Паломничество в Прагу

Аркадий Костерин
 

Праздник святой Людмилы.
 
   Хочу поделиться здесь впечатлениями от радостного духовного события в жизни нашего прихода. Это было паломничество к мощам св. Людмилы Чешской, в которое мы с группой прихожан отправились 28 сентября. День памяти святой мученицы Людмилы, празднуется 29 сентября по новому стилю, а 28 сентября отмечают память её внука, благоверного князя Вячеслава (Вацлава), который считается основателем Чешского государства. Это теперь национальный праздник Чешской республики. Мы же отправились в паломничество в этот день потому, что большинство паломников работают и учатся, а 28 сентября — это воскресенье. К тому же, и чествование святой Людмилы, и доступ к её мощам и торжественное чтение Акафиста в её честь были назначены на этот день.

   Итак, мы выехали из Нюрнберга в 6-30 утра. На площади перед вокзалом собралось 50 паломников нюрнбергского прихода.  Все были радостные, оживлённые и даже, как будто, выспавшиеся. Никто не опоздал, все приехали вовремя, запоздал только автобус. Этот инцидент несколько встревожил нас, ведь поездка предстояла очень насыщенная и напряжённая. Торопились мы ещё и для того, чтобы успеть к Литургии в монастырь св. Людмилы, в Моравских Горах, в Лоденице. На дорогу нас благословил у автобуса наш заботливый батюшка, о. Пётр.

   Но, вот, наконец, мы и тронулись. Спать никому не хотелось, а хотелось помолиться за удачу и благодать в путешествии. Сперва мы прочитали утреннее правило, потом акафист святителю Николаю, который всегда помогает нам в паломничествах. А потом прочитали ещё и Последование ко Святому Причащению. И всё на одном дыхании, с радостью и надеждой. Водитель только косился на нас с удивлением. А потом ещё наш групповод, Аня, рассказала нам историю подвижнической жизни и мученической смерти святой Людмилы и её внука, святого князя Вячеслава. История эта очень интересная, но и характерная для равноапостольных основателей поместных Церквей. Ведь святая Людмила сыграла такую же роль в Чешском православии, как, 100 лет спустя, св. равноапостольная княгиня Ольга на Руси.

   Святая Людмила была, по рождению, сербской княжной из семьи, крепко утверждённой в православии. Её крестил около 871 года епископ Моравский Мефодий, тот самый св. Мефодий, который до того, вместе со своим братом, св. Кириллом, разработал, по Вдохновению Божьему, церковно-славянский язык и письменность. Крестил он и мужа княжны Людмилы, чешского князя Борживоя. С этого времени и началась христианизация Чехии. Были построены первые христианские храмы, крестился народ. Царствование Борживоя и Людмилы продолжалось 7 лет, потом Борживой умер, а властвовать стал моравский князь Святополк. Потом власть перешла к старшему сыну Борживоя — Спитигневу, а после его смерти в 915 году — к младшему сыну Людмилы Вратиславу.

   Людмила также в это время занималась государственными делами, радела о христианском просвещении, творила дела благочестия, успевала и воспитывать внуков. Вратислав царствовал недолго и тоже вскоре умер, оставив после себя несовершеннолетнего сына Вячеслава (Вацлава). Вячеслав был воспитан своей бабушкой, княгиней Людмилой, в христианском благочестии. После смерти сына, Людмила стала выполнять роль регентши при своём любимом внуке. Это вызвало неистовую ненависть к ней её невестки, жены Вратислава — Драгомиры, которая была скрытой язычницей. Драгомира подкупила двух бояр и подослала их для убийства свекрови в город Тетин, где жила княгиня Людмила.

