8. Эволюция Стада

Просто Валерия
                Шли годы. Старшее поколение уходило на отдых, молодёжь взрослела. Не стало Ривокского Коня, его место занял достойный вожак – Зверь, отличавшийся более строгим нравом и державший Стадо в узде. Произошли и другие изменения. Вместо лёгкой изгороди, Стадо отгородилось от внешнего мира высоким забором, оставив по привычке лишь подход к пропасти. Над головами появилась крыша. Название сменилось на более современное – «Study», но это в документах, а в разговорах животные употребляли прежнее. Изменился состав Стада. Хотя основной рабочей силой оставались Лошадки, их явно не хватало. Поэтому  работали и другие животные. Сначала их приняли, а потом узаконили в специально составленном документе – поимённо.

            Первыми в списке значились ближайшие родственники Лошадей: непарнокопытные Ослики и Зебра, которые могли делать всё то же, что и Лошади. Следующими были парнокопытные: Газель, Косуля, бедные Козочки и Овечки. Особое место занимала Коза-Дереза, которая находилась в Стаде всегда и считала себя главнее всех. Она настояла, чтобы её имя было набрано жирным шрифтом, пригрозив, в случае невыполнения, отправить в ЦеУ телегу. Список замыкали несколько представителей отряда Сумчатых: пара Коал, слепая Сумчатая Кротиха и Броненосец. Последней значилась Ехидна. Сначала её не хотели включать в список, но Кента, ставшая к тому времени помощником вожака, обратила внимание на наличие у Ехидны выводковой сумки. Это сближало её с Сумчатыми, а против них руководство не возражало.

               Энтузиазма в Стаде хватало, но всё имеет свои границы, и всё чаще животные, отвлекаясь от работы, думали о нехватке овса, которого присылали всё меньше, и меньше. И тут Зверь сообразил, что из овса можно выращивать молодые побеги, тогда его станет больше, и микроклимат в Стаде улучшится, а значит, работа пойдёт успешнее. Идею восприняли на «ура». Заняли часть поля, на котором проходило практическое обучение, назвали эту территорию пастбищем, разделили на равные части, отгородились друг от друга и увлеклись выращиванием свежей пищи. Зверь убедил вышестоящие инстанции, что оставшегося поля вполне хватает для обучения, тогда наличие пастбища узаконили. Правда, пришлось выделить участки  и нескольким Важным Птицам.

               Вскоре по всем Стадам волной прокатилась монетизация овса, и в нашем Стаде очень своевременно оказались и монеты, и овёс с пастбища. Но радость была недолгой: монет поступало всё меньше. Опять назревал кризис. И снова Зверь нашёл выход. В свободные стойла ему разрешили временно пустить Золотых Антилоп, которые, как известно, умеют выбивать монеты копытами из-под земли. А монеты были нужны не только на питание животным. Со дня основания в Стаде не было ремонта – всё рушилось, текло и ломалось. Не выделялись монеты и на духовную пищу, хотя потребность в ней была большая. Золотые Антилопы помогли решить часть этих проблем, но, в то же время, создали много новых. Они жили своей сказочной жизнью. Без ведома Зверя проводили в стойлах ремонт, после чего их временное пребывание в Стаде затягивалось. Могли неожиданно исчезнуть, закрыть стойло, сменить вывеску, впустить к себе каких-то нечистоплотных животных. Выяснилось также, что свои золотые монеты они на ветер не бросают, хорошо считают, а также направляют каждую монету в путешествие, откуда она возвращается не одна. Однако часть животных, ничего не знавших об этом, приняла Золотых Антилоп за дойных коров. И однажды Тёмной Лошадке удалось выпросить у них монет на угощение Стаду, чем был создан прецедент.

             Поглощённые заботами о пропитании, стадные животные не придавали большого значения тем изменениям, которые происходили в окружающем мире. Они просто выполняли указания, иногда внутренне сопротивляясь им, иногда соглашаясь. Некоторые втихую поступали по-своему. Время от времени кого-нибудь вызывали на обучение. Вернувшись в Стадо, обученное животное несколько дней витало в облаках, но, столкнувшись с материальными проблемами и нежеланием Стада что-либо менять, спускалось на землю и ограничивалось внедрением примерно сотой доли услышанного.

              В конце концов, сложилась не очень понятная, противоречивая, но соответствующая инструкциям модель обучения. Главной задачей Стада было объявлено движение в гору, к Вершине. Это слово следовало теперь писать с заглавной буквы, поэтому первый этап движения заключался в переоформлении всех документов. А так как других пояснений не последовало, каждый понял задачу по-своему. Одни считали, что направляются к Вершине знаний, другие – к Вершине благополучия, третьи – к Вершине мастерства. Некоторые вообще не понимали, куда и зачем идут. Но требовалось не только идти, но и вести за собой учеников. Вскоре понятие «Вершина» приобрело какой-то абстрактный характер и перестало вызывать споры. Движение в гору было медленным, потому что каждое животное тащило тяжёлую повозку с духовной пищей и в то же время думало о пище материальной. Следом продвигались ученики, и все взрослые кормили их духовной пищей, каждый из своей повозки. Попутно ученики  обучалась глубокой вспашке и осваивали приёмы обучения младших. Самые добросовестные животные старались вложить в молодое поколение как можно больше, что иногда приводило к потере у учеников аппетита или к аллергии  на духовную пищу. Но это были частные случаи.

            Чтобы не потерять основное направление, все ориентировались на главную повозку, которую тащили к Вершине вожак и его помощники. Чем нагружать главную повозку, решали Шеф и Важные Птицы. Содержимое прочих повозок определяли менее Важные Птицы и сами Рабочие Лошадки. Выплата монет зависела не столько от работы с учениками, сколько от степени продвижения вверх.* Самым большим достоинством в Стаде считалась многолетняя работа. Поэтому без очереди к Вершине старались не допускать. Если какая-нибудь резвая Молодая Лошадка, недавно пришедшая в Стадо, пыталась быстро идти в гору, её останавливали: впереди должен идти тот, кто раньше начал путь.

             Было в этой системе два неразрешимых противоречия. Во-первых, легче всего идти к Вершине с пустыми повозками или вообще без них. Но тогда как быть с учениками? Во-вторых, было обидно, что первым идёт вожак. Снизу казалось, что его повозка самая лёгкая, и любое животное справится с ней лучше, тем более, имея так  много помощников. И ещё в Стаде постепенно сформировалось недоброжелательное  отношение к птицам, особенно высокого полёта: они как-то легко, без особых усилий добирались до Вершины. Для тех, кто шёл в гору снизу и потратил на это долгие годы, такой взлёт казался несправедливым.



* Зарплата преподавателя зависит от его квалификационной категории, которая присваивается с учётом освоения новых педагогических технологий, наличия публикаций, участия в конференциях. Успеваемость студентов практически не учитывается.

       Продолжение  http://www.proza.ru/2014/10/07/1398