Кукольное желание

Надежда Дмитриева-Бон
     Жизнь  идёт,  меняет  человека,  меняются  обстоятельства,  видоизменяются  интересы  и  желания. 
Вот  и  у  меня,  я  думаю  не  совсем  на  пустом  месте,  возникло  желание  самой  сделать 
куклу.  Я  стала  об  этом  всё  чаше  думать,  и  желание  укреплялось  в  своём  желании. 
И  вот  однажды  увидев  в  интерьере  одного  кафе  на  стене  красивую,  но  пустую  раму, 
  я  вдруг  домыслила,  как  на  ней  сидит  кукла  такая  рыжая  озорница  и непоседа. 

     С  этого  момента  я  стала  искать  учреждение,  в  котором  обучают  этому  мастерству. 
Конечно,  я  отдавала  себе  отчёт,  что  я  совершенно  не  кандидат  в  кукольники: 
рисовать  не  могу,  а  это  основа  всего.  Умение  шить  и  вязать  я  особо  в  расчёт 
не  брала,  но  моё  упорное  желание  затмевало  все  здоровые  доводы  разума. 
Я  нашла  Школу  Кукольного  Дизайна,  и  выбрала  себе  курс:  изготовления  кукол 
из  пластика,  преподаватель  на  этом  курсе  была  художник-кукольник Наталья Клён.
(Она и сегодня успешно преподаёт в этой школе и на этом курсе).

     Первое  знакомство  было  очень  интересным.  Началось  с  перечня,  что  для  этого  надо. 
Во-первых,  специальный  инструмент  и  огромное  количество  расходных  материалов 
их  по  списку  оказалось  20  наименований,  без  учёта  материала  на  костюм. 
Но  как  говорится  –  Дорогу  осилит  идущий.  Наталья  Клён  оказалась  очень  интересным 
человеком,  влюблённым  в  мир  кукол  и  талантливым  художником.  Слушая  её  уверенность 
в  том,  что  я  сюда  правильно  пришла,  не  только  укреплялась,  но  сразу  стала  доставлять 
радость  причастности.   В  процессе  своей  лекции  Наталья  стала  поочерёдно  спрашивать 
слушательниц,  что  их  сюда  привело,  и  чем  они  занимаются  в  основной  от  творчества  жизни. 

    Ответы  были  разные,  что,  в  общем-то,  и  понятно,  мы  все  изначально  разные…
Кто-то  пришёл  от  избытка  свободного  времени,  кто-то  решил  сделать  куклу  портрет, 
а  это  самостоятельно  не  получилось,  а  женщина,  сидевшая  рядом  со  мной,  была 
в  своём  рассказе  очень  конкретна,  и  было  похоже,  что  она  где-то  парировала  на 
предыдущие  ответы.  Она  сказала,  что  у  неё  всё  в  полном  порядке:  муж,  дочь,  интересная 
работа,  дача,  словом  жизнь  полная  интереса  и  забот,  и  она  всё  успевает,  но 
хочет  ещё  и  научиться  делать  куклы. 

     Моя  жизненная  история  была  не  так  успешна  на  слух,  поэтому  своё  признание  я 
довела  до  минимума,  я  сказала,  что  хочу  попробовать  научиться  делать  куклы,  и  если 
это  получится,  то  для  своей  души,  а  если  кукольное  ремесло  я  смогу  осилить  хорошо, 
то  буду  дарить  куклы,  как  штучный  подарок  друзьям. 

     На, что  преподаватель,  сильно  удивившись,  мне  сказала,  что  авторская  кукла 
должна  попадать  в  руки  ценителя,  а  Ваш  самый  задушевный  друг  может  быть  равнодушен 
к  кукле,  и  через  некоторое  время  она  окажется  на  чердаке,  а  это  не  просто  кукла, 
это  частичка  Вашей  души,  которую  Вы  вдохнули  в  образ  этой  куклы. 

     Признаться,  я  очень  удивилась,  услышав  такую  можно  сказать  даже  взволнованную  речь. 
После  маленького  знакомства  мы  обозначили,  какой  образ  куклы  каждая  из  нас  хотела  создать. 
Наталья  рекомендовала  делать  параллельно  две  куклы,  время  на  это  хватает,  и  так  лучше 
запоминается  ход  и  приёмы  изготовления. 
Я  так  и  сделала,  первая  кукла  в  моём  воображении  созрела  давно,  а  образ  другой 
куклы  я  нашла  очень  быстро,  я  решила  сделать  куклу  художника  по  имени  Тео.

     И  вот  началась  работа…  кто  из  нас  не  лепил  в  детстве,  но  это  было  так  ново 
и   непохоже  ни  на  какие  детские  опыты  в  лепке.  Руки  просто  деревенели 
и  не  слушались.  А  потом  надо  было  предать  мимике  заданный  характер,  а  это 
самое  сложное,  но  это  и  самое  главное.  Мы  поэтапно  лепили  на  занятиях, 
слушали  следующее  объяснение  и  получали  задание  на  дом.  Я  потеряла  сон,  мне 
всё  время  казалось,  что  у  меня  всё  не  так,  и  к  очередному  занятию  я  сломала 
уже  зарождавшееся  лицо,  а  сделать  новое  я  не  успевала.  Когда  я  пришла  без  кукольной 
головы  преподаватель  очень  удивилась  и  сказала,  что  в  её  практике  я  первая, 
которая  посягнула  на  результат  первой  своей  работы,  обычно  первые  успехи  окрыляют, 
и  в  них  человек  видит  только  первый  свой  долгожданный  успех. 

     Ну, что  делать  и  здесь  я  не  вписалась  в  какие-то  принятые  рамки  поведения. 
Но  я  за  неделю  всё  восстановила  и  догнала  процесс  лепки.  Потом  начался  процесс 
прорисовки:  бровей,  губ,  доводки  лица,  а  за  этим  запекание.  И  тут  новый  сюрприз 
образ,  который  я  придавала  лицу,  и  вроде  как  его  находила,  просто  исчез,  на  меня 
смотрело  совсем  другое  лицо.  Когда  я  принесла  готовую  голову,  то  Наталья  сказала,
что  это  не  шалунья,  это  у  Вас  барышня. 

     Я  согласилась  и  больше  того  моя  кукла,  на  моё  ощущение,  приобрела  новую 
национальность  она  стала  похожа  на  еврейскую  девочку,  я  выросла  среди  этого  народа 
и  у  меня  было  огромное  число  друзей  евреев  и  надо  признать  и  по  сей  день, 
что  меня  всегда  радует. 

     Ну,  словом  я  назвала  свою  куклу  Ева-Мария  и  стала  ей  искать  соответствующий 
материал  и  фасон  костюма.  Для  Тео  фасон  и   материал  я  подобрала,  с  его  лицом  таких 
метаморфоз  не  получилось,  потому  что  художник  может  быть  любой  национальности 
и  любого   выражения  лица,  хотя  и  здесь  не  всё  так,  как  виделось  до  запекания. 
Черты  лица  у  Тео  как-то  укрупнились. 

     Потом  лепились  ручки,  ножки, тоже  выпекались,  дошла  очередь  до  тела  остов 
из  проволоки,  синтепон,  всё  обшивалось  трикотажем,   прикрепилась  голова,  руки,  ноги. 
Теперь  костюмы.  Платье  и  костюм  художника  я   всё  сшила  на  руках  с  помощью  иглы 
и  нитки,  словом  такая  работа  получилась,  от  кутюр.  В кукольном  деле  очень  ценится, 
когда  кукла  имеет  нижнее  бельё  и  всё  можно  снимать  и  одевать.  Этот  момент  у  меня 
получился  лучше  всего,  всё  же  умение  шить  пригодилось.  Обувь  куклам  я  сделала  тоже 
сама,  она  и  снимается,  и  одевается. 

     Единственное,  к  образу  Евы-Марии  не  хватало  книжечки,  и  я  приобрела  для  неё 
книжку-малышку  называется  «Женская  мудрость»  с  высказываниями  известных  женщин  мира. 
Вот  этот  афоризм  от  Марины  Цветаевой  меня  радует  и  поднимает  настроение,  как  и  Еве-Марии, 
я  в  этом  уверена. 
«Женщина,  не  забывающая  Генриха  Гейне  в  тот  момент,  когда  в  комнату  входит  её  возлюбленный, 
любит  только  Генриха  Гейне».

     Словом  куклы  моей  мечты  приобрели  свой  образ  и  явились  передо  мной. 
После  окончания  курса  устраивается  выставка  «Дебют»  она  проходит  в  ЦДХ  на  Крымском  валу, 
на  которую  надо  представить  одну  свою  работу,  за  неё,  в  то  время,  автору  давали 
120 $,  а  после  выставки  авторам  выдают  Дипломы  об  окончании  курса.  Но  случилось  то, 
что  случилось,  я  не  смогла  отдать  никакую  куклу.  Вот  такое  произошло  единение  душ. 

    Диплома  я  не  получила,  да  и  вдохновение  делать  куклы  пока  кончилось. 
Сегодня  я  смотрю  на  них  и  даже  не  могу  понять,  как  я  это  сделала. 
Вот  такие  не  похожие  ни  на  кого  куклы,  совсем  неидеальные,  но  они  живут 
такие  единственные  в  своём  роде  куклы.      

Теперь они живут и радуют меня!
Такие рукодельные, моей души, друзья.


* На фотографии мои рукодельные куклы