   Страшное и подлое это дело совершилось 16го сентября (по старому стилю) 921го года , во дворце благочестивой княгини Людмилы. Бояре задушили праведницу свёрнутым в жгут головным её покрывалом. Она перед этим стояла на молитве и просила убийц дать ей закончить, но те не вняли её просьбам. Она молила хотя бы убить её мечом, чтобы пролить кровь свою во Имя Христа, не дали и этого. Выволокли из дворца, удавили на глазах народа и закопали под кладбищенской стеной. Было ей тогда 60 лет. Как говорит предание, сразу после убийства началось народное поклонение на могиле княгини Людмилы. Народ ещё при жизни считал её святой. Происходили на могиле и многие чудеса, ставшие широко известными.

   Мужественный и благочестивый внук её — король Вячеслав принял власть в Чехии в 16 лет. Он в 925ом году, с великим поклонением, перевёз мощи святой Людмилы в построенный им храм — Базилику св. Георгия. Там эти мощи находятся и поныне. Сам же Вячеслав правил так, как его наставила святая воспитательница. Несмотря на молодые годы, он царствовал мудро и справедливо и очень заботился о христианском просвещении народа. О его благородстве говорит история присоединения к Чехии моравских земель. — Моравский князь решил подчинить себе Чехию и вторгся с войском на чешскую землю. Навстречу ему вывел своё войско король Вячеслав. Но, по своему благородству, он предложил сопернику, претендующему на его власть, не проливать крови воинства, а сразиться лично. Поединок закончился победой Вячеслава, а противник его слёзно просил о милости у его ног. И был, конечно, помилован.

   Первый чешский король был широко образованным человеком, изучил латинский и греческий языки. Святой Вячеслав был миролюбив и почитал духовенство. Он строил и украшал церкви, воздвиг в Праге великолепный храм во имя святого Вита.  Завистливые вельможи решили погубить святого Вячеслава и подговорили к вражде его младшего брата Болеслава. Болеслав пригласил брата на освящение церкви, а затем просил его задержаться, погостить еще один день. Несмотря на предупреждения слуг, святой князь отказался верить в заговор и предал свою жизнь в волю Божию. Когда на следующий день, 15 сентября 935 года, благоверный Вячеслав безоружный шел к Утрени, он был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. Тело его было изрублено и брошено без погребения. Кровь, пролитую в церковных дверях, не могли отмыть, а через 3 дня она исчезла сама. Раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в соборе святого Вита, который выстроил сам мученик.
***
   Так, за молитвами и рассказами незаметно прошла наша дорога. За окнами рассвело, засиял чудесный день. А вот и открылись нам прекрасные моравские пейзажи. Мы подъезжали к первой цели нашего путешествия — православному монастырю святых Людмилы и Вячеслава в Лоденице. Этот недавно открывшийся женский монастырь помещается в красивом замке. Буквально пару лет назад этот замок представлял собой руины. Была проделана огромная работа и во славу Божию в январе 2014 года этот монастырь был освящен. Успели мы туда как раз к Литургии.  Настоятель монастыря, отец Онуфрий приветливо встретил нас и благословил причащаться всех, кто готовился.

   Вскоре началась Литургия. Служба была очень благодатная, и возвышенная, и хотя монастырский хор ещё пребывает в стадии организации, но пел он проникновенно. Была некоторая разница с нашим приходом в исполнении Литургии. В нашем приходе большинство алтарных молитв читается при открытых Царских Вратах, также, при открытых Вратах, часто молится и наш дьякон. Здесь же алтарная служба была более сокровенна, Врата были по большей части закрыты. Тем не менее, независимо от этого, всех нас — паломников и прихожан осенила Благодать величайшего Божьего Таинства. Святое Причастие приумножило наши силы и вдохнуло в наши души радость и веселие.

   После Литургии о. Онуфрий сказал мудрую проповедь. Он привёл большую цитату из Иоанна Златоуста и на евангельских примерах объяснил, что важнейшей из Заповедей Божиих является Заповедь Любви. В нашей обыденной жизни эта Заповедь может проявляться, по меньшей мере, как смирение и терпение по отношению к ближним. Научившись терпеть слабости и недостатки наших ближних, мы положим начало своему спасению и сможем продвигаться далее в наших благих помыслах и делах. Не положив же основу смирения и любви под свои помыслы и дела, мы будем бесплодны, а благочестие наше обратится тогда в лицемерие...

   В завершение, гостеприимные хозяева пригласили нас в большую трапезную на «чай». Оказалось, что там, кроме чая и кофе нас ждали и суп и салаты и запеканки и пироги. Всё постное, но очень вкусное. Поскольку мы бодрствовали уже давно, всё это пришлось очень кстати. Получился настоящий братский пир, хотя и в духе «фуршет», потому что стульев в молодом монастыре ещё мало. Закончив трапезу и сердечно поблагодарив хозяев, мы продолжили наше путешествие. Следующим пунктом нашего паломничества был город Тетин, место убиения святой Людмилы. Ещё раз полюбовавшись живописными Моравскими горами, мы прибыли к костёлу св. Людмилы, построенному на месте её мученичества. Это маленький, я бы даже сказал, деревенский, костёл, какой-то уютный, скромный, но одухотворённый.

   В алтарной части костёла находится рака с камнем из крыльца, на котором приняла смерть святая Людмила. Поскольку в католических храмах вход в алтарь мирянам разрешён, мы встали неспешной чередой для поклонения святыне. Затем прочитали общую молитву ко Господу и святой Людмиле и поклонившись отправились дальше. Неподалёку от этого места находится кладбище, где первоначально погребли тело святой мученицы. Рядом стоит храм во имя святого Яна (Иоанна) под Скалой, очень почитаемого в Чехии. Место это тоже примечательное. Здесь,  недалеко, находилась пещера, в которой жил этот раннехристианский святой, почитаемый и католической и православной церковью. Восхитительный вид открывается в этом месте на близлежащие долины. Но, любоваться долго было некогда, неподалёку нас уже ждал автобус, чтобы отправиться в Прагу.

   Осмотр  Праги мы начали с самой верхней её точки — Вышгорода. Чтобы уж потом не карабкаться наверх. Я ещё не сообщил, что в составе нашей группы были люди пожилые и не очень здоровые, были младшие школьники и даже инвалид-колясочник Ваня со своей мамой, Людмилой... Ну что сказать о Праге? О ней уже столько сказано восхищённых слов, что я никак не буду оригинален. Могу лишь добавить, что радость от увиденных дивных красот чудно ложилась на радость паломников, только что приобщившихся Святых Христовых Тайн и повидавших святые места. И стремящихся далее, к главной святыне нашего путешествия!

   Многие из нас были в Праге впервые. Радость открытия — это одна из самых больших радостей человека, а открытие духовное несравнимо ни с чем! Сужу по себе — я летел как на крыльях, слушая в наушниках рассказ нашего милого экскурсовода, Нади, удивляясь пражским красотам, поддерживая утруждённую путешествием жену и непрерывно щёлкая навскидку фотоаппаратом. Почему-то я был убеждён, что снимки, всё равно будут хорошие. Так оно и вышло!

   С чем можно сравнить Прагу? У неё своё самобытное, светлое и радостное лицо. Она не похожа ни на один из прекрасных городов, которые я видел.  Может быть, та часть, которую мы посмотрели, в наибольшей степени похожа на Львов, каким он был лет 30 назад, когда его ещё любовно реставрировали... Но такой великолепной Резиденции и соборов, как в Праге, во Львове нет. В каталоге ЮНЕСКО этот ансамбль значится как выдающийся памятник культуры и архитектуры, отражающий 3 исторических эпохи, и самая большая в мире Резиденция президента. Именно здесь находятся древнейшие соборы Праги, построенные в 10ом веке. Это величественный готический собор св. Вита и базилика св. Георгия. Туда мы и направили наш путь.

   Резиденция состоит, как бы, из трёх архитектурно-исторических «слоёв»:  классицизма барокко и готики. Собор св. Вита и базилика св. Георгия, представляют нам средневековую архитектуру. Живя в Германии, мы повидали немало величественных готических соборов. Не скажу, что собор святого Вита их во всём превосходит, но он являет собой одну из вершин средневекового зодчества. Когда мы зашли вовнутрь, то увидели величественный декор, прекрасные витражи, и праздничное многолюдие. Снаружи — прекрасная архитектура — высший класс. Но, духовная жажда паломничества влекла нас дальше, к базилике св. Георгия.

   Внешне базилика не столь внушительна, как готический собор св. Вита. У неё фасад потерян — перестроен под барокко ещё в 16м веке. Но, войдя вовнутрь, мы попадаем в настоящий византийский храм. Всё здесь дышит древностью и высочайшей духовностью. И, главное всё здесь уже готово к важнейшему сегодняшнему событию — совместному Акафисту, который должны совершить архиереи и прихожане всех православных церквей Европы. Архиереи уже собрались и ждут. Паломники и прихожане занимают места, соответствующие их физическим возможностям. Те, кто утомлён, садятся на скамьи, остальные окружают плотной толпой священников, выстроившихся кругом в середине храма. Начинает праздник Архиепископ Пражский Иоахим. Он произносит приветственное слово к собравшимся.
   Из его речи на чешском языке я понял, что в этом празднестве участвуют архиереи разных поместных православных церквей Европы. От России, как я узнал, был Архиепископ Новосибирский. Также были архиереи из Польши, Украины (УПЦ МП), Грузии, Румынии, Болгарии, Греции, Беларуси. И вот, все эти епископы по очереди стали читать на церковнославянском языке икосы и кондаки Акафиста святой Людмиле Чешской. Вернее, в икосах они читали только зачин, а все величания пели собравшиеся прихожане и паломники от разных церквей вместе с хором. Получалось удивительно дружное, согласованное и одухотворённое чтение. Я тоже участвовал в этом благоговейном пении, заглядывая в текст через плечо пожилой матушки, стоявшей впереди.

   Поистине, это была благодатная и поучительная вершина нашего паломничества. Убеждён, что все молившиеся здесь люди воспринимали это чтение так же, как и я — это было именно соборное чувство единства в благодати. Можно сказать, что это был своеобразный праздник торжества Православия, праздник единения христиан. Меня не оставляло радостное чувство, что именно так задумал Бог, такова Его Воля — быть нам всем вместе. В поведении архиереев чувствовались, конечно, какие-то должностные отношения, но не сомневаюсь, что и они ощущали великое значение совершаемой службы. Ну а когда Акафист завершился, началось елеопомазание и поклонение святым мощам Людмилы Чешской.

   Тут должен ещё сказать, как порадовала меня тёплая и братская  атмосфера праздника. Двое незнакомых украинцев пронесли нашего инвалида Ваню по ступенькам к мощам святой Людмилы. Люди уступали друг другу очередь, пропускали вперёд немощных и детишек. Впрочем, это характерно для всех христианских праздников! Наконец и я, своей чередой поднялся к гробнице, помолился от всего сердца святой Людмиле, поклонился ей и вполне счастливый спустился в храм. Кругом видел я лица, освящённые благодатной радостью. Теперь нам оставалось только найти свой автобус и отправиться обратно.

   Завершилось наше паломничество вполне гармонично. Мы попрощались из окон автобуса с прекрасной Прагой, отдохнули и перекусили. Затем прочитали благодарственные молитвы по  Святому Причащению и вечернее молитвенное правило. Настроение у всех было замечательное, усталость никого не угнетала. В 10 вечера приехали в спящий Нюрнберг, к месту отправления, где уже ждал и по отечески нас приветствовал наш батюшка. Как будто и не уходил! Возблагодарив Бога мы отправились по домам.
Слава Тебе Господи, за то, что Ты дал нам такую радость!

А. Костерин. Нюрнберг.