эту чертову премию! 
- Мишка, я не сомневался! Поздравляю, брат!
- Спасибо!  Было круто!
- Как все прошло?
- Круто, говорю тебе!  Я с такими людьми познакомился, здесь такие монстры журналистики! Новых идей много!  Расскажу при встрече. Не это главное.
   Миша замолчал. И Алексей почувствовал, что сейчас произойдет что-то важное. Такой весомой и насыщенной была эта короткая пауза.
- Не это важно, Леш. – Голос Миши зазвучал тихо и даже как-то задумчиво.
- Что?
- У меня дочь родилась.
- Что?!!!
- Я стал папой, брат.  Дочка! Я только что узнал!  Представляешь? Дочка….
- А почему Лера не позвонила?  Мы бы помогли… Когда? Где она сейчас?
- Не волнуйся, с ней хорошо все. Она хотела, чтобы я первым узнал. – Миша сделал глубокий вдох. – Только что. Представляешь?   Я теперь папа.
- Миш, мы сейчас прямо к ней поедем. Я Наташке позвоню.  Ты не переживай, там. Когда прилетаешь?
- Завтра утром. Мы все приготовили с Лерой, но мало ли, Леш, пусть Наташа ей поможет, они, женщины, лучше понимают друг друга. А я как приеду, сразу к ней.  К ним. К моим девчонкам.
- Это Миша звонил? – В комнату вошла жена. -  Миша?  Что у него там? Выбрали его? Премию получил?
- Получил, - пока еще немного растерянно сказал Алексей, но лицо его уже сияло и он не могу сдержать улыбки.
-  Тань, - он снова взялся за телефон, - Мишка папой стал. Лера только что родила девочку! – и уже в трубку, громко и радостно – Наташка, поздравляю!  Нас больше стало! Племянница у нас! Только что! Да. Заеду за тобой.  Жди.

   Через некоторое время он нетерпеливо ходил по комнате и смотрел, как Наташа, его младшая сестра, методично и деловито складывала в полиэтиленовые пакеты какие-то вещи и продукты. Она как всегда была безупречно спокойна.
- Наташ, что так долго? Мишка сказал, что у нее все есть там.
- Да что он понимает! Я звонила  Лере, все узнала. – Она продолжала складывать какие-то свертки, все  так же серьезно и спокойно. Точно так, как когда-то завязывала шнурки на Мишкиных ботинках и надевала на него шапочку и шарф, собирая по утрам в детский сад. В то время, как маленький Мишка неугомонно болтал ногами,  строил смешные рожицы Алеше , а тот, уже подросток, с  удовольствием передразнивал его и они вместе весело хохотали.
   Алексей улыбнулся. Наташа, наконец, все сложила, надела плащ, и они вышли.
- А мне сегодня мама снилась. – Сказала она уже в машине. – Будто я захожу в гостиную, а мама накрывает на  стол. 
   Брат посмотрел на нее и улыбнулся. Тепло улыбнулся. Как улыбался только ей и Мишке в какие-то особенные минуты, понятные только им троим.
-  Знала мамочка, что праздник у нас будет – улыбнулась ему в ответ Наташа и отвернулась. Но Алексей все равно заметил блеснувшую слезинку в уголке ее глаза.
- Я тоже ее сегодня вспоминал.
 

   Серые вечерние облака медленно ползли за горизонт, будто освобождая сцену чуть розоватым лучам уходящего солнца. Алексей припарковал машину у дома, но не торопился выходить. С этого места открывался прекрасный вид.  Высотки  расступались, за ними поблескивала вода в небольшом искусственном пруду, а над прудом и кудрявым кустарником – небо.
   Так приятно было порой выскочить из пробок, из суеты дня и погрузить взор в этот кусочек тишины. Солнце  уже почти скрылось, но небо все еще было светлым, Длинные розовые отблески, как ступени, опускались все ниже, а над ними, как занавес в театре, опускалась мгла.
   «Кто же это? – подумал Алексей - Ах, да Лесков, в «Островитянах», кажется,  писал, что в этот самый момент души только что умерших людей торопятся успеть проскользнуть туда, под этот занавес, в царство света»
   И тут же вспомнил  Наташкин сон. И маму. Которая вот так же однажды ускользнула от них в царство вечного света. Но сейчас она была рядом. Как и во все важные моменты их жизни. Так же как Наташка еще полчаса назад сидела на соседнем сиденье его машины, также теперь и мама, казалось, сидит тут же. И стоит только повернуть голову – как она улыбнется в ответ.
   Она всегда улыбалась.Даже когда уставала, когда нервничала и злилась, даже когда ругала его за двойки -  посмотрит на кого-то из них, своих детей – и вдруг улыбнется. Так тепло. И сразу становилось понятно, что гроза миновала.
   Она ушла, когда ему было двенадцать.
   Однажды днем, во время каникул, когда не нужно было идти в школу, мама вошла в их с Наташкой комнату и сказала, что ей нужно серьезно с ними поговорить.  Лёша удивился тогда – в школе было все в порядке, тем более, что каникулы.   Мама попросила их с сестрой сеть и внимательно ее выслушать.  Маленький Мишка, ему было всего года два, весело валялся на полу, перебирая солдатиков старшего брата. Мама ласково потрепала его за плечи и с такой же ласковой, но какой-то уж очень серьезной улыбкой посмотрела на старших детей.
- Вы, наверное, заметили, что последние время я часто хочу к врачам. Дело в том, что я болею. Эту болезнь нельзя вылечить.
   В сердце Алеши что-то жалобно заскреблось. В один миг он забыл, что его ждет разобранный робот, и стал смотреть на маму во все глаза.
-  Все люди когда-нибудь умирают, дети. – Голос мамы звучал очень спокойно. Так спокойно, что неприятные ощущения в груди почти исчезли. – Вернее, умирает их тело, а душа – она живет вечно.  Я хочу, чтобы вы знали и были к этому готовы – меня нельзя вылечить, поэтому через какое-то время  меня не станет с вами.
   Наташа широко раскрыла глаза, ее рот тоже слегка приоткрылся, будто она хотела что-то сказать, да потеряла все слова. Но мама  тут же взяла ее за руку и притянула к себе. Обняла, улыбнулась, как обычно.
- Не бойся, доченька. Это не страшно. Вы просто не будете меня видеть, но я всегда, слышите, всегда буду рядом с вами! – она взяла за руку и Алешу.
- Я говорю вам это, потому что хочу, чтобы вы были готовы. Я хочу, чтобы вы не боялись.  Чтобы вы знали – души бессмертны, и я буду рядом с вами всегда. Я вас очень люблю, Очень. И это не изменится никогда. Просто когда меня не станет…
- Мама, не говори так! – вскрикнула Наташа и закрыла руками лицо.  Алеша увидел, как на ее пальцах одна за другой засверкали маленькие искорки.   Мама не могла этого видеть, но обняла Наташу еще сильнее, поцеловала в затылок и начала тихонько качать.
- Тише доченька, тише…. Не надо этого бояться. Мы должны говорить об этом. Мы должны обо всем поговорить с вами. Я должна все объяснить вам сейчас. Сейчас, когда я могу обнять вас, когда  могу помочь.
   Леша почувствовал, как скрежет в сердце усилился и вот уже всю грудь, словно сжало в тиски. В голове стало жарко, земля ушла из-под ног, будто он провалился в бесконечную пустоту. Но мамина рука еще крепче сжала его ладонь. И земля вернулась. Голос мамы звучал спокойно, как лучик света, который вел за собой сквозь упавшую на них тьму, как маяк, который указывал путь и вселял надежду на спасение.
- Я очень вас люблю. И даже когда злюсь на вас, я люблю вас. Я знаю, что вы справитесь. Вы – мои дети. Вы часть меня. Вы подрастете, и все семена, которые я вложила в ваши души, прорастут. Вы будете все делать так, как я вас учила. Я даже не сомневаюсь, что вы станете хорошими людьми. И вы позволите, слышите, Наташа, Алеша, вы сделаете все, чтобы ваши таланты развивались.  Вы не должны ничего бояться. Сначала будет немного сложно. Но потом все наладится. Главное – чтобы вы помнили все, что я скажу вам сегодня. Все-все. Обещаете?
   Леша и Наташа едва заметно кивнули. Мама продолжала:
- Все люди когда-нибудь умирают. Кто-то раньше. А кто-то позже. Кто-то живет до старости, а кто-то нет. Это случится со всеми. И это нормально. Так устроен этот мир. Но есть и другой мир. Он больше и важнее. Не физический. И там -  мы всегда вместе.  Это мир наших душ.  Смерть не властна над ним. Вы не будете видеть меня. Но я буду рядом. Мы будем по-прежнему разговаривать с вами. Только мой голос вы будете слышать здесь – и мама ласково прикоснулась к Лешиной груди. Он и сейчас бывает у вас здесь, в сердце, когда мы не рядом.  Вам просто нужно научиться меня слушать.
- А если я не научусь, мам? Если я не услышу тебя? – чуть всхлипнув, спросила Наташа.
- Обязательно услышишь, доченька - мама снова улыбнулась и поцеловала ее в лоб,  – тут и учиться нечему, просто нужно вспомнить. Нужно остановиться и помолчать.  Нужно перестать злиться и обижаться. И тогда ты услышишь. Все услышишь. Я буду с вами. Каждое мгновение.
   Маленький Мишка с грохотом вытаскивал из-под кровати железную пушку.
- Пах! Пах! – весело кричал он, изображая, что стреляет. – Пах! Пах! Пах!
- Вот за кого я переживаю, так это за него – сказала мама, не сводя с Миши глаз. Он достал, наконец, пушку и победно потряхивал ею в воздухе,  На лице его был полный восторг.  -  Он еще пока ничего не понимает из того, что я говорю. И я совсем немного смогла ему пока дать.
   Она вздохнула, но тут же вновь улыбнулась, и голос ее зазвучал ровно.
- Но у него есть вы. И это очень важно.  Вы все вместе – мои дети.  Вы – семья. Вы часть меня. И часть друг друга. Всегда помните об этом.   Через вас я смогу больше помогать ему.  Вас я многому научила, и, я знаю точно, в нужный момент, вы вспомните все мои уроки. А вот ему я не сказала еще. Так много не сказала.  Ему, вашему маленькому брату, все расскажете вы. Всему его научите. И самое главное – вы научите его любить.
   Мишка продолжал воевать с невидимым врагом, разметал по комнате всех солдатиков и один прилетел прямиком в мамино плечо. Мама взяла скачущего Мишку на руки, обняла,  поцеловала его в пухлую щеку, отдала солдатика и посадила на пол.
-  Вы очень важную вещь должны сейчас запомнить. Очень важную . Знаете, что позволяет душам быть ближе друг к другу? Быть очень близко? Знаете, что сближает во всех мирах и пространствах?  Что позволяет быть рядом всегда, не смотря ни на что?
   Алеша замер, приготовившись услышать и запомнить её слова навсегда.
- Любовь. Нет, не любовь моя к вам, или ваша ко мне – это только одна из граней.  Любовь – это гораздо больше. Любовь - как способ жизни. Любовь к каждому. Забота о близких. Забота друг о друге. Любовь и внимание к тем, кто останется с вами рядом. Друг к другу. И к тем, кто появится в вашей жизни позже. Ко всему, что будет окружать вас. Любовь, которая заставляет нас совершать  хорошие и добрые поступки. Такая любовь спасает от всех бед. Такая любовь  будет делать нас еще ближе. А злость, обиды – будут отдалять нас. Равнодушие сделает нас глухими, и мы никогда друг друга не услышим.
   Каждый раз, когда вы будете заботиться друг о друге, вы будете чувствовать, что я рядом, совсем рядом.  Каждый раз, когда вы будете помогать друг другу, и Мише –  вы почувствуете, как я буду обнимать вас невидимыми крыльями. И вы мне поможете. Поможете оставаться рядом. Мишка маленький еще. Но вы можете подарить ему мою любовь. Через вашу любовь и он услышит голос своей мамы. Каждый раз, когда вы будете его обнимать – и я буду обнимать его, каждый раз, когда вы будете его жалеть – и я буду жалеть его. И каждое ваше слово напутствия ему – будет и моим словом. Вспоминайте, что я говорила вам – и говорите это ему.  Учите его тому, чему я учила вас.  Заботьтесь друг о друге – и мы всегда будем вместе. И нам нечего будет бояться. И мы не будем одиноки.
   Когда меня не станет, я буду жить в вашем сердце. В сердце каждого из вас.  И только вспомнив обо мне, вы найдете меня рядом.  Только для этого нужно очень любить.
- Я люблю, мама,- сказал Алеша.– Очень люблю. Тебя. И Мишку, и Наташу.

    На улице совсем стемнело. Из чьих-то открытых окон доносился смех. Алексей по-прежнему сидел в своей машине и смотрел на погасшую сцену небес. На ней, как на киноэкране, мелькали воспоминания.
   Ни Миши, ни Наташи не было на похоронах.  Наташа не захотела сама, ей было очень страшно увидеть неподвижную маму. Но он,Алеша пошел. Когда мать отпевал батюшка, Алеша стоял чуть в стороне. Он уже знал, что там, среди цветов, только тело. Оно было чужим и странным. А мама, такая родная и теплая стояла рядом, обняв его за плечи. И хоть она была молчалива и задумчива, ему не было страшно.   Он учился ее слышать. Там. В своем сердце, В том самом месте, куда несколько месяцев назад легла ее мягкая рука. И там – она улыбалась. Как всегда. И отвечала на все его такие не детские теперь вопросы.
- Какая же ты молодец, мамочка, что сказала нам тогда все это. – Едва слышно произнес Алексей. – Как бы мы жили без этих твоих слов?
   Он вспоминал, как порой, разругавшись с Наташкой вдрызг из-за какой-то ерунды,  он чувствовал  нестерпимую боль в сердце. И через какое-то время ноги, против воли, поднимали его и вели  из комнаты в коридор. А там, почти всегда уже стояла Наташка. Её губы все еще были стиснуты от обиды, как и его. Их лица все еще были напряжены. Но невидимая теплая волна накрывала обоих, взгляды встречались – и становилось легко. Будто мама и вправду стояла рядом, трепала обоих по головам и тихонько журила за упрямство.
   Ни разу за тридцать лет они не обсуждали с сестрой тот день и тот разговор.  Уже давно появились у них собственные дети.  Уже и отца давно не было в живых.   Но в какие-то моменты их жизни, встретившись глазами, они понимали: ничего не забыто, они по-прежнему там, в маленькой комнатке, вместе с мамой, и она дает им самый главный урок на свете.
- Мишка стал отцом… -  восхищенно и в то же время удивленно  покачал головой Алексей, закрыл машину и поспешил домой к жене и сыновьям.
   Мишка…. Как часто  дурачась на полу со своим  непоседливым братиком, изображая борьбу и слыша его звонкий смех, Алеша вдруг крепко прижимал его к себе, обнимал и чувствовал  как сладко и жарко делается в груди. Он был уверен, что в этот самый  момент мама обнимает их обоих, как она и обещала. И оба мальчика были счастливы.
   Мишка рос очень активным. Постоянно что-то выдумывал и попадал в какие-то истории. Бабушка сначала причитала: «Без матери растет», потом ворчала и жаловалась отцу, но тот после смерти жены,  был как-то потерян и будто погружен в себя.  А старшие брат с сестрой всегда были рядом. Опекали. И помогали. Веселили. И ругали, когда это было нужно. И учили жизни, И рассказывали, что хорошо, а что плохо. А он отвечал им беззаветной любовью
   Им было хорошо втроем. Все, как и сказала мама. Чем больше они тянулись друг к другу, чем больше поддерживали друг друга, тем радостней и счастливей становилась их жизнь.
- Мама сейчас гордится тобой! Молодец! – говорила Наташа, когда Миша или Алеша добивались каких-то успехов.
- Где мама? – поначалу спрашивал Мишка, - там? – и показывал на портрет на стене.
-  Глупенький,- смеялись Наташа и Лёша, - это мамин портрет. -  А мама здесь. – И они прижимали руку  к его груди, - и здесь! –  прижимали руку каждый к своей. – И везде. Везде, где мы.
   А когда Наташа надела свое выпускное платье, Мишка и сам вдруг сказал:
- Ты такая красивая!  Мама гордится тобой! Она здесь! – и он прижал руку к своей груди. – Она везде. И она пойдет с тобой на выпускной бал. – И вдруг бросился к ней и обнял. Так ласково. Как мама.
   Уже дома Алексей снова набрал номер сестры.
- Наташ, я ведь так и не сказал тебе в этой суете – Мишкина мечта сбылась. В Лондоне его наградили, получил он свою премию.
- Я знаю уже, Лёш, - в интернете прочитала. И видео даже посмотрела. Да и не сомневалась я, что он ее получит. Молодцы мы с тобой. Мама точно гордится нами. Мы вырастили первоклассного журналиста. И просто хорошего человека. – Брат и сестра засмеялись. -  До завтра, Лёш, вечером жду вас всех на праздничный ужин. Целых два повода, чтобы собраться нашей большой семьей